Рецензия на тематический выпуск: Pallas. Revue d’études antiques. Locus ludi : Quoi de neuf sur la culture ludique antique ? Textes réunis et présentés par Véronique Dasen et Thomas Daniaux. Université de Fribourg, ERC Locus Ludi. Presses Universitaires du Midi. 2022. Université Toulouse – Jean-Jaurès.

 
Код статьиS032103910025375-5-1
DOI10.31857/S032103910025375-5
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Аффилиация: -
Аннотация

Данный тематический выпуск журнала Pallas, составляющий часть европейского проекта Locus ludi, выделяет некоторые новые аспекты в изучении античных игр (греческий, этрусский и римский периоды)

 

Ключевые словаантичные игры Locus ludi
Получено21.04.2023
Кол-во символов15482
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Европейский проект Locus Ludi. The Cultural Fabric of Play and Games in Classical Antiquity, инициированный в октябре 2017 г. под руководством Вероник Дазен, задуман одновременно как собирание разнородных источников (письменных, археологических, изобразительных), относящихся к античным играм, и площадка для обсуждения специфики игры в античной культуре, которое должно проходить с учетом методов и теорий антропологии и педагогики (в качестве значимых фигур указывались Й.Хейзинга, Р.Кайуа, Б.Саттон-Смит, Р.Амайон, Т.Ингольд). В своей первой ориентации проект представлен наследником и продолжателем свода античных игр, созданного 150 лет назад Л. Бек де Фукьером1 на материалах литературных и изобразительных. 1. Becq de Fouquières 1869 (Locus ludi готовит его переиздание). Русский перевод: Bek de Fuk’er 1877.
2 Locus Ludi, центром которого является швейцарский университет Фрибура, структурирован серией коллоквиумов и конференций. Подробная информация о нем представлена на сайте , где в числе прочего помещены ссылки на состоявшиеся и готовящиеся публикации и научные встречи, эксцерпты об играх из «Ономастикона» Юлия Поллукса2, формирующиеся базы данных по играм в античности (словарь, типология, география и т. д.), а также онлайн-версии некоторых римских и греческих настольных игр (Latrunculi, Мельница (Morris), XII Scripta/ Alea, « Пять линий» (Pente Grammai)). 2. Costanza 2019.
3

Изначально заявленные временные и пространственные границы проекта - от возникновения греческих полисов до конца западной Римской империи (ок. 800 до н.э. - ок. 500 н.э.3) - на деле не являются жесткими вследствие интереса авторов к диахронии (экскурсы в эгейскую, византийскую, ренессансную и другие эпохи), которая может принимать компаративные черты (марокканские игры на коллоквиуме в 2017 г.4). Обращение в первом коллективном издании проекта к этимологии и семантике греческих и латинских слов, обозначающих игры (ludus, παίζω)5, также отдает дань антропологии, будучи не только «эмическим»6 (по замечанию В.Дазен) способом определить античную игровую реальность, но и очевидной отсылкой к Р.Кайуа, в известном эссе которого термины paidia и ludus обозначают два модуса ведения игры7.

3. Dasen 2018.

4. Dazen, Haziza 2018.

5. Casevitz 2018, 51-60.

6. В антропологии «эмический подход» обозначает взгляд изнутри какой-либо социальной группы, в противоположность «этическому» взгляду внешнего наблюдателя (термины, предложенные К.Пайком).

7. « De la turbulence à la règle » - Caillois 2021, 75-87.
4 Данный тематический выпуск журнала «Паллас», реализующий первое направление проекта, отведен исследованиям преимущественно материальных свидетельств игры в греческой (Аттика, Беотия, Коринф, Лариса), этрусской, римской (Рим, Помпеи, Апулия, Аквила, Сицилия, Галлия, Британия, Испания) и византийской цивилизациях. Как указывает название, ударение сделано на широко понимаемой новизне вовлекаемых в оборот источников - «неизданных, неизвестных, плохо идентифицированных или нуждающихся в новой интерпретации»8. Собственно новых находок в выпуске немного: это 2 уменьшенные копии игровых столиков (одна - приобретенная Швейцарским музеем игр в 2017 г., другая - идентифицированная как таковая в 2018 г. в музее Вравроны), игровой материал кремационного погребения врача из Испании (2006 г.) и детского погребения из Клермон-Феррана (2020 г.), неопубликованная апулийская пелика из Королевского музея в Мариемоне; «недавно найденными» (2000 г.) считаются фальсифицированные кубики из Бельгии. 8. Dasen, Daniaux 2022, 12.

1. Attia, A. 2022: Chacun sa croix. Retour sur une énigme de l’ iconographie grecque. Pallas 119, 265-293.

2. Becq de Fouquières, L. 1869: Jeux des anciens. Leur description, leur origine, leurs rapports avec la religion, l’ histoire, les arts et les moeurs. Paris.

3. Bek de Fuk’er, L. 1877: Igry drevnikh: opisanie, proiskhozhdenie i otnoshenie ikh k religii, istorii, iskusstvam i nravam. Per. A.Ivanova [The games of the ancients: their description, their origins and their relation to religion, history, arts and morals. Translated by A. Ivanov]. Kiev. Бек де Фукьер, Л.1877: Игры древних: описание, происхождение и отношение их к религии, истории, искусствам и нравам. Пер. А. Иванова. Киев.

4. Bianchi, C. 2022: Una bambola articolata in legno di etа romana rinvenuta ad Alba Fucens. Pallas 119, 181-195.

5. Caillois, R. 2021: Les jeux et les hommes. Paris.

6. Camponetti, G. 2022: The Personification of Paidia in Attic Pottery. The Playful experience in the World of Dionysus and Aphrodite. Pallas 119, 321-348.

7. Casevitz, M. 2018: Les noms du jeu et du jouet en grec. Kentron 34, 51-60.

8. Chidirouglou, M., Shaedler, U., Schierup, S. 2022: Archaic Greek Terracota Gaming Tables Revisited. Pallas 119, 19-41.

9. Costanza, S. 2019: Giulio Polluce, Onomasticon: excerpta de ludis. Materiali per la storia del gioco nel mondo greco-romano. Alessandria.

10. Daniaux, Th. 2022: Hic perfida vici ! Tricher aux jeux de dés а l’ époque romaine. Pallas 119, 197-240.

11. Daniaux, Th., Loustaud, J.-P. 2022: Un dé truqué dans la Maison des Nones de Mars (Limoges). Pallas 119, 129-146.

12. Dasen, V. 2015: Achille et Ajax : Quand âgon s’ allie à l’ alea. Revue du MAUSS 46, 81-98.

13. Dasen, V. 2018: Histoire et archéologie de la culture ludique dans le monde gréco-romain. Questions méthodologiques. Kentron 34, 23-50.

14. Dasen, V., Haziza, T. 2018: Introduction. De l’ exposition au dossier thématique dans Kentron. Kentron 34, 17-22.

15. Dasen, V., Daniaux, Th. 2022: Penser et représenter le jeu : quoi de neuf sur la culture ludique antique ? Pallas 119, 11-18.

16. Dasen, V., O’ Meara, D. 2022: Jeu et genre : le témoignage de Michel Psellos (Philosophica minora II, 19). Pallas 119, 491-509.

17. Dasen, V., Verbanck-Piérard, A.2022: Poupées grecques en images : du jeu au rite. Pallas 119, 349-378.

18. De Groote, M. (ed.) 2012: Christophori Mitylenaii Versuum variorum Collectio Cryptensis. Turnhout.

19. Freyberg, L.A., Popova, T.V. 1978: Vizantiyskaya kul’ tura epokhi rastsveta IX-XV vv. [The flowering of the Byzantine culture. IXth-XVth centuries ]. Moscow. Фрейберг, Л. А., Попова, Т. В. 1978: Византийская литература эпохи расцвета IX - XV вв. М.

20. Fuchs, M.E. 2022: Une nouvelle scène d’ ephedrismos à Pompéi. Pallas 119, 423-436.

21. Griesbach, J. 2022: Ballspielerinnen auf thessalischen Muenzen. Ein Zeitvertrieb als oeffentliche Angelegenheit ? Pallas 119, 379-399.

22. Hamayon, R. 2021: Jouer, une autre façon d’ agir. Etude anthropologique à partir d’ exemples sibériens. Lormont.

23. Klinger, S. 2022: Models of Astragaloi from the Demeter and Kore Sanctuary on Acrocorinth. Pallas 119, 75-100.

24. Kurtz, E. 1903: Die Gedichte des Christophoros Mytilenaios. Leipzig.

25. Lehmann, M. 2022: Le combat d’ Amour et de Pan : lutte ludique et érotique. Pallas 119, 437-454.

26. Lovergne, E. 2022: Les Etrusques jouaient-ils aux jeux de plateau ? Pallas 119, 403-422.

27. Pace, A. 2022: In taberna quando sumus ? Osservazioni sul gioco d’ azzardo (alea) a Pompei. Pallas 119,103-128.

28. Penn, T., Courts, S. 2022: Lost and found: The Object Biographies of Roman Gaming Sets from the Western Provinces. Pallas 119, 241-262.

29. Sabetai, V. 2022: Bronze Rattles and Clay Shields for the Boeotian Child of the Elite: New Finds in Context. Pallas 119, 43-74.

30. Schaedler, U. 2009: Pente grammai – the Ancient Greek Board Game Five Lines. In: J.N.Silva (ed.), Board Game Studies Colloquium XI, Proceedings. Lisbon, 173-196.

31. Spadini, F. 2022: Consultation horoscopique, divination, jeu, oracles ludiques ? Autour de la Tabula Bianchini. Pallas 119, 473-490.

32. Thomson, Y., Bigot, S., Lautier, L., Dunkley, J. 2022: Le mobilier funéraire exceptionnel d’ une sépulture d’ enfant du I er siècle apr. J.-C. А proximité du chef-lieu de la cité arverne. Pallas 119, 147-167.

33. Tristгo, L. 2022: Une nouvelle tombe de médecin avec matériel de jeu а Colonia Emerita Augusta (Espagne). Pallas 119, 169-179.

34. Vespa, M. 2022: Jeux de pari (alea) et bonne chance dans la culture romaine. Une relecture de l’ invocation à Hercule dans le Curculio de Plaute. Pallas 119, 457-471.

35. Williams, D. 2022: Bone and Ball Bags: Greek Phormiskoi and Diktydia (?) Pallas 119, 295-319.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх