Василий Верещагин в восточных войнах

 
Код статьиS268684310010406-4-1
DOI10.18254/S268684310010406-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; Доцент Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы280-291
Аннотация

Обзор прошедшей в 2018 г. монографической выставки Василия Верещагина в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу фокусируется на нескольких важных востоковедных темах: художник, чаще всего ассоциирующийся у отечественного зрителя с горой черепов на картине «Апофеоз войны», показан как системный художник-ориенталист с особой спецификой и методом изображения натуры — беспристрастным, репортажным и, казалось бы, отстраненным. На примере картины «Торжествуют» автор рассматривает свою гипотезу объяснения этого художественного приема, давая попутно краткую характеристику Верещагину как на удивление «недооцененному живописцу».

Ключевые словаВасилий Верещагин, ориентализм, художники-ориенталисты, выставки
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено11.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов17264
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Третья по счету1 монографическая выставка-блокбастер Государственной Третьяковской Галереи2, вышла самой радостной — не только для востоковедов, получивших возможность приобщиться к огромному массиву работ главного российского художника-ориенталиста, собранным в одном месте, но и для широкой публики. Подобно Серову, Айвазовскому и Репину (монография которого потрясла зрителей столиц на переломе последнего «дочумного» и нынешнего, 2020 года, когда музеи еще работали), Василия Васильевича Верещагина (1842–1904) тоже нельзя не любить, но, к счастью, при упоминании его имени суперэстеты раздраженно не морщатся, как от олигархического Айвазовского, а бедный норовистый Серов в массовом сознании теперь всегда будет ассоциироваться с очередями на морозе и со сломанными дверями. Нет человека, при имени Верещагина мысленно не снявшего бы шляпу и одновременно не улыбнувшегося. Великолепие колорита его полотен, красота и пышность Востока, несравненное личное мужество художника, наконец, его трагическая гибель, — все это находит благодарный отклик как в восприятии самого массового, неискушенного зрителя, так и у придирчивых арт-критиков. 1. После печально известной массовыми беспорядками, с одной стороны, и порадовавшим всех пробуждением коллективной зрительской «Наташи», с другой, выставки Валентина Серова и торжественно-великолепной экспозиции «художника олигархов» Ивана Айвазовского; обе — 2016 г.

2. Организована Государственной Третьяковской галереей (генеральный директор З. И. Трегулова), проходила 7 марта – 15 июля 2018 г. в Новой Третьяковке на Крымском валу.
2 Однако что же на самом деле мы хотим увидеть на выставке Верещагина? Предмет или живопись? Как у большинства ориенталистов, наверное, скорее предмет — роскошь Востока в трактовке ориенталиста (см. подробнее об ориентализме и оксидентализме в: [Вяземская, 2019; Dubrovskaya, 2019; Чернышева, 2018]), да еще и такой Восток, каким его не покажут современные тревел-фотографии. Однако если нам понадобится припасть к живописному Ладаку или Кашмиру, мы скорее будем искать репродукции старшего Рериха, а не разглядывать крошечные этюды формата А4 Василия Верещагина3. Если же нас заинтересует традиционное искусство Дальнего Востока, мы скорее обратимся к собственной живописи Китая и Японии, а не к Верещагину. (Забегая вперед, скажем: в плане Японии — напрасно: Верещагин, пишущий Японию, не столько фиксирует Японию, сколько ищет новые media. Можно спорить о том, насколько удачно у него это получается, но в картинах, посвященных Японии, перед нами не академический Верещагин с дробным и слитным заглаженным мазком, а протопостимпрессионист со смелыми черными контурами и иероглифической работой кисти.) Что ж — у Верещагина мы найдем другое, и не только предмет, но и великую живопись как таковую. Но начнем все-таки с предмета. 3. Что весьма обидно: выставка демонстрирует, что натура диктует метод — скажем, две небольшие работы Верещагина, изображающие озеро Иссык-Куль» (обе 1874 г., в том же году приобретенные у автора П. М. Третьяковым), демонстрируют «правдивость» передачи колористической схемы, характерной для многих пейзажей Центральной Азии, отцом и сыном Рерихами, и эти работы не одиноки [Василий Верещагин, 2018, с. 120] (Илл. 1, 2).
3
1-1

