On the Christian Epigraphy of the Northern Black Sea Region in the New Book by V. Yaylenko

 
PIIS032103910001281-2-1
DOI10.31857/S032103910001281-2
Publication type Review
Source material for review В. П. Яйленко. История и эпиграфика Ольвии, Херсонеса и Боспора VII в. до н.э. – VII в. н.э. СПб.: Нестор-История, 2017.
Status Published
Authors
Affiliation: Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 78 Issue 3
Pages738-745
Abstract

   

Keywords
Received03.10.2018
Publication date11.10.2018
Number of characters27293
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В своей новой книге, которая, как и предыдущая, представляет собой по большей части переиздание старых работ, В.П. Яйленко постоянно упрекает своих оппонентов в том, что они полемизируют лишь с его идейными высказываниями, не касаясь его научных достижений. Оставим в стороне вопрос об идейном содержании новой книги Яйленко, которое находится за границей научной этики: некоторые ее пассажи (например, на с. 659) любое сколько-либо уважающее себя издание даже не может перепечатать. Мы же, в надежде на подробный, по всем пунктам нашей критики ответ Яйленко, разберем, как того желает сам автор, научную составляющую его книги на примере раздела VII (с. 876–918), который посвящен преимущественно надписям Боспора IV–V вв. и озаглавлен «Христианская эпиграфика Северного Причерноморья», хотя включает параграф «Лапидарные иудейские надгробия».
2 Вообще, структура раздела VII довольно запутана, а местами даже загадочна. Глава I («Христианские лапидарные надписи раннесредневекового Боспора»), обозначенная почему-то так же римской цифрой, как и весь раздел, включает в себя параграфы 1.1–9, причем если параграфы 1.1–6 посвящены каждый отдельной надписи, то параграф 1.7 («Краткие заметки к отдельным надписям») состоит из лемм № 7–12, и хотя леммы № 1–6 не указаны – очевидно, они тождественны параграфам 1.1–6, параграфы 1.8 и 1.9 состоят из одной леммы – № 13 и 14, соответственно. После главы I следует почему-то сразу глава III («Лапидарные иудейские надгробия»), включающая, однако, параграф 1.10 («Эпитафия КБН 1225»), в котором, впрочем, только лемма № 15 касается этой надписи, тогда как лемма № 16 оказывается посвящена надписи КБН 746. Но и на этом путаница в структуре раздела не заканчивается: за главой III внезапно следует параграф 2 (название «О «Корпусе византийских надписей с территории России, Украины и Закавказья» никак не позволяет включить его в главу об иудейских надгробиях), содержащий несколько надписей уже без разделения на леммы. Непонятно также, почему приложение «Березанские алконавты» включено именно в раздел о христианских надписях (что видно в том числе из оглавления книги). Очевидно, что перед нами текст, неаккуратно склеенный автором из различных по характеру его старых публикаций.
3 Впрочем, не меньше путаницы мы находим и в рассуждениях Яйленко о самих надписях.
4 1.1. Раздел открывается переизданием надгробия с горы Митридат (IOSPE3 V 272), для которого, на основании аутопсии, предлагается следующее прочтение:
5 ἐνθάδε
6 κατέβα-
7 ν
8 Ὀαρήξ,
9 Χρόδ
10 «Сюда спустились Оарекс, Хрод».
11 Однако такие чтение и интерпретация не могут быть приняты ни с эпиграфической, ни с лингвистической точки зрения. Во-первых, автор совершил элементарные ошибки в прочтении хорошо сохранившихся букв, к тому же, прокрашенных охрой: в первой букве третьей строки четко видна только вертикальная гаста, какой не бывает у омикрона, а в конце четвертой строки никакой дельты не существует1. Во-вторых, в христианской эпиграфике Боспора слово ἐνθάδε всегда означает «здесь», но никогда – «сюда». В-третьих, надписи о том, что кто-то куда-то спустился, в Византии неизвестны, тем более, что наша найдена в склепе, – напротив, эпитафии с формулой «здесь лежит» на Боспоре преобладают среди надгробий2: автор допускает последнюю возможность, но формулы ἐνθάδε κατέβαν в них неизвестно. Наконец, засвидетельствованные в письменных источниках имена Βωαρήξ (Феофан Исповедник. Хронография 175) и Γρώδ (Иоанна Малала. Хронография 18, 14), на которые указывает автор, никак не могли превратиться в Ὀαρήξ и Χρόδ. 1. Для надписей из нашего корпуса IOSPE3 V мы отсылаем к его интернет-версии ( >>>> ), где в соответствующих леммах даны и цифровые изображения памятников.

2. См. >>>>

Price publication: 100

Number of purchasers: 1, views: 1994

Readers community rating: votes 0

1. Beletskiy, D.V., Vinogradov, A.Yu. 2011: Nizhniy Arkhyz i Senty: drevneyshiy khramy Rossii. Problemy khristianskogo iskusstva Alanii i Severo-Zapadnogo Kavkaza [Nizhniy Arhyz and Senta: the oldest churches in Russia. Problems of Christian Art of Alanya and the North-Western Caucasus]. Moscow.

2. Evdokimova, A.A. 2008: [Corpus of the Greek graffiti in St. Sophia of Kiev on the frescoes of the first floor]. In: M.V. Bibikov, E.A. Mel’nikova, V.D. Nazarov (eds.), Drevneyshie gosudarstva Vostochnoy Evropy. 2005 god. Ryurikovichi i Rossiyskaya gosudarstvennost’ [The Earliest States of the Eastern Europe. 2005. Rurikids and the Russian State]. Moscow, 465–518.

3. Beševliev, V. 1964: Spätgriechische und spätlateinische Inschriften aus Bulgarien. Berlin.

4. Bosch, E. 1951: Kitabeler. In: A. Mansel, E. Bosch, J. Inan (eds.), 1947 senesi Side kazilarina önrapor (Türk Tarih Kurumu Yayinlarindan. V. Seri. No. 11). Ankara, 46–80.

5. Förstemann, E. 1900: Altdeutsches Namenbuch. Bd 1. Personennamen. 2. Aufl. Bonn.

6. Fraser, P.M., Matthews, E. 1994: A Lexicon of Greek Personal Names. Oxford–New York–Toronto.

7. Kauchtschischwili, T. 2003: Korpus der griechischen Inschriften in Georgien. 2. Aufl. Tbilisi.

8. Kauchtschischwili, T. 2009: Korpus der griechischen Inschriften in Georgien. 3. Aufl.. Tbilisi.

9. Meyer-Plath, B., Schneider, A. 1943: Die Landmauer von Konstantinopel. Berlin.

10. Mitchell, S. 1982: Regional Epigraphic Catalogues of Asia Minor. II: The Ankara District. The Inscriptions of North Galatia. Oxford.

11. Morss, C. 2003: Byzantine Letters in Stone. Byzantion 73/11, 488–509.

12. Schwartz, E. 1962: Acta conciliorum oecumenicorum. 2.1.1. Berlin.

13. Tokhtas’ev, S.R. 2007: [From onomatistics of the Northern Black Sea. XX. Notes on the morphology]. In: I.V. Tunkina (ed.), ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Antikovedchesko-istoriograficheskiy sbornik pamyati Ya.V. Domanskogo [ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Studies in Antiquity and Historiography in Memoriam Ya.V. Domanskiy]. Saint Petersburg, 82–118.

14. Vinogradov, A. 2007: Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschriften des nördlichen Schwarzmeerraums. In: A. Bresson, A. Ivanchik, J.-L. Ferrary (eds.), Une koiné pontique. Cités grecques, sociétés indigènes et empires mondiaux sur le littoral nord de la mer Noire. Bordeaux, 255–267.

15. Vinogradov, A.Yu. 2010: [Building Inscriptions of the Byzantine Crimea. Addenda et corrigenda]. Voprosy epigrafiki [Questions of Epigraphy] 4, 217–253.

16. Vinogradov, A.Yu. 2011: [Epigraphy. Inscriptions from Anakopia Hill]. In: A.S. Agumaa, D.V. Beletskiy, A.Yu. Vinogradov, E.Yu. Endol’tseva (eds.), Iskusstvo Abkhazskogo tsarstva VIII–XI vekov. Khristianskie pamyatniki Anakopiyskoy kreposti [The Art of the Abkhazian Kingdom from the 8th to the 11th Centuries. The Christian Monuments of Anakopia Fortress]. St. Petersburg, 209–224.

17. Vinogradov, A.Yu. 2012: [Some Observations on the Paleography of Early Byzantine Inscriptions in the North Pontic Area]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 182–195.

18. Vinogradov, A.Yu. 2013: [Notes about the Greek graffiti in Old Russian churches]. Voprosy epigrafiki [Questions of Epigraphy] 7.2, 89–105.

Система Orphus

Loading...
Up