Фрина, обнаженная Гиперидом, или Риторика жеста в античных Афинах (К вопросу о невербальных элементах дискурса)

 
Код статьиS032103910001670-0-1
DOI10.31857/S032103910001670-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник; Профессор
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Российский государственный гуманитарный институт
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
Выпуск
Страницы519-544
Аннотация

В античной Греции употреблялись следующие виды жестов (если упростить неоправданно сложную пятичленную классификацию Д. Латейнера, сведя ее к трем пунктам): 1) жесты сознательные и ритуализованные; 2) жесты сознательные, но неритуализованные, индивидуальные; 3) жесты бессознательные. В связи с «риторикой жеста» в данной статье речь идет в основном о жестах второй категории. Приводя различные примеры из политической и судебной истории Афин архаического и классического периодов, автор стремится показать, что в рамках культуры сознательных неритуализованных жестов жесты более умеренные соотносились (во всяком случае, в восприятии источников) с политической позицией, которая представлялась также более умеренной, жесты несдержанные – с радикальной позицией.

Ключевые словаАфины, архаический и классический периоды, жесты, риторика, actio, политики, ораторы, Гиперид, Демосфен, Клеон, Солон, Писистрат
Получено03.12.2018
Дата публикации03.12.2018
Кол-во символов799
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1799

Оценка читателей: голосов 0

1. Andreev, Yu.V. 1999: [Tyrants and heroes: historical stylization in political practice of the УOld TyrannyФ]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 3—7. Андреев, Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании. ВДИ 1, 3–7.

2. Balot, R.K., Atkinson, L.M. 2015: Women and slaves in Greek democracy. In: D. Hammer (ed.), A Companion to Greek Democracy and the Roman Republic. Oxford, 389—404.

3. Biles, Z.P. 2016: ThucydidesТ Cleon and the poetics of politics in Aristophanes Wasps. Classical Philology 111, 117—138.

4. Blok, J.H. 2006: SolonТs funerary laws: questions of authenticity and function. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 197—247.

5. Blok, J.H. 2009: PeriklesТ citizenship law: a new perspective. Historia 58. 2, 141—170.

6. Boardman, J. 1989: Herakles, Peisistratos, and the unconvinced. Journal of Hellenic Studies 109, 158—159.

7. Bultrighini, U. 2011: Dal Menone alla Contro Timarco: strategie del conformismo. In: R. Scuderi, C. Zizza (eds.), In ricordo di Dino Ambaglio: Atti del convegno. Universita di Pavia, 9—10 dicembre 2009. Pavia, 57—77.

8. Burgoon, J.K., Humpherys, S., Moffitt, K. 2008: Nonverbal communication: research areas and approaches. In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 787—812.

9. Cairns, D. 2005: Bullish looks and sidelong glances: social interaction and the eyes in ancient Greek culture. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 123—156.

10. Carey, C. 2015: Solon in the orators. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. BerlinЦBoston, 110—128.

11. Cascardi, A.J. 2004: Arts of persuasion and judgment: rhetoric and aesthetics. In: W. Jost, W. Olmsted (eds.), A Companion to Rhetoric and Rhetorical Criticism. Oxford, 294—308.

12. Castriota, D. 2005: Feminizing the barbarian and barbarizing the feminine: Amazons, Trojans, and Persians in the Stoa Poikile. In: J.M. Barringer, J.M. Hurwit (eds.), Periklean Athens and its Legacy: Problems and Perspectives. Austin, 89—102.

13. Chaniotis, A. 2005: [Theatricality beyond the theater. Staging public life in the Hellenistic world]. Antiquitas aeterna 1, 155—190. Ханиотис, А. Театральность вне театра. «Постановка» общественной жизни в эллинистическом мире. Antiquitas aeterna 1, 155–190.

14. Christodoulou, P. 2009: Nicocreon, le dernier roi de Salamine de Chypre: Discours ideologique et pouvoir politique. Cahiers du Centre dТEtudes Chypriotes 39, 235—238.

15. Clarke, M. 2005: On the semantics of ancient Greek smiles. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 37—54.

16. Connor, W.R. 1987: Tribes, festivals and processions: civic ceremonial and political manipulation in archaic Greece. Journal of Hellenic Studies 107, 40—50.

17. Cooper, C. 2008: Hypereides, Aristophon, and the settlement of Keos. In: C. Cooper (ed.), Epigraphy and the Greek Historian. Toronto, 31—56.

18. Coskun, A. 2013: Weitere Uberlegungen zu den Voraussetzungen und Folgen des Perikleischen Burgerrechtsgesetzes: Nataralisierung und Epigamie im Klassischen Athen. Klio 95, 2, 391—404.

19. Crowley, S. 2002: Body studies in rhetoric and composition. In: G.A. Olson (ed.), Rhetoric and Composition as Intellectual Work. Carbondale—Edwardsville, 177—187.

20. De Filippi, M. 2009: Dignitas tra repubblica e principato. Bari.

21. Dutsch, D. 2013: Towards a Roman theory of theatrical gesture? In: G.W.M. Harrison, V. Liapis (eds.), Performance in Greek and Roman Theatre. Leiden—Boston, 409—431.

22. Florence, M. 2014: The body politic: sexuality in Greek and Roman comedy and mime. In: T.K. Hubbard (ed.), A Companion to Greek and Roman Sexualities. Oxford, 366—380.

23. Frost, F.J. 1999: Solon and Salamis, Peisistratos and Nisaia. Ancient World 30, 1, 133—139.

24. Gagarin, M. 1994: Probability and persuasion: Plato and early Greek rhetoric. In: I. Worthington (ed.), Persuasion: Greek Rhetoric in Action. London—New York, 46—68.

25. Gottesman, A. 1998: SolonТs fox: poetry and revolution in archaic Athens. Pomoerium 3, 19—25.

26. Hansen, M.H. 1989a: The Athenian Ecclesia II: A Collection of Articles 1983Ц1989. Copenhagen.

27. Hansen, M.H. 1989b: Solonian democracy in fourth-century Athens. Classica et mediaevalia 40, 71—99.

28. Hansen, M.H. 2010: The concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in classical Athens. Greek, Roman and Byzantine Studies 50, 499—536.

29. Heidbuchel, F. 1957: Die Chronologie der Peisistratiden in der Atthis. Philologus 101, 1/2, 70—89.

30. Irwin, E. 2005: Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambridge.

31. Irwin, E. 2006: The transgressive elegy of Solon? In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 36—78.

32. Lape, S. 2002/2003: Solon and the institution of the УdemocraticФ family form. Classical Journal 98, 2, 117—139.

33. Lateiner, D. 1987: Nonverbal communication in the Histories of Herodotus. Arethusa 20, 1/2, 83—119.

34. Lavelle, B.M. 1989: Koisyra and Megakles, the son of Hippokrates. Greek, Roman and Byzantine Studies 30, 4, 503—513.

35. Lavelle, B.M. 1993: The Sorrow and the Pity. A Prolegomenon to a History of Athens under the Peisistratids, c. 560—510 B.C. Stuttgart.

36. Lavelle, B.M. 2005: Fame, Money, and Power: The Rise of Peisistratos and “Democratic” Tyranny at Athens. Ann Arbor.

37. Latyshev, V.V. 1997: Ocherk grecheskikh drevnostey: bogosluzhebnye i stsenicheskie drevnosti [A Study in Greek Antiquities: Sacral and Scenic Antiquities]. Saint Petersburg. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей: богослужебные и сценические древности. СПб.

38. Leduc, C. 1998: La representation Ђ aristotelicienne ї de la politeia de Solon: la politique «dans» le domestique. Ktema 23, 415–422.

39. Lewis, J.D. 2008: Solon the Thinker: Political Thought in Archaic Athens. London.

40. Llewellyn-Jones, L. 2005: Body language and the female role player in Greek tragedy and Japanese Kabuki theatre. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 73—106.

41. McCart, G. 2007: Masks in Greek and Roman theatre. In: M. McDonald, J.M. Walton (eds.), The Cambridge Companion to Greek and Roman Theatre. Cambridge, 247—267.