Илл. 1. В. В. Верещагин. Озеро Иссык-Куль. Х., м. 14,8 × 17. 1874 г. ГТГ. По: [Василий Верещагин, 2018, с. 102]

4
2

Илл. 2. В. В. Верещагин. Озеро Иссык-Куль. Х., м. 17 × 26. 1874 г. ГТГ. По: [Василий Верещагин, 2018, с. 102]

5

До посещения выставки автору не приходило в голову, что there’s a method in his madness4, что в выборе тем художник работает как фоторепортер. Верещагин заводит мотор. Верещагин выбирает тему. В выборе темы Верещагин бесстрашен, как дитя. Верещагин видит войну. Верещагин «видит» казни. Верещагин пишет5. После выставки появилась осторожная гипотеза о том, что в том, как Верещагин видит и пишет, есть определенная система, даже, возможно, подразумеваемый урок.

4. Парафраз характеристики Гамлета Полонием: “Though this be madness, yet there is method in 't.” («пусть то безумье, но в его безумье есть система») [Shakespeare, 1993, p. 991].

5. Предлагаем читателю сравнить творчество и судьбу Василия Верещагина, не брезговавшего военной стороной восточных сюжетов, и отторжение подобной проблематики испанским художником-ориенталистом Мариано Фортуни (1838–1874), старшим современником Верещагина, которому посвящена статья [Мороз, 2020, с. 170-179] в этом же номере «ВК».

всего просмотров: 836

Оценка читателей: голосов 0

1. Агеева Н. Е. Кавказская серия. 1863–1864, 1865. Василий Верещагин. М.: Третьяковская галерея, 2018a. С. 76–95.

2. Агеева Н. Е. Туркестанская серия. 1867–1874. Василий Верещагин. М.: Третьяковская галерея, 2018b. С. 98–102.

3. Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2018. — 416 с.

4. Верещагин В. В. Из записной книжки. Василий Верещагин. М.: Третьяковская галерея, 2018. С. 356–372.

5. Вяземская К. Т. Осман Хамди Бей (1842–1910): первый турецкий ориенталист? Восточный курьер / Oriental Courier. № 1–2. 2019. С. 126–138.

6. Ким Е. В. Японская серия. 1903–1904. Василий Верещагин. М.: Третьяковская галерея, 2018. С. 338–350.

7. Мороз М. Р. Ориентализм Мариано Фортуни и его влияние на русских художников рубежа XIX–XX вв. Восточный курьер / Oriental Courier. № 1–2. 2020. С. 170-179.

8. Резван Е. А., Резван М. Е. Балканская серия. Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Третьяковская галерея, 2018а. С. 266–292.

9. Резван Е. А., Резван М. Е. Индийская серия. Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Третьяковская галерея, 2018b. С. 214–266.

10. Резван Е. А., Резван М. Е. Палестинская серия. Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Третьяковская галерея, 2018с. С. 298–304.

11. Резван Е. А., Резван М. Е. Русская дверь на Восток Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Третьяковская галерея, 2018d. С. 200–214.

12. Теркель Е. А. Япония глазами Василия Верещагина. Василий Верещагин. 1842–1904. М.: Третьяковская галерея, 2018. С. 350–356.

13. Чернышева М. А. Василий Верещагин и Жан-Леон Жером. Василий Верещагин. 1842–1904. С. 30–40. М.: Третьяковская галерея, 2018.

14. Dubrovskaya D. V. Orientalism and Occidentalism: When the Twain Meet. Восток / Oriens. № 5. 2020. Pp. 77–82.

15. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet. The Yale Shakespeare. The Complete Works. New York: Barnes & Noble, 1993. Pp. 975–1025.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх