German-Russian Company for Air Transport Deruluft (In Commemoration of Its Centennial)

 
PIIS020596060016359-6-1
DOI10.31857/S020596060016359-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Ul. Baltiyskaya, 14
Journal nameVoprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki
EditionVolume 42 Issue 3
Pages480-500
Abstract

This article describes the history of creation and operation of the German-Russian company for air transport, the Deruluft airline. It launched its operation with the first international air line in Soviet Russia, an airlink between Moscow and Königsberg, and new lines were opened subsequently. Deruluft mostly used German aircrafts; Soviet aircrafts were also used although to a lesser extent. The aircrews included both German and RSFR (USSR) citizens. Deruluft operated for 15 years and was dissolved for political reasons. The airline’s activities had promoted the development of the Soviet civil aviation and training of skilled cadre of Soviet professionals.

KeywordsDeruluft, airline, aircraft, company for air transport
Received28.09.2021
Publication date29.09.2021
Number of characters39008
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Когда в России закончилась Гражданская война, гражданской авиации в стране еще не существовало. Между тем в соответствии с планами развития дипломатического, торгового и военного сотрудничества с Германией наша страна нуждалась в быстрой и надежной государственной связи с немецкой столицей. Железнодорожное сообщение Москва – Берлин из-за отсутствия прямых скоростных поездов занимало около 110 час. К тому же часть маршрута проходила по территории Польши, недружественно настроенной по отношению к Советской России, и таможенные досмотры на границе сильно осложняли перевозку секретных дипломатических сообщений.
2 Летом 1921 г. по поручению Совета народных комиссаров РСФСР руководитель российского торгпредства в Берлине Б. С. Стомоняков начал переговоры с немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро-Унион» о создании авиалинии между Россией и Германией. Он писал наркому внешней торговли Л. Б. Красину:
3 «Политическое значение линии – громадно, [она] сближает нас с Западом и является противовесом блокады. Особенно важно техническое значение линии – это будет первое окно в Европу для нашей авиации, которая много лет развивалась совершенно обособленно. Появление новых типов самолетов, хорошо сконструированных и отвечающих предъявленным требованиям, оживит наших конструкторов и повлечет за собой соревнование с заграничными завоеваниями техники, чем подгонит нашу авиацию...»1 1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 413. Оп. 17. Д. 155. Л. 11.
4 Переговоры прошли успешно, и в конце 1921 г. было создано Германско-российское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» (Deruluft, Deutschе-Russische Luftverkehrgesellschaft), предназначенное для полетов из Москвы в Кёнигсберг. Остаток пути до Берлина дипкурьеры и другие специалисты должны были проезжать немецким скорым поездом. Все расходы по работе авиалинии плюс 15 % доплаты, а также половину расходов на создание основного капитала общества Россия брала на себя.
5 13 декабря 1921 г. договор был подписан советским правительством. По указанию В. И. Ленина в Берлин перевели 250 тыс. руб. для приобретения самолетов. «Дерулюфт» получал преимущественное право на все воздушные линии между Россией и Германией. Кроме этого, наша страна разрешала обществу бесплатное пользование аэродромами и давала право на беспошлинный ввоз из Германии оборудования, необходимого для работы авиалинии. Срок действия договора составлял пять лет2. 2. ГАРФ. Ф. 8350. Оп. 2. Д. 197. Л. 127.
6 1 мая 1922 г. состоялось официальное открытие международной авиалинии. Журнал «Вестник воздушного флота» сообщал:
7 «Линия организована Русско-германским обществом воздушных сообщений Дерулюфт»). Начальные станции – Москва и Кёнигсберг, промежуточные – Смоленск и Ковно. Рейсы производятся на самолетах «Фоккер III» с мотором «Роллс-Ройс» в 360 л. с., специально заказанных и приспособленных для данной цели. Самолеты во всем подобны аппаратам того же типа, но снабжены более сильным мотором и, кроме кабины на 6 пассажиров, имеют поместительное хранилище для груза. Нормальная скорость самолетов – 160 км в час при запасе горючего на 6 часов. В виде опознавательных знаков на крыльях и корпусе самолеты имеют буквы RR (Российская Республика). Они снабжены гербом РСФСР и надписью «Собственность Рос. Социал. Фед. Сов. Республики». Первый самолет, RR. I, прилетел в Москву вечером 30-го апреля. Он прибыл из Амстердама, с посадками в Берлине, Кёнигсберге, Ковно и Смоленске. Во время торжеств 1-го мая этот же самолет летал над Москвой одновременно с эскадрой русских военных самолетов, имея пассажирами представителей главного командования красным воздушным флотом, Наркоминдела, редакции «Вестника воздушного флота» и других. К вечеру 1-го мая прибыл второй самолет, RR. III, а днем 2-го мая на третьем самолете RR. II прибыла первая почта с дипломатическим курьером из Берлина. С тех пор рейсы производятся регулярно два раза в неделю в каждом направлении. В работе пока пять самолетов. К перевозке принимается предпочтительно официальная почта Наркоминодела и Наркомвнешторга, и в качестве пассажиров – представители этих ведомств. С 4-го июня открылась также перевозка простых и заказных писем в Германию […] Отбытие самолетов из Москвы в 9 час. утра по воскресениям и средам, а прибытие из Кёнигсберга – около 9 час. вечера по воскресениям и четвергам3. Расстояние Москва – Смоленск (ок. 380 км) проходится в среднем в 2½ часа, Смоленск – Ковно (ок. 600 км) – в 4½ часа, Ковно – Кёнигсберг (ок. 220 км) – в 1¾ часа. Весь путь Москва – Кёнигсберг, 1200 км, требует около 9 часов полета, не считая кратковременных остановок на этапах. Расписание полетов согласовано с приходом и отходом ночных поездов Кёнигсберг – Берлин. Весь путь от Москвы до Берлина занимает около 20 часов»4. 3. Затем вылеты из Москвы стали выполняться по вторникам и пятницам.

4. [Хроника] // Вестник воздушного флота. 1922. № 12. С. 47.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 506

Readers community rating: votes 0

1. Gardner, L. “Deruluftom” v Moskvu. Chastʼ 1 [To Moscow by Deruluft. Part 1], www.ato.ru/content/deruluftom-v-moskvu-chast-1.

2. Katanian, V. (1985) Maiakovskii. Khronika zhizni i deiatelnosti [Mayakovsky. A Chronicle of Life and Work]. Moskva: Sovetskii pisatelʼ.

3. Kharitonova, E. V. (2012) Vozdushnye gavani Moskvy [The Aerial Harbors of Moscow], Moskovskii zhurnal, no. 11, pp. 86–87.

4. Khronika [Current Events] (1922), Vestnik vozdushnogo flota, no. 12, p. 47, 48.

5. Khronika [Current Events] (1934), Grazhdanskaia aviatsia, no. 11, p. 32.

6. Khronika [Current Events] (1937), Aviatsionnaia gazeta, February 23, p. 4.

7. Korolʼ, V. V. (2014). Krylʼia “Pulkovo”: stranitsy istorii grazhdanskoi aviatsii goroda na Neve [The Wings of Pulkovo: Pages from the History of Civil Aviation of the City on Neva]. Sankt-Peterburg: Politekhnika-servis.

8. Tsvetkov, V. (1999). Vozdushnye perevozki v Vostochnoi Prussii: istoricheskii ocherk [Air Transport in East Prussia: A Historical Sketch]. Kaliningrad.

Система Orphus

Loading...
Up