42. McDonald, M. 2007: Rhetoric and tragedy: weapons of mass persuasion. In: I. Worthington (ed.), A Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 473—489.

43. Meyer-Kalkus, R. 2008: Rhetorik der Stimme (actio II: pronuntiatio). In: In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 679—688.

44. Mosse, C. 1979: Comment s'elabore un mythe politique: Solon, «pere fondateur» de la democratie athenienne. Annales: economies, societes, civilisations 34. 3, 425—437.

45. Noussia, M. 2006: Strategies of persuasion in SolonТs elegies. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 134—155.

46. O'Connell, P. 2013: Hyperides and Epopteia: a new fragment of the Defense of Phryne. Greek, Roman and Byzantine Studies 53, 90—116.

47. Olding, G. 2007: Myth and writing in AeschinesТ Against Timarchus. In: C. Cooper (ed.), Politics of Orality. LeidenЦBoston, 155—170.

48. Osborne, R. 1997: Law, the democratic citizen and the representation of women in classical Athens. Past & Present 155, 3—33.

49. OТSullivan, N. 1997: Caecilius, the УCanonsФ of writers, and the origins of atticism. In: W.J. Dominik (ed.), Roman Eloquence: Rhetoric in Society and Literature. LondonЦNew York, 27—41.

50. Patterson, C. 2007: Other sorts: slaves, foreigners, and women in Periclean Athens. In: L.J. Samons (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Pericles. Cambridge, 153—178.

51. Peshkov, I.V. 1998: Vvedenie v ritoriku postupka [An Introduction to the Rhetoric of Action]. Moscow. Пешков, И.В. Введение в риторику поступка. М.

52. Pomeroy, S.B. 2006: Women and ethnicity in classical Greece: changing the paradigms. In: K.H. Kinzl (ed.), A Companion to the Classical Greek World. Oxford, 350—366.

53. Pritchett, W.K. 1973: The Woodheadean interpretation of KleonТs Amphipolitan campaign. Mnemosyne 26, 376—386.

54. Raaflaub, K.A., Ober, J., Wallace, R.W. 2007: Origins of Democracy in Ancient Greece. Berkeley.

55. Robert, F. 2009: (Luc., Salt. 63): rhetorique et pantomime a lТepoque imperiale. In: G. Abbamonte, L. Miletti, L. Spina (eds.), Discorsi alla prova: Atti del Quinto Colloquio italo-francese Discorsi pronunciati, discorsi ascoltati: contesti di eloquenza tra Grecia, Roma ed Europa. Napoli, 225—257.

56. Romilly, J. de 1975: Magic and Rhetoric in Ancient Greece. Cambridge (MA).

57. Ruschenbusch, E. 1963: Die Zwolftafeln und die romische Gesandtschaft nach Athen. Historia 12. 3, 250—253.

58. Sagstetter, K.S. 2013: Solon of Athens: The Man, the Myth, the Tyrant? Diss., University of Pennsylvania.

59. Ste. Croix, G.E.M. de 2005: Athenian Democratic Origins and Other Essays. Oxford.

60. Schirren, T. 2008: Rhetorik des Korpers (actio I). In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 669—679.

61. Schmitt-Pantel, P. 1991: Collective activities and the political in the Greek city. In: O. Murray, S. Price (eds.), The Greek City: From Homer to Alexander. Oxford, 199—213.

62. Semenov, A.F., 1908: [Solon in the panoply]. Germes [Hermes] 2, 1, 23Ц—25. Семенов, А.Ф. Солон во всеоружии. Гермес 2, 1, 23–25.

63. Shear, T.L. 1963: Koisyra: three women of Athens. Phoenix 17, 2, 99—112.

64. Spatharas, D. 2017: Sex, politics, and disgust in AeschinesТ Against Timarchus. In: D. Lateiner, D. Spatharas (eds.), The Ancient Emotion of Disgust. Oxford, 125—139.

65. Spence, I.G. 1995: Thucydides, Woodhead, and Kleon. Mnemosyne 48, 4, 411—437.

66. Stewart, E. 2017: Greek Tragedy on the Move: The Birth of a Panhellenic Art Form c. 500—300 BC. Oxford.

67. Surikov, I.E. 2005: Antichnaya Gretsiya: politiki v kontekste epokhi. Arkhaika i rannyaya klassika [Ancient Greece: Politicians in the Context of the Epoch. Archaic and Early Classical Periods]. Moscow. Суриков, И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М.

68. Surikov, I.E. 2007: [The dynamics of the gender situation in aristocratic and democratic Athens]. Adam i Eva [Adam and Eve] 14, 87—112. Суриков, И.Е. Динамика гендерной ситуации в аристократических и демократических Афинах. Адам и Ева 14, 87–112.

69. Surikov, I.E. 2009: [The most enigmatic law of Solon: problems of its authenticity and historical context]. Vestnik istorii, literatury, iskusstva [Journal of History, Literature, and Arts] 6, 239—252. Суриков, И.Е. Самый загадочный закон Солона: вопросы аутентичности и исто-рический контекст. Вестник истории, литературы, искусства 6, 239–252.

70. Surikov, I.E. 2010: [Athena the Warrior: Solon, Pisistratus, and Athenian civic army in the 6th century B.C.]. Mnemon 9, 27—54. Суриков, И.Е. Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. Мнемон 9, 27–54.

71. Surikov, I.E. 2015: Antichnaya Gretsiya: Mental'nost', religiya, kultura [Ancient Greece: Mentality, Religion, Culture]. Moscow. Суриков, И.Е. Античная Греция: Ментальность, религия, культура. М.

72. Surikov, I.E. 2016: [The gender aspect of SolonТs poetry and law-making]. Scripta antiqua 5, 233—266. Суриков, И.Е. Гендерный аспект поэзии и законодательства Солона. Scripta antiqua 5, 233–266.

73. Tsigarida, I. 2006: Solon – Begrunder der Demokratie? Bern.

74. Varakis, A. 2010: Body and Mask in Aristophanic PerformanceBulletin of the Institute of Classical Studies of the University of London 53, 1, 17—38.

75. Vernant, J.-P. 1988: Proiskhozhdenie drevnegrecheskoy mysli [Les origines de la pensee grecque] (Russian transl.). Moscow. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.

76. Vinogradov, J.G. 1997: Pontische Studien. Mainz.

77. Wardy, R. 2000: Rhetoric. In: G.E.R. Lloyd (ed.), Greek Thought: A Guide to Classical Knowledge. London, 465—485.

78. Wiles, D. 2008: The poetics of the mask in old comedy. In: M. Revermann, P. Wilson (eds.), Performance, Iconography, Reception: Studies in Honour of Oliver Taplin. Oxford, 374—392.

79. Will, W. 1995: Perikles. Reinbek.

80. Woodhead, A.G. 1960: ThucydidesТ Portrait of Cleon. Mnemosyne 13, 4, 289—317.

81. Worthington, I. 1994: The canon of the ten Attic orators. In: I. Worthington (ed.), Persuasion: Greek Rhetoric in Action. LondonЦNew York, 244—263.

82. Worthington, I. 2013: Demosthenes of Athens and the Fall of Classical Greece. Oxford.

83. Yarkho, V.N. 1990: [Teiresias]. In: E.M. Meletinskiy (ed), Mifologicheskiy slovar' [A Mythological Lexicon]. Moscow, 528. Ярхо, В.Н. 1990: Тиресий. В кн.: Е.М. Мелетинский (ред.), Мифологический словарь. М., 528.

84. Zberovskiy, A.V. 2014: Demokraticheskie traditsii politicheskoy kulТtury Drevney Gretsii VIIIЦV vekov do n. e.: issledovanie filosofii kulТtury i politiki antichnykh demokratiy [Democratic Traditions of Political Culture in Ancient Greece, 8th?5th Centuries B.C.: A Study in the Philosophy of Culture and Politics in Ancient Democracies]. Krasnoyarsk. Зберовский, А.В. Демократические традиции политической культуры Древней Греции VIII–V веков до н. э.: исследование философии культуры и политики античных демократий. Красноярск.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх