Mariano Fortuny’s Orientalism and its Influence on Russian Artists at the Turn of the 19th–20th centuries

 
PIIS268684310010395-2-1
DOI10.18254/S268684310010395-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Independent Scholar, journalist (Lomonosov Moscow State University), Bachelor of Art History (Russian State University for the Humanities; SUH), art curator, lecturer
Affiliation:
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
Edition
Pages170-179
Abstract

The work of Mariano Fortuny, one of the most famous artists of Spain in the mid–19th century, and his influence on Russian artists is still a little-studied topic. Traces of the influence of his genre scenes, inspired by the Eastern exotic, can be found in the works of a large number of his students, followers and imitators.The works of the Spanish painter were incredibly popular among Russian artists and collectors. So, in the collections of Dimitry Botkin and Sergey Tretyakov several Fortune masterpieces appeared, the famous teacher of the Imperial Academy of Arts Pavel Chistyakov spoke about his paintings in his classes, which is connected with the fascination with the orientalist themes of his students Ilya Repin and Vasily Polenov. Mikhail Vrubel also reproduced in his early works the ornamental style of Fortuny. The article examines how the work of the Spanish artist has become a landmark of high skill for young students of the teacher of the Imperial Academy of Arts Pavel Chistyakov.

KeywordsOrientalism, Mariano Fortuny, Ilya Repin, Vasily Polenov, Pavel Chistyakov, Mikhail Vrubel, Sergey Tretiakov, Dimitry Botkin, Morocco, the Battle of Tetuan, Spanish art, orientalist art, orientalist painters
Received14.07.2020
Publication date31.07.2020
Number of characters19380
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Ориентализм и Фортуни

2 Испанское искусство от Эль Греко до Сальвадора Дали детально исследовано в русской историографии. Но удивительным образом в этой единой хронологической линии от середины XVI столетия до конца XX в. остается малоизученной область второй половины XIX в. Может показаться, что после смерти Франсиско Гойи в 1828 г. в испанском искусстве не было мастеров, достигших европейской славы, и яркой вспышкой после долгого молчания стали лишь работы Пабло Пикассо, представленные для первой персональной выставки в Париже в 1901 г. Но это далеко не так.
3 Восполнить этот временной пробел была призвана выставка «Импрессионизм и испанское искусство», проходившая в московском Музее русского импрессионизма с 10 октября 2019 по 26 января 2020 г. Имена Мариано Фортуни (1838–1874), Игнасио Сулоаги (1870–1945), Хоакина Сорольи-и-Бастиды (1863–1923), Эрменехильдо Англады–Камарасы (1871–1959) снова привлекли внимание исследователей. И не случайно — творчество этих мастеров было знакомо русскому зрителю начала ХХ в., а репродукции их работ воспроизводились в русских изданиях. Так, в период с 1901 по 1904 г. в журнале «Мир искусства»1 было опубликовано девять обзоров выставок с участием испанских художников. 1. «Мир искусства» — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, посвященный творчеству русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения. Издавался в Петербурге с 1898 по 1904 гг.
4 Одним из самых популярных испанских живописцев в конце XIX в. в среде русского художественного сообщества был Мариано (Мариà) Фортуни (Mariano [Marià] Josep Maria Bernat Fortuny i Marsal; 1838–1874). Родившись в Реусе в простой плотницкой семье, Мариано с самого раннего возраста интересовался рисованием. Его художественное образование начиналось в местной художественной школе под руководством каталонского художника Доменека Соберано (Domènec Soberano; 1825–1909). После смерти родителей в возрасте 14 лет он вместе с дедушкой переехал в Барселону и поступил в Школу изящных искусств, где он учился у популярных в то время художников-назарейцев: Мануэля Мила-и-Фонтаналс (Manuel Milà i Fontanals; 1810–1883) и Льюса Ригалта (Lluís Rigalt i Farriols; 1814–1894). В конце обучения Фортуни смог выиграть конкурс и получил грант от правительства Барселоны на двухлетнюю поездку в Рим. Италия стала для художником второй родиной, здесь раскрылся его талант, проявилась виртуозная живописная манера изображать световые эффекты и мельчайшие детали. Фортуни прожил всего 36 лет и умер в Риме от малярии.
5 «По мастерству исполнения, положительно нет никого между современными европейскими живописцами, кто мог бы соперничать с Фортуни. ...Манера его, в высшей степени разнообразная: то размашистая и бойкая донельзя, то замечательно оконченная, поражает своими контрастами, приводит в недоумение неожиданностями. Это Мейссонье и Гойя, непостижимым образом слившиеся в лице одного художника», — написал о его творчестве Аполлон Матушинский в статье 1883 г. [Матушинский, 1883, с. 414].
6 Известность Фортуни составила не только совершенная техника исполнения, но и ориенталистская направленность его работ, особенно популярная во второй половине XIX в.

views: 582

Readers community rating: votes 0

1. Allenov M. M. Vrubel' i Fortuni. Voprosy iskusstvoznaniya. №2–3. M.: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 1993. S. 41–57 [Allenov M. M. Vrubel and Fortuny. Voprosy Iskusstvoznaniya. No. 2–3. Moscow: State Institute for Art Studies, 1993. Pp. 41–57 (in Russian)].

2. Al'kolea S. Mariano Fortuni, predtecha impressionizma. Katalog vystavki «Impressionizm i ispanskoe iskusstvo». M.: Muzej russkogo impressionizma, 2019. — S. 38–50 [Alcolea S. Mariano Fortuny, the forerunner of impressionism. Catalog of the “Impressionism and Spanish Art” Exhibition. Moscow: Museum of Russian Impressionism, 2019. — P. 38–50 (in Russian)].

3. Golovin A. Ya. Vstrechi i vpechatleniya. M.: Iskusstvo, 1940. — 177 s. [Golovin A. Ya. Meetings and Impressions. Moscow: Iskusstvo, 1940. — 177 p. (in Russian)].

4. Matushinskij A. M. Mar'yano Fortuni. Vestnik izyaschnykh iskusstv, izdavaemyj pri Imperatorskoj akademii khudozhestv. Pod red. A. I. Somova. SPb.: A. I. Somov, 1883. T. 1. S. 410–442 [Matushinsky A. M. Mariano Fortuni. Herald of Fine Arts, Published by the Imperial Academy of Arts. Ed. A. I. Somov. St. Petersburg: A. I. Somov, 1883. Vol. 1. Pp. 410–442 (in Russian)].

5. Matushinskij — Ehm' (Matushinskij A. M.). Khudozhestvennaya khronika. Vystavka v Akademii khudozhestv. [gazeta] Golos. 1876. 1 dek. № 332. S. 1–2 [Matushinsky — “‘Em” (A. M. Matushinsky). The Art Chronicle. Exhibition at the Academy of Arts. Golos. 1876. Dec., 1. No. 332. Pp. 1–2 (in Russian)].

6. Nesterova E. V. Put' cherez Parizh… I. E. Repin i frantsuzskoe iskusstvo. Katalog vystavki Il'ya Repin. M.: Gos. Tret'yakovskaya galereya, 2019. — 592 s. [Nesterova E. V. The Way Through Paris... I. E. Repin and French Art. Catalog of the Ilya Repin Exhibition. Moscow: State Tretyakov Gallery, 2019. — 592 p. (in Russian)].

7. Pis'mo I. N. Kramskogo k I.E. Repinu. 16 maya 1875, Peterburg. I. E. Repin. Pis'ma. M.: Iskusstvo, 1949. S. 103 [A Letter from I. N. Kramskoy to I. E. Repin. May, 2, 1875, Paris. I. E. Repin. Letters. Moscow: Art, 1949. Pp. 103 (in Russian)].

8. Pis'mo I. E. Repina k I. N. Kramskomu. 2 maya 1875, Parizh. I. E. Repin. Pis'ma. M.: Iskusstvo, 1949. S. 99–100 [A Letter from I. E. Repin to I. N. Kramskoy. May, 2, 1875, Paris. I. E. Repin. Letters. Moscow: Art, 1949. Pp. 99–100 (in Russian)].

9. Pis'mo M. A. Vrubelya k A. A. Vrubel'. Osen' 1883. Vrubel'. Perepiska. Vospominaniya o khudozhnike. Sost. Eh. P. Gomberg–Verzhbinskaya, Yu. N. Podkopaeva, Yu. V. Novikov. L.: Iskusstvo, 1976. — 384 s. [A letter from M. A. Vrubel to A. A. Vrubel. Autumn 1883. Vrubel. Correspondence. Memories of the Artist. Comp. by E. P. Gomberg-Verzhbinskaya, Yu. N. Podkopaev, Yu. V. Novikov. Leningrad: Art, 1976. — 384 p. (in Russian)].

10. Polenov V. D., Polenova E. D. Khronika sem'i khudozhnikov. Sostav. E. V. Sakharova. M.: Iskusstvo, 1964. — 839 s. [Polenov V. D., Polenova E. D. Chronicle of the Family of Artists. E. V. Sakharova (Comp.). Moscow: Iskusstvo, 1964. — 839 p. (in Russian)].

11. Repin I. E. Dalekoe blizkoe. M.: Iskusstvo, 1964. — 511 s. [Repin I. E. Distant Slose. Moscow: Iskusstvo, 1964. — 511 p. (in Russian)].

Система Orphus

Loading...
Up