Review of the thematic issue: Pallas. Revue d’études antiques. Locus ludi : Quoi de neuf sur la culture ludique antique ? Textes réunis et présentés par Véronique Dasen et Thomas Daniaux. Université de Fribourg, ERC Locus Ludi. Presses Universitaires du Midi. 2022. Université Toulouse – Jean-Jaurès.

 
PIIS032103910025375-5-1
DOI10.31857/S032103910025375-5
Publication type Review
Status Approved
Authors
Affiliation: -
Abstract

This thematic issue of Pallas is a part of the European project Locus ludi and hightlights some new aspects in  the study of the ancient games (Greek, Etruscan and Roman periods). 

Keywordsantiquity game play Locus ludi
Received21.04.2023
Number of characters15482
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Европейский проект Locus Ludi. The Cultural Fabric of Play and Games in Classical Antiquity, инициированный в октябре 2017 г. под руководством Вероник Дазен, задуман одновременно как собирание разнородных источников (письменных, археологических, изобразительных), относящихся к античным играм, и площадка для обсуждения специфики игры в античной культуре, которое должно проходить с учетом методов и теорий антропологии и педагогики (в качестве значимых фигур указывались Й.Хейзинга, Р.Кайуа, Б.Саттон-Смит, Р.Амайон, Т.Ингольд). В своей первой ориентации проект представлен наследником и продолжателем свода античных игр, созданного 150 лет назад Л. Бек де Фукьером1 на материалах литературных и изобразительных. 1. Becq de Fouquières 1869 (Locus ludi готовит его переиздание). Русский перевод: Bek de Fuk’er 1877.
2 Locus Ludi, центром которого является швейцарский университет Фрибура, структурирован серией коллоквиумов и конференций. Подробная информация о нем представлена на сайте , где в числе прочего помещены ссылки на состоявшиеся и готовящиеся публикации и научные встречи, эксцерпты об играх из «Ономастикона» Юлия Поллукса2, формирующиеся базы данных по играм в античности (словарь, типология, география и т. д.), а также онлайн-версии некоторых римских и греческих настольных игр (Latrunculi, Мельница (Morris), XII Scripta/ Alea, « Пять линий» (Pente Grammai)). 2. Costanza 2019.
3

Изначально заявленные временные и пространственные границы проекта - от возникновения греческих полисов до конца западной Римской империи (ок. 800 до н.э. - ок. 500 н.э.3) - на деле не являются жесткими вследствие интереса авторов к диахронии (экскурсы в эгейскую, византийскую, ренессансную и другие эпохи), которая может принимать компаративные черты (марокканские игры на коллоквиуме в 2017 г.4). Обращение в первом коллективном издании проекта к этимологии и семантике греческих и латинских слов, обозначающих игры (ludus, παίζω)5, также отдает дань антропологии, будучи не только «эмическим»6 (по замечанию В.Дазен) способом определить античную игровую реальность, но и очевидной отсылкой к Р.Кайуа, в известном эссе которого термины paidia и ludus обозначают два модуса ведения игры7.

3. Dasen 2018.

4. Dazen, Haziza 2018.

5. Casevitz 2018, 51-60.

6. В антропологии «эмический подход» обозначает взгляд изнутри какой-либо социальной группы, в противоположность «этическому» взгляду внешнего наблюдателя (термины, предложенные К.Пайком).

7. « De la turbulence à la règle » - Caillois 2021, 75-87.
4 Данный тематический выпуск журнала «Паллас», реализующий первое направление проекта, отведен исследованиям преимущественно материальных свидетельств игры в греческой (Аттика, Беотия, Коринф, Лариса), этрусской, римской (Рим, Помпеи, Апулия, Аквила, Сицилия, Галлия, Британия, Испания) и византийской цивилизациях. Как указывает название, ударение сделано на широко понимаемой новизне вовлекаемых в оборот источников - «неизданных, неизвестных, плохо идентифицированных или нуждающихся в новой интерпретации»8. Собственно новых находок в выпуске немного: это 2 уменьшенные копии игровых столиков (одна - приобретенная Швейцарским музеем игр в 2017 г., другая - идентифицированная как таковая в 2018 г. в музее Вравроны), игровой материал кремационного погребения врача из Испании (2006 г.) и детского погребения из Клермон-Феррана (2020 г.), неопубликованная апулийская пелика из Королевского музея в Мариемоне; «недавно найденными» (2000 г.) считаются фальсифицированные кубики из Бельгии. 8. Dasen, Daniaux 2022, 12.

1. Attia, A. 2022: Chacun sa croix. Retour sur une énigme de l’ iconographie grecque. Pallas 119, 265-293.

2. Becq de Fouquières, L. 1869: Jeux des anciens. Leur description, leur origine, leurs rapports avec la religion, l’ histoire, les arts et les moeurs. Paris.

3. Bek de Fuk’er, L. 1877: Igry drevnikh: opisanie, proiskhozhdenie i otnoshenie ikh k religii, istorii, iskusstvam i nravam. Per. A.Ivanova [The games of the ancients: their description, their origins and their relation to religion, history, arts and morals. Translated by A. Ivanov]. Kiev. Бек де Фукьер, Л.1877: Игры древних: описание, происхождение и отношение их к религии, истории, искусствам и нравам. Пер. А. Иванова. Киев.

4. Bianchi, C. 2022: Una bambola articolata in legno di etа romana rinvenuta ad Alba Fucens. Pallas 119, 181-195.

5. Caillois, R. 2021: Les jeux et les hommes. Paris.

6. Camponetti, G. 2022: The Personification of Paidia in Attic Pottery. The Playful experience in the World of Dionysus and Aphrodite. Pallas 119, 321-348.

7. Casevitz, M. 2018: Les noms du jeu et du jouet en grec. Kentron 34, 51-60.

8. Chidirouglou, M., Shaedler, U., Schierup, S. 2022: Archaic Greek Terracota Gaming Tables Revisited. Pallas 119, 19-41.

9. Costanza, S. 2019: Giulio Polluce, Onomasticon: excerpta de ludis. Materiali per la storia del gioco nel mondo greco-romano. Alessandria.

10. Daniaux, Th. 2022: Hic perfida vici ! Tricher aux jeux de dés а l’ époque romaine. Pallas 119, 197-240.

11. Daniaux, Th., Loustaud, J.-P. 2022: Un dé truqué dans la Maison des Nones de Mars (Limoges). Pallas 119, 129-146.

12. Dasen, V. 2015: Achille et Ajax : Quand âgon s’ allie à l’ alea. Revue du MAUSS 46, 81-98.

13. Dasen, V. 2018: Histoire et archéologie de la culture ludique dans le monde gréco-romain. Questions méthodologiques. Kentron 34, 23-50.

14. Dasen, V., Haziza, T. 2018: Introduction. De l’ exposition au dossier thématique dans Kentron. Kentron 34, 17-22.

15. Dasen, V., Daniaux, Th. 2022: Penser et représenter le jeu : quoi de neuf sur la culture ludique antique ? Pallas 119, 11-18.

16. Dasen, V., O’ Meara, D. 2022: Jeu et genre : le témoignage de Michel Psellos (Philosophica minora II, 19). Pallas 119, 491-509.

17. Dasen, V., Verbanck-Piérard, A.2022: Poupées grecques en images : du jeu au rite. Pallas 119, 349-378.

18. De Groote, M. (ed.) 2012: Christophori Mitylenaii Versuum variorum Collectio Cryptensis. Turnhout.

19. Freyberg, L.A., Popova, T.V. 1978: Vizantiyskaya kul’ tura epokhi rastsveta IX-XV vv. [The flowering of the Byzantine culture. IXth-XVth centuries ]. Moscow. Фрейберг, Л. А., Попова, Т. В. 1978: Византийская литература эпохи расцвета IX - XV вв. М.

20. Fuchs, M.E. 2022: Une nouvelle scène d’ ephedrismos à Pompéi. Pallas 119, 423-436.

21. Griesbach, J. 2022: Ballspielerinnen auf thessalischen Muenzen. Ein Zeitvertrieb als oeffentliche Angelegenheit ? Pallas 119, 379-399.

22. Hamayon, R. 2021: Jouer, une autre façon d’ agir. Etude anthropologique à partir d’ exemples sibériens. Lormont.

23. Klinger, S. 2022: Models of Astragaloi from the Demeter and Kore Sanctuary on Acrocorinth. Pallas 119, 75-100.

24. Kurtz, E. 1903: Die Gedichte des Christophoros Mytilenaios. Leipzig.

25. Lehmann, M. 2022: Le combat d’ Amour et de Pan : lutte ludique et érotique. Pallas 119, 437-454.

26. Lovergne, E. 2022: Les Etrusques jouaient-ils aux jeux de plateau ? Pallas 119, 403-422.

27. Pace, A. 2022: In taberna quando sumus ? Osservazioni sul gioco d’ azzardo (alea) a Pompei. Pallas 119,103-128.

28. Penn, T., Courts, S. 2022: Lost and found: The Object Biographies of Roman Gaming Sets from the Western Provinces. Pallas 119, 241-262.

29. Sabetai, V. 2022: Bronze Rattles and Clay Shields for the Boeotian Child of the Elite: New Finds in Context. Pallas 119, 43-74.

30. Schaedler, U. 2009: Pente grammai – the Ancient Greek Board Game Five Lines. In: J.N.Silva (ed.), Board Game Studies Colloquium XI, Proceedings. Lisbon, 173-196.

31. Spadini, F. 2022: Consultation horoscopique, divination, jeu, oracles ludiques ? Autour de la Tabula Bianchini. Pallas 119, 473-490.

32. Thomson, Y., Bigot, S., Lautier, L., Dunkley, J. 2022: Le mobilier funéraire exceptionnel d’ une sépulture d’ enfant du I er siècle apr. J.-C. А proximité du chef-lieu de la cité arverne. Pallas 119, 147-167.

33. Tristгo, L. 2022: Une nouvelle tombe de médecin avec matériel de jeu а Colonia Emerita Augusta (Espagne). Pallas 119, 169-179.

34. Vespa, M. 2022: Jeux de pari (alea) et bonne chance dans la culture romaine. Une relecture de l’ invocation à Hercule dans le Curculio de Plaute. Pallas 119, 457-471.

35. Williams, D. 2022: Bone and Ball Bags: Greek Phormiskoi and Diktydia (?) Pallas 119, 295-319.

Система Orphus

Loading...
Up