THE CULT OF THE MONK PAPHNUTIUS IN LATE ANTIQUE EGYPT

 
PIIS032103910014237-3-1
DOI10.31857/S032103910014237-3
Publication type Article
Status Approved
Authors
Affiliation: Senior Research Fellow of the Center for Egyptological Research of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Abstract

The article is devoted to the study of the veneration of the monk Paphnutius in late antique Egypt. The author comes to the conclusion that in Egypt in the period of late Antiquity, two monks with this name were venerated: the abbot of the monastery of Tabennese and a monk, who was considered as the author of the Life of St. Onnophrius.  Both traditions, however, were not attested by any hagiographic narrative in late Antiquity. The veneration of Abbot of Tabennese was later lost, and the tradition of the «author» of the Life of St. Onnophrius acquired a certain hagiographic narrative and a place (the monastery of Ash-Shamaʼ), with which this saint began to be associated.

KeywordsPaphnutius the monk, Paphnutius the martyr, St. Onnophrius the Great, Egyptian monasticism, the cult of saints in late Antiquity
Received15.03.2021
Number of characters35005
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вопрос о почитании монаха Пафнутия в Египте периода поздней Античности является крайне запутанным и сложным. Причин тому несколько. Мы уже указывали, что определяющими факторами почитания святого монаха являются текст (т.е. начальный агиографический нарратив) и место (обычно — монастырь, который можно было бы считать центром его культа)1. Генезис культа и его дальнейшее развитие определяется конфигурацией этих двух основных факторов. В случае с монахом Пафнутием мы не имеем четких указаний ни на агиографическую традицию об этом святом в позднеантичный период, ни на место, вокруг которого складывалось бы его почитание. У нас есть лишь глава, посвященная Пафнутию в «Истории египетских монахов» (Hist. mon. 14)2, несколько апофтегм об авве Пафнутии, жившем в Скиту (PG 65, 377-380) и одно из «Собеседований» Иоанна Кассиана, ему же атрибутированное (Io. Cass. Coll. 3)3. Но глава в «Истории египетских монахов» — это, скорее всего, фиксация благочестивыми паломниками устной традиции, сложившейся вокруг подвижника из гермопольского нома, и невозможно сказать ничего определенного о том, переросла ли она в нечто большее. Насколько нам известно, ни в коптской ни в копто-арабской литературе нет никаких следов жития этого монаха. Примерно то же можно утверждать об апофтегмах и рассказе Иоанна Кассиана (Io Cass. Coll. 3.1) про Пафнутия из Скита. 1. Voytenko 2019, 939, 956.

2. Festugière 1961, 102-110, рус. пер.: Kul'kova 2001, 61-65.

3. См. Pichery 1955, 138-165, рус. пер: Petr [Ekaterinovskiy] 1892, 203-240.
2 Вторая сложность заключается в том, что имя Пафнутий в позднеантичном Египте было очень популярным. Американский исследователь Т. Вивиан пишет о том, что имя Пафнутий было таким же распространенным как фамилии Смит или Джонс в англоязычных странах4. Всего можно насчитать около десяти упоминаемых в источниках Пафнутиев, двое из которых были мучениками, один — епископом, а остальные — монахами5. И понять, особенно по документальным источникам (папирусным и эпиграфическим), к кому именно обращаются за молитвенной помощью, и в чью именно честь назвали монастырь или церковь зачастую очень сложно, если вообще возможно. Известная исследовательница позднеантичного Египта А. Папаконстантину, например, вообще отказалась от этой идеи, приведя в своей монографии лишь ряд документальных свидетельств (впрочем, неполных) и указав нескольких персонажей, которые могли бы претендовать на эту честь6. 4. Vivian, 2000, 42.

5. Подробнее см. Voytenko 2017, 60-63, 239-240.

6. Papaconstantinou 2001, 167-168.
3 Чтобы разобраться в этой непростой проблеме, всю историю почитания монаха Пафнутия надо начинать с конца. Именно там мы найдем и текст и место. Известный коптский автор нач. XIII в. абу-ль-Макарим в своем труде «Церкви и монастыри Египта» приводит рассказ о монастыре аш-Шама. Там говорится, что в этот монастырь пришел отшельник Пафнутий, который до этого посетил много святых, в том числе и святого Онуфрия. Затем следует краткий пересказ одного из мест Жития св. Онуфрия. Далее утверждается, что этот Пафнутий стал учеником св. Макария в Вади Хабиб (т.е. в Скиту) и после пришел в монастырь аш-Шама, где упокоился 15 амшира (=9 февраля) и здесь же были похоронены его останки. Затем монастырь пришел в упадок и был возрожден ок. 951 г., после снова обезлюдел, но вновь оживился при патриархе Гаврииле II (1131-1145). Во время абу-ль-Макарима монастырь процветал: он указывает, что в обители живет много монахов, а сама она владеет садом, землей и домами. Монастырь имел статус патриаршего и, самое главное, там освящалось миро7. Еще одним свидетельством о некой житийной традиции, посвященной монаху Пафнутию, является сообщение в Копто-арабском синаксаре под 15 амшира. Там мы видим краткий рассказ о монахе Пафнутии, составленный на основе Жития св. Онуфрия (PO 11, 827-828)8. 7. Evetts 1894-1895, II, 192-196 (здесь и далее указание на английский перевод текста).

8. Этот краткий рассказ имеет ряд сведений, которые отсутствуют в ранних греческих и коптских версиях Жития. Например, о том, что Пафнутий был монахом с юности.

1. Aït-Kaci, L., A. Boud'hors, A., Heurtel, C. 2010: Aller au nord, aller au sud, traverser la fleuve. Circulation et échanges au VIII? siècle dans la region thébaine. In: Thèbes aux 101 portes. Melanges à la mémoire de Roland Tefnin. E. Warmenbol, V. Angenot (ed.). Turnhout, 1-9.

2. Amélineau, E. (ed.) 1894: Monuments pour servir à l'histoire de l’Égypte chrétienne de la Basse-Égypte. Vies des saints Paul, Antoine, Macaire, Maxime et Domèce, Jean le Nain. Paris.

3. Balestri G., Hyvernat H. (ed.) 1907: Acta Martyrum I (CSCO 43). Leipzig.

4. Bartelink, G.J.M. (ed.) 1974: Palladio. La Storia Lausiaca. (Vite dei Santi II). Milano.

5. Bell, H.I. (ed.) 1910: Greek Papyri in the British Museum. Vol. 4. The Aphrodito Papyri. London.

6. Bell, H.I., Crum, W.E. (eds.) 1922: Wadi Sarga. Coptic and Greek Texts. Copenhagen.

7. Bendjan, P. (ed.) 1895: Acta martyrum et sanctorum. T. 5. Parisiis-Lipsiae.

8. Cammelli, L. 1912: Atti del martirio di S. Pafnuzio anacoreta. In: Papiri greci e latini, I (Pubblicazioni della Società italiana per la ricerca dei Papiri greci e latini in Egitto) Firenze, 54–57.

9. Clédat, J. 1999: Le monastère et la nécropole de Baouît. Notes mises en oeuvre et éditées par D. Bénazeth et M.-H. Rutschowscaya avec contributions de A. Boud’hors, R.-G. Coquin, É. Gaillard. (MIFAO, 111). Le Caire.

10. Coquin, R.-J. 1991: Paphnutius, fifth-century archimandrite. In: Coptic Encyclopedia. Vol. VI. New York, 1882-1883.

11. Crum, W.E. (ed.) 1902: Coptic Ostraca from the Collection of the Egypt Exploration Fund. The Cairo Museum and Others. London.

12. Crum, W.E. (ed.) 1905: Catalogue of the Coptic Manuscripts in the British Museum. London.

13. Crum, W.E. (ed.) 1909: Catalogue of the Coptic Manuscripts in the Collection of the John Rylands Library, Manchester. Manchester.

14. Crum, W. E., Stendorf, G. (eds.) 1912: Koptische Rechtsurkunden des achten jahrhunderts aus Djême (Theben). I Bd. Leipzig.

15. Dekker, R. 2018: Episcopal Networks and Authority in Late Antique Egypt. Bishops of the Theban Region at Work (OLA. 264). Leuven - Paris - Bristol, CT.

16. Delehaye, H. 1922: Les martyrs d'Égypte. Analecta Bollandiana 40, 5-154, 299-354.

17. Devos, P. 1956: ???. ??: Kahle, P.E. (ed.) 1954: Bala’izah. Coptic Texts from Deir el-Bala’izah in Upper Egypt. Vol. I-II. London. Analecta Bollandiana 74, 256-259.

18. Evetts, B.T.A (ed.) 1894-1895: The Churches and Monasteries of Egypt and some neighbouring countries attributed to Abu Salih, the Armenian. Oxford. 2 vol.

19. Festugière, A.-J. (ed.) 1961: Historia monachorum in Aegypto. Édition critique du texte grec. (Subsidia Hagiographica, 34). Bruxelles.

20. Heurtel, Ch. (ed.) 2004: Les inscriptions coptes et grecques du temple d'Hathor à Deir al-Medina, suivies de la publication des notes manuscrites de François Daumas (1946-1947). Le Caire.

21. Kahle, P.E. (ed.) 1954: Bala’izah. Coptic Texts from Deir el-Bala’izah in Upper Egypt. Vol. I. London.

22. Kul’kova, N.A. (ed.) 2001: Istoriya egipetskikh monakhov [History of Egyptian Monks. Translated by N. Kul’kova]. Moscow.

23. ??????? ?????????? ???????. ???. ?.?. ?????????. ?.

24. Mallon, A. 1914: Copte (Épigraphie), in: DACL. Vol. 3/2, 2819-2886.

25. Miroshnikov, I.Yu. 2018: [International research project on the publication of manuscripts in the Fayumic dialect of the Coptic language]. Egipet i sopredel'nye strany [Egypt and Neighbouring Countries] 4, 76-79 [http://enc-journal.com/index.php/arkhiv-nomerov-ru/8-arkhiv/182-2018-4].

26. ??????????, ?.?. ????????????? ????????????????? ?????? ?? ??????? ????????? ?? ????????? ???????? ????????? ?????. ?????? ? ???????????? ?????? 4, 76-79.

27. Papaconstantinou, A. 2001: Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbasides: l’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. Paris.

28. Petr, [Ekaterinovskiy] (ed.) 1892: Pisaniya prepodobnogo Ioanna Cassiana Rimlyanina [The writings of John Cassian the Roman]. ?oscow.

29. ??????? ???????????? ?????? ???????? ?????????. ???. ??. ????? [E??????????????]. ?.

30. Pichery, E. (ed.) 1955: Jean Cassien. Conférences I-VII. (SC 42). Paris.

31. Sauget, J.-M., 1962: Apelle, Apollo, Pafnuzio, Dioscoro e Teodoro. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. II, Roma, 230.

32. Sauget, J.-M. 1968a: Pafnuzio, padre di s. Eufrosina, monaco in Egitto, santo. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 25.

33. Sauget J.-M. 1968b: Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni, santi, martiri. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 29-35.

34. Sauget J.-M. 1968?: Pafnuzio, vescovo in Egitto, santo (?). In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 36-37.

35. Sauneron, S., Jacquet J. (eds.) 1972: Les ermitages chrétien du désert d'Esna. Vol. 1. Archéologie et inscriptions. Le Caire.

36. Sauneron, S. (ed.) 1972: Les ermitages chrétien du désert d'Esna. Vol. 4. Essai d'histoire. Le Caire.

37. Serdiuk, E. 2020: Un pigeonnier de briques crues dans le contexte du Ramesseum de l’époque romano-byzantine? In: A. Boud’hors, E. Garel, C. Louis, N. Vanthieghem (eds.). Études coptes XVI. Dix-huitième journée d’études (Bruxelles, 22-24 juin 2017). (Cahiers de la bibliothèque copte 23). Paris, 59-103.

38. Till, W. (ed.) 1964. Die Koptischen Rechtsurkunden aus Theben. Wien.

39. Vivian, ?. 2000 (ed): Histories of the Monks of Upper Egypt and the Life of Onnophrius by Paphnutius. (Cisterian Studies 140). Kalamazoo, MI.

40. Voytenko, A.A. 2011: [Cult of St. Onnophrios the Great in Byzantine Egypt]. Vizantiyskiy Vremennik [Byzantine Annals] 70 (95), 114–123.

41. ????????, ?.?. ????? ??. ??????? ???????? ? ???????????? ??????. ???????????? ????????? 70/95, 114–123.

42. Voytenko, A. 2015a: [Greek Versions of the Life of Saint Onnophrius the Great and an Archive by Father Joseph Paramelle (S.J, 1925–2011)]. Vestnik PSTGU. Seriya II:Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavoy Tserkvi [St. Tikhon's University Review. Series II: History. Russian Church History] 4 (65), 37–49.

43. ????????, ?.?. ????????? ???????? ????? ??. ??????? ???????? ? ????? ?. ?????? ????????. ??????? ????? II: ???????. ??????? ??????? ???????????? ?????? 4 (65), 37–49.

44. Voytenko, A. 2015b: [Epitome of the Life of saint Onnophrius the Great (BHGa 2330a)]. Dialog so vremenem [Dialogue with Time. Intellectual History Rewiew] 52, 369-383

45. ????????, ?.?. ??????? ? ?????? ??????? ??????? (BHGA 2330A). ?????? ?? ???????? 52, 369-383.

46. Voytenko, A. 2017: Svyatoy Onufriy Velikiy v agiograficheskoy traditsii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora nauk [Saint Onnophrius the Great in the hagiographic tradition (IV-XIV centuries). Dissertation for the degree of Doctor of Science]. Moscow.

47. ????????, ?. A. 2017: ?????? ??????? ??????? ? ??????????????? ???????? (IV-XIV ??). ??????????? ?? ????????? ?????? ??????? ??????? ????. ?.

48. Voytenko, A.A. 2018: [The Hybridised Versions of the Life of St. Onnophrius the Great]. Vestnik PSTGU. Seriya III: Philologiya [St. Tikhon's University Review. Series III. Philology] 55, 32-51.

49. ????????, ?.?. ????? ??. ??????? ????????. ????????????????? ???. ??????? ?????. ????? III: ????????? 55, 32–51.

50. Voytenko, A.A. 2019: [Cult of St. Apollo and Phib in late antique Egypt]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 79/4, 938–957.

51. ????????, ?. ?. ????? ??. ???????? ? ???? ? ?????????????? ??????. ??? 79/4, 938–957.

52. Voytenko, A.A. 2021: [Our Great Fathers: A Probable History of One Monastic Litany in Lata Antique Egypt] Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/1 (2021), 135–148 (in print).

53. ????????, ?.?. «??????? ???? ????»: ?????????????? ??????? ????? ?????????? ??????? ? ?????????????? ??????. ??? 81/1 (2021), 135–148 (? ??????).

54. Wietheger, C. 1992: Das Jeremias-Kloster zu Saqqara unter besonderer Berücksichtigung der Inschriften. Altenberge.

Система Orphus

Loading...
Up