Германско-российское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» (к 100-летию со дня создания)

 
Код статьиS020596060016359-6-1
DOI10.31857/S020596060016359-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Москва, ул. Балтийская, д. 14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 42 №3
Страницы480-500
Аннотация

В статье изложена история создания и деятельности Германско-российского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». Его деятельность началась с открытия в 1922 г. первой в Советской России международной воздушной линии Москва – Кёнигсберг, впоследствии был открыт еще ряд линий. Общество использовало преимущественно немецкие самолеты, хотя в меньшем объеме эксплуатировались и самолеты советского производства; летный состав включал граждан как Германии, так и РСФСР (СССР). «Дерулюфт» проработал 15 лет и был упразднен по политическим причинам. Деятельность общества способствовала развитию советской гражданской авиации и подготовке квалифицированных кадров отечественных специалистов.

Ключевые слова«Дерулюфт», авиалиния, самолет, общество воздушных сообщений
Получено28.09.2021
Дата публикации29.09.2021
Кол-во символов39008
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Когда в России закончилась Гражданская война, гражданской авиации в стране еще не существовало. Между тем в соответствии с планами развития дипломатического, торгового и военного сотрудничества с Германией наша страна нуждалась в быстрой и надежной государственной связи с немецкой столицей. Железнодорожное сообщение Москва – Берлин из-за отсутствия прямых скоростных поездов занимало около 110 час. К тому же часть маршрута проходила по территории Польши, недружественно настроенной по отношению к Советской России, и таможенные досмотры на границе сильно осложняли перевозку секретных дипломатических сообщений.
2 Летом 1921 г. по поручению Совета народных комиссаров РСФСР руководитель российского торгпредства в Берлине Б. С. Стомоняков начал переговоры с немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро-Унион» о создании авиалинии между Россией и Германией. Он писал наркому внешней торговли Л. Б. Красину:
3 «Политическое значение линии – громадно, [она] сближает нас с Западом и является противовесом блокады. Особенно важно техническое значение линии – это будет первое окно в Европу для нашей авиации, которая много лет развивалась совершенно обособленно. Появление новых типов самолетов, хорошо сконструированных и отвечающих предъявленным требованиям, оживит наших конструкторов и повлечет за собой соревнование с заграничными завоеваниями техники, чем подгонит нашу авиацию...»1 1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 413. Оп. 17. Д. 155. Л. 11.
4 Переговоры прошли успешно, и в конце 1921 г. было создано Германско-российское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» (Deruluft, Deutschе-Russische Luftverkehrgesellschaft), предназначенное для полетов из Москвы в Кёнигсберг. Остаток пути до Берлина дипкурьеры и другие специалисты должны были проезжать немецким скорым поездом. Все расходы по работе авиалинии плюс 15 % доплаты, а также половину расходов на создание основного капитала общества Россия брала на себя.
5 13 декабря 1921 г. договор был подписан советским правительством. По указанию В. И. Ленина в Берлин перевели 250 тыс. руб. для приобретения самолетов. «Дерулюфт» получал преимущественное право на все воздушные линии между Россией и Германией. Кроме этого, наша страна разрешала обществу бесплатное пользование аэродромами и давала право на беспошлинный ввоз из Германии оборудования, необходимого для работы авиалинии. Срок действия договора составлял пять лет2. 2. ГАРФ. Ф. 8350. Оп. 2. Д. 197. Л. 127.
6 1 мая 1922 г. состоялось официальное открытие международной авиалинии. Журнал «Вестник воздушного флота» сообщал:
7 «Линия организована Русско-германским обществом воздушных сообщений Дерулюфт»). Начальные станции – Москва и Кёнигсберг, промежуточные – Смоленск и Ковно. Рейсы производятся на самолетах «Фоккер III» с мотором «Роллс-Ройс» в 360 л. с., специально заказанных и приспособленных для данной цели. Самолеты во всем подобны аппаратам того же типа, но снабжены более сильным мотором и, кроме кабины на 6 пассажиров, имеют поместительное хранилище для груза. Нормальная скорость самолетов – 160 км в час при запасе горючего на 6 часов. В виде опознавательных знаков на крыльях и корпусе самолеты имеют буквы RR (Российская Республика). Они снабжены гербом РСФСР и надписью «Собственность Рос. Социал. Фед. Сов. Республики». Первый самолет, RR. I, прилетел в Москву вечером 30-го апреля. Он прибыл из Амстердама, с посадками в Берлине, Кёнигсберге, Ковно и Смоленске. Во время торжеств 1-го мая этот же самолет летал над Москвой одновременно с эскадрой русских военных самолетов, имея пассажирами представителей главного командования красным воздушным флотом, Наркоминдела, редакции «Вестника воздушного флота» и других. К вечеру 1-го мая прибыл второй самолет, RR. III, а днем 2-го мая на третьем самолете RR. II прибыла первая почта с дипломатическим курьером из Берлина. С тех пор рейсы производятся регулярно два раза в неделю в каждом направлении. В работе пока пять самолетов. К перевозке принимается предпочтительно официальная почта Наркоминодела и Наркомвнешторга, и в качестве пассажиров – представители этих ведомств. С 4-го июня открылась также перевозка простых и заказных писем в Германию […] Отбытие самолетов из Москвы в 9 час. утра по воскресениям и средам, а прибытие из Кёнигсберга – около 9 час. вечера по воскресениям и четвергам3. Расстояние Москва – Смоленск (ок. 380 км) проходится в среднем в 2½ часа, Смоленск – Ковно (ок. 600 км) – в 4½ часа, Ковно – Кёнигсберг (ок. 220 км) – в 1¾ часа. Весь путь Москва – Кёнигсберг, 1200 км, требует около 9 часов полета, не считая кратковременных остановок на этапах. Расписание полетов согласовано с приходом и отходом ночных поездов Кёнигсберг – Берлин. Весь путь от Москвы до Берлина занимает около 20 часов»4. 3. Затем вылеты из Москвы стали выполняться по вторникам и пятницам.

4. [Хроника] // Вестник воздушного флота. 1922. № 12. С. 47.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 486

Оценка читателей: голосов 0

1. Gardner, L. “Deruluftom” v Moskvu. Chastʼ 1 [To Moscow by Deruluft. Part 1], www.ato.ru/content/deruluftom-v-moskvu-chast-1.

2. Katanian, V. (1985) Maiakovskii. Khronika zhizni i deiatelnosti [Mayakovsky. A Chronicle of Life and Work]. Moskva: Sovetskii pisatelʼ.

3. Kharitonova, E. V. (2012) Vozdushnye gavani Moskvy [The Aerial Harbors of Moscow], Moskovskii zhurnal, no. 11, pp. 86–87.

4. Khronika [Current Events] (1922), Vestnik vozdushnogo flota, no. 12, p. 47, 48.

5. Khronika [Current Events] (1934), Grazhdanskaia aviatsia, no. 11, p. 32.

6. Khronika [Current Events] (1937), Aviatsionnaia gazeta, February 23, p. 4.

7. Korolʼ, V. V. (2014). Krylʼia “Pulkovo”: stranitsy istorii grazhdanskoi aviatsii goroda na Neve [The Wings of Pulkovo: Pages from the History of Civil Aviation of the City on Neva]. Sankt-Peterburg: Politekhnika-servis.

8. Tsvetkov, V. (1999). Vozdushnye perevozki v Vostochnoi Prussii: istoricheskii ocherk [Air Transport in East Prussia: A Historical Sketch]. Kaliningrad.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх