A failed attempt at the assimilation of mass production technology for aircraft engines in Russia as exemplified by the Moscow plant of the French company Gnome et Rhône: 1912–1917 (the metallurgical aspect)

 
PIIS020596060003892-3-1
DOI10.31857/S020596060003892-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent researcher
Address: Российская Федерация
Journal nameVoprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki
EditionVolume 40 1
Pages38-60
Abstract

The paper analyses the history of assimilation of aircraft engines manufacturing by the Moscow plant of a French company, Gnome et Rhône, from its inception in 1912 till February 1917 when the plant’s operations were shut down. The lack of growth in engine production during World War I may be seen as an indicator of serious problems encountered in the course of assimilation of production of the new types of engines. These problems were found to be associated with the impossibility of obtaining special cast iron of appropriate quality for manufacturing engine pistons. The paper reviews the causes of defects that necessitated a refusal to buy from the Russian suppliers. The conclusion is made that these defects predictably originated from the limited possibilities of adopting metallurgical technologies from abroad.

Keywordshistory of aviation, history of aircraft industry, history of metallurgy, industrialization, military procurement, World War I
Publication date27.03.2019
Number of characters62679
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 История авиации в Российской империи до 1917 г. имеет массу белых пятен. Одним из них является история развития здесь технологии производства авиационных двигателей. Вообще, специальных публикаций о российском дореволюционном моторостроении очень мало1. Между тем именно недостаток моторов стал одной из важнейших причин существенно менее активного, чем на Западе, участия отечественной авиации в боях Первой мировой войны. Почти лишившись притока двигателей из-за границы, российское военное руководство было вынуждено предпринимать усилия для развития внутреннего производства2. 1. Зильманович Д. Я. Теодор Калеп. 1866–1913. М.: Наука, 1970; Воронкова С. В. Заводское строительство в России в годы Первой мировой войны (к проблеме развития промышленного потенциала) // Экономический журнал. 2002. № 3 (5) (см.: >>>> 01.shtml); Бажанов А. И., Медведь А. Н. ММПП «Салют» – страницы истории. М.: Салют, 2002; Августинович В. Г. Битва за скорость. Великая война авиамоторов. М.: Яуза, 2010.

2. По данным, собранным Верховной следственной комиссией для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов воинского снабжения армии, к 1 декабря 1915 г. за границей было заказано 1928 моторов, из которых было изготовлено 544 штуки (см.: Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1973. С. 182.). В первые же полгода войны Франция – главный поставщик авиационной техники и комплектующих – столкнулась с практикой отправки в армию значительной доли персонала заводов авиационной промышленности, что привело к резкому падению производительности и сложностям с поставками в другие страны (см. донесения военного агента во Франции (РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 328. Л. 43). Кроме того, сам факт изготовления мотора не означал поступления его в армию; тот же источник указывает, что все вопросы поставки из Франции решались через Англо-русский комитет, что означало перемещение груза сначала в Англию и только затем в Россию. Выделение пароходов (которое постоянно задерживалось и откладывалось), погрузка, отправка, прибытие в Архангельск, а затем долгая перевозка по одноколейной железной дороге значительно задерживали поступление техники в армию и комплектующих на заводы.
2 В отличие от аэроплана, который был еще весьма примитивен, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) к началу войны имел уже более чем пятидесятилетнюю историю и был для своего времени высокотехнологичным изделием. Не столько сложности конструкции, сколько сложности при разработке, внедрении и адаптации технологии производства ДВС оказывались фатальными для отстающей промышленности России. Отсутствие специальных исследований влияния технологического фактора на успех или провал производства авиационных моторов создает искаженное представление об индустриальных процессах столетней давности.
3 Опираясь на источники личного происхождения, почти невозможно реконструировать характер функционирования авиамоторных предприятий. К сожалению, историография вопроса пестрит ссылками на отдельные высказывания чинов Военного министерства, что создает впечатление постоянного наличия заговоров, саботажа, диверсий, предательств и т. п.3 Почему офицеры и генералы говорили так, а не иначе – вопрос, тоже заслуживающий внимания, но в данном случае имеет смысл сосредоточиться на другом. 3. В данном случае имеется в виду фраза полковника Д. В. Яковлева, уполномоченного военного ведомства на заводах, изготавливающих авиационные двигатели: «…из всех русских авиационных заводов московский завод “Гном” является наиболее косным, медлительным, откровенно отстаивающим свои, иногда очень узко понимаемые, коммерческие интересы». Ее цитировал П. Д. Дузь (Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917 г.). М.: Машиностроение, 1986. С. 76), авторы книги о заводе А. И. Бажанов и А. Н. Медведь (Бажанов, Медведь. «ММПП «Салют» – страницы истории»… С. 71), инертность заводоуправления отмечал и А. Л. Сидоров (Сидоров. Экономическое положение России… С. 177.).
4 Хорошо известно, что во время Первой мировой войны Россия, хоть и с отставанием от западноевропейских стран, но все же прошла путь милитаризации экономики. К концу 1916 г. имели место определенные успехи в производстве полевых артиллерийских орудий, снарядов, винтовок, пороховых зарядов и прочего. Производство аэропланов тоже росло, а вот с моторами были серьезные проблемы: наладить их производство так и не удалось.
5 К началу войны в стране было два завода, которые специализировались на производстве авиационных двигателей, а кроме того, ряд авиационных заводов обладал особыми цехами для изготовления моторов, которые от случая к случаю производили в количестве одного-двух в месяц. Первый завод назывался «Мотор» и располагался в Риге. Считается, что первый в стране авиационный двигатель был изготовлен именно там. С этим можно было бы согласиться, если бы не приходилось учитывать его качество. Так или иначе, объем выпуска этого завода тоже имел единичный масштаб. Вторым был завод французской фирмы «Гном» в Москве, основанный в мае 1912 г. и начавший функционировать в сентябре того же года. На момент начала войны его производительность оценивалась примерно в 10 двигателей в месяц, и он по сути был единственным мелкосерийным заводом в России, изготавливавшим авиационные двигатели.

Number of purchasers: 2, views: 2607

Readers community rating: votes 0

1. Avgustinovich, V. G. (2010) Bitva za skorost’. Velikaia voina aviamotorov [The Battle for Speed. The Great War of Aircraft Engines]. Moskva: Iauza.

2. Bazhanov, A. I., and Medved’, A. N. (2002). MMPP “Saliut” – stranitsy istorii [Moscow Engineering and Manufacturing Enterprise “Saliut”, the Pages of History]. Moskva: Saliut.

3. Duz’, P. D. (1986) Istoriia vozdukhoplavaniia i aviatsii v Rossii (iiul’ 1914 g. – oktiabr’ 1917 g.) [The History of Aeronautics and Aviation in Russia (July 1914 – October 1917)]. Moskva: Mashinostroenie.

4. Iusfin, Iu. S. (ed.) (2004). Metallurgiia chuguna: uchebnik dlia vuzov [The Metallurgy of Cast Iron: A Manual for Universities]. Moskva: IKTs Akademkniga.

5. Knabbe, V. S. (1901) Liteinoe delo. Otlivka izdelii iz chuguna, stali, zheleza, bronzy, latuni, tsinka, svintsa i olova [Foundry Engineering. Casting Articles from Cast Iron, Iron, Bronze, Brass, Zinc, Lead and Tin]. Sankt-Peterburg: Izdanie aktsionernogo obshchestva “Izdatel’skoe delo Brokgauz – Efron”.

6. Lemaire, R., Pecastaingst, P., and Hartmann, G. Produire en masse des moteurs d’aviation, 1914–1918, http://horizon14-18.eu/wa_files/produire_en_masse_des_moteurs_d_aviation.pdf.

7. Lipitskii, S. V. (1950) Aviatsiia russkoi armii v 1910–1917 gg.: dis. ... kand. ist. nauk [The Russian Army’s Aviation in 1910–1917. Thesis for the Candidate of Historical Sciences Degree]. Moskva.

8. Popov, A. M. (2016) Vliianie vnutripoliticheskikh problem gosudarstva na razvitie aviatsii i aviatsionnoi promyshlennosti Rossii v 1909–1914 gg. [The Impact of the Country’s Domestic Political Problems on the Development of Russian Aviation and Aircraft Industry in 1909–1914], in: Borodkin, L. I., and Petrov, Iu. A. (eds.) Ekonomicheskaia istoriia: ezhegodnik. 2014/15 [Economic History. 2014/15 Yearbook]. Moskva: Institut rossiiskoi istorii RAN, pp. 211–250.

9. Ripozan, Iu., Chizamera, M., etc. (2012) Kliuchevaia rol’ ostatochnogo soderzhaniia aliuminiia i ego vliianie na sklonnost’ serykh chugunov k otbelu i na kharakteristiki formiruiushchikhsia struktur [The Key Role of Residual Aluminium and Its Impact on Chill Tendency of Gray Irons and on the Characteristics of the Forming Structures], Liteishchik Rossii, no. 3, pp. 20–29.

10. Sidorov A. L. (1973) Ekonomicheskoe polozhenie Rossii v gody Pervoi Mirovoi voiny [The Economic Situation in Russia during World War I]. Moskva: Nauka.

11. Villen, Zh. (Villain, J.) (2000) SNECMA veteran frantsuzskogo dvigatelestroeniia [SNECMA, a Veteran of the French Motor Engineering], Dvigatel’, no. 5–6, pp. 34–38.

12. Voronkova, S. V. (1975) Materialy Osobogo soveshchaniia po oborone gosudarstva [The Materials of the Special Council on State Defence]. Moskva: Izdatel’stvo MGU.

13. Voronkova, S. V. (2002) Zavodskoe stroitel’stvo v Rossii v gody Pervoi mirovoi voiny (k probleme razvitiia promyshlennogo potentsiala) [Factory Building in Russia during World War I (Towards the Problem of Industrial Potential Development], Ekonomicheskii zhurnal, no. 3 (5).

14. Zil’manovich, D. Ia. (1970) Teodor Kalep. 1866–1913 [Theodor Kalep. 1866–1913]. Moskva: Nauka.

Система Orphus

Loading...
Up