КУЛЬТ МОНАХА ПАФНУТИЯ В ПОЗДНЕАНТИЧНОМ ЕГИПТЕ

 
Код статьиS032103910014237-3-1
DOI10.31857/S032103910014237-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Аффилиация: Ведущий научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН
Адрес: Российская Федерация,
Аннотация

Статья посвящена исследованию почитания монаха Пафнутия в позднеантичном Египте. Автор приходит к выводу, что в Египте в период поздней Античности почитались два монаха с таким именем: игумен монастыря Тавенниси и монах, которого считали автором Жития св. Онуфрия. Однако ни одна ни другая традиция в поздней Античности не засвидетельствована агиографическим нарративом. Позднее почитание игумена Тавенниси было утрачено, а традиция об «авторе» Жития св. Онуфрия обрела и определенный агиографический нарратив и место (монастырь аш-Шама), с которым стали связывать этого святого.

Ключевые словамонах Пафнутий, мученик Пафнутий, св. Онуфрий Великий, египетское монашество, культ святых в поздней Античности
Получено15.03.2021
Кол-во символов35005
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вопрос о почитании монаха Пафнутия в Египте периода поздней Античности является крайне запутанным и сложным. Причин тому несколько. Мы уже указывали, что определяющими факторами почитания святого монаха являются текст (т.е. начальный агиографический нарратив) и место (обычно — монастырь, который можно было бы считать центром его культа)1. Генезис культа и его дальнейшее развитие определяется конфигурацией этих двух основных факторов. В случае с монахом Пафнутием мы не имеем четких указаний ни на агиографическую традицию об этом святом в позднеантичный период, ни на место, вокруг которого складывалось бы его почитание. У нас есть лишь глава, посвященная Пафнутию в «Истории египетских монахов» (Hist. mon. 14)2, несколько апофтегм об авве Пафнутии, жившем в Скиту (PG 65, 377-380) и одно из «Собеседований» Иоанна Кассиана, ему же атрибутированное (Io. Cass. Coll. 3)3. Но глава в «Истории египетских монахов» — это, скорее всего, фиксация благочестивыми паломниками устной традиции, сложившейся вокруг подвижника из гермопольского нома, и невозможно сказать ничего определенного о том, переросла ли она в нечто большее. Насколько нам известно, ни в коптской ни в копто-арабской литературе нет никаких следов жития этого монаха. Примерно то же можно утверждать об апофтегмах и рассказе Иоанна Кассиана (Io Cass. Coll. 3.1) про Пафнутия из Скита. 1. Voytenko 2019, 939, 956.

2. Festugière 1961, 102-110, рус. пер.: Kul'kova 2001, 61-65.

3. См. Pichery 1955, 138-165, рус. пер: Petr [Ekaterinovskiy] 1892, 203-240.
2 Вторая сложность заключается в том, что имя Пафнутий в позднеантичном Египте было очень популярным. Американский исследователь Т. Вивиан пишет о том, что имя Пафнутий было таким же распространенным как фамилии Смит или Джонс в англоязычных странах4. Всего можно насчитать около десяти упоминаемых в источниках Пафнутиев, двое из которых были мучениками, один — епископом, а остальные — монахами5. И понять, особенно по документальным источникам (папирусным и эпиграфическим), к кому именно обращаются за молитвенной помощью, и в чью именно честь назвали монастырь или церковь зачастую очень сложно, если вообще возможно. Известная исследовательница позднеантичного Египта А. Папаконстантину, например, вообще отказалась от этой идеи, приведя в своей монографии лишь ряд документальных свидетельств (впрочем, неполных) и указав нескольких персонажей, которые могли бы претендовать на эту честь6. 4. Vivian, 2000, 42.

5. Подробнее см. Voytenko 2017, 60-63, 239-240.

6. Papaconstantinou 2001, 167-168.
3 Чтобы разобраться в этой непростой проблеме, всю историю почитания монаха Пафнутия надо начинать с конца. Именно там мы найдем и текст и место. Известный коптский автор нач. XIII в. абу-ль-Макарим в своем труде «Церкви и монастыри Египта» приводит рассказ о монастыре аш-Шама. Там говорится, что в этот монастырь пришел отшельник Пафнутий, который до этого посетил много святых, в том числе и святого Онуфрия. Затем следует краткий пересказ одного из мест Жития св. Онуфрия. Далее утверждается, что этот Пафнутий стал учеником св. Макария в Вади Хабиб (т.е. в Скиту) и после пришел в монастырь аш-Шама, где упокоился 15 амшира (=9 февраля) и здесь же были похоронены его останки. Затем монастырь пришел в упадок и был возрожден ок. 951 г., после снова обезлюдел, но вновь оживился при патриархе Гаврииле II (1131-1145). Во время абу-ль-Макарима монастырь процветал: он указывает, что в обители живет много монахов, а сама она владеет садом, землей и домами. Монастырь имел статус патриаршего и, самое главное, там освящалось миро7. Еще одним свидетельством о некой житийной традиции, посвященной монаху Пафнутию, является сообщение в Копто-арабском синаксаре под 15 амшира. Там мы видим краткий рассказ о монахе Пафнутии, составленный на основе Жития св. Онуфрия (PO 11, 827-828)8. 7. Evetts 1894-1895, II, 192-196 (здесь и далее указание на английский перевод текста).

8. Этот краткий рассказ имеет ряд сведений, которые отсутствуют в ранних греческих и коптских версиях Жития. Например, о том, что Пафнутий был монахом с юности.

1. Aпt-Kaci, L., A. Boud'hors, A., Heurtel, C. 2010: Aller au nord, aller au sud, traverser la fleuve. Circulation et йchanges au VIII? siиcle dans la region thйbaine. In: Thиbes aux 101 portes. Melanges а la mйmoire de Roland Tefnin. E. Warmenbol, V. Angenot (ed.). Turnhout, 1-9.

2. Amйlineau, E. (ed.) 1894: Monuments pour servir а l'histoire de lТ…gypte chrйtienne de la Basse-…gypte. Vies des saints Paul, Antoine, Macaire, Maxime et Domиce, Jean le Nain. Paris.

3. Balestri G., Hyvernat H. (ed.) 1907: Acta Martyrum I (CSCO 43). Leipzig.

4. Bartelink, G.J.M. (ed.) 1974: Palladio. La Storia Lausiaca. (Vite dei Santi II). Milano.

5. Bell, H.I. (ed.) 1910: Greek Papyri in the British Museum. Vol. 4. The Aphrodito Papyri. London.

6. Bell, H.I., Crum, W.E. (eds.) 1922: Wadi Sarga. Coptic and Greek Texts. Copenhagen.

7. Bendjan, P. (ed.) 1895: Acta martyrum et sanctorum. T. 5. Parisiis-Lipsiae.

8. Cammelli, L. 1912: Atti del martirio di S. Pafnuzio anacoreta. In: Papiri greci e latini, I (Pubblicazioni della Societа italiana per la ricerca dei Papiri greci e latini in Egitto) Firenze, 54Ц57.

9. Clйdat, J. 1999: Le monastиre et la nйcropole de Baouоt. Notes mises en oeuvre et йditйes par D. Bйnazeth et M.-H. Rutschowscaya avec contributions de A. BoudТhors, R.-G. Coquin, …. Gaillard. (MIFAO, 111). Le Caire.

10. Coquin, R.-J. 1991: Paphnutius, fifth-century archimandrite. In: Coptic Encyclopedia. Vol. VI. New York, 1882-1883.

11. Crum, W.E. (ed.) 1902: Coptic Ostraca from the Collection of the Egypt Exploration Fund. The Cairo Museum and Others. London.

12. Crum, W.E. (ed.) 1905: Catalogue of the Coptic Manuscripts in the British Museum. London.

13. Crum, W.E. (ed.) 1909: Catalogue of the Coptic Manuscripts in the Collection of the John Rylands Library, Manchester. Manchester.

14. Crum, W. E., Stendorf, G. (eds.) 1912: Koptische Rechtsurkunden des achten jahrhunderts aus Djкme (Theben). I Bd. Leipzig.

15. Dekker, R. 2018: Episcopal Networks and Authority in Late Antique Egypt. Bishops of the Theban Region at Work (OLA. 264). Leuven - Paris - Bristol, CT.

16. Delehaye, H. 1922: Les martyrs d'…gypte. Analecta Bollandiana 40, 5-154, 299-354.

17. Devos, P. 1956: ???. ??: Kahle, P.E. (ed.) 1954: BalaТizah. Coptic Texts from Deir el-BalaТizah in Upper Egypt. Vol. I-II. London. Analecta Bollandiana 74, 256-259.

18. Evetts, B.T.A (ed.) 1894-1895: The Churches and Monasteries of Egypt and some neighbouring countries attributed to Abu Salih, the Armenian. Oxford. 2 vol.

19. Festugiиre, A.-J. (ed.) 1961: Historia monachorum in Aegypto. …dition critique du texte grec. (Subsidia Hagiographica, 34). Bruxelles.

20. Heurtel, Ch. (ed.) 2004: Les inscriptions coptes et grecques du temple d'Hathor а Deir al-Medina, suivies de la publication des notes manuscrites de Franзois Daumas (1946-1947). Le Caire.

21. Kahle, P.E. (ed.) 1954: BalaТizah. Coptic Texts from Deir el-BalaТizah in Upper Egypt. Vol. I. London.

22. KulТkova, N.A. (ed.) 2001: Istoriya egipetskikh monakhov [History of Egyptian Monks. Translated by N. KulТkova]. Moscow.

23. ??????? ?????????? ???????. ???. ?.?. ?????????. ?.

24. Mallon, A. 1914: Copte (…pigraphie), in: DACL. Vol. 3/2, 2819-2886.

25. Miroshnikov, I.Yu. 2018: [International research project on the publication of manuscripts in the Fayumic dialect of the Coptic language]. Egipet i sopredel'nye strany [Egypt and Neighbouring Countries] 4, 76-79 [http://enc-journal.com/index.php/arkhiv-nomerov-ru/8-arkhiv/182-2018-4].

26. ??????????, ?.?. ????????????? ????????????????? ?????? ?? ??????? ????????? ?? ????????? ???????? ????????? ?????. ?????? ? ???????????? ?????? 4, 76-79.

27. Papaconstantinou, A. 2001: Le culte des saints en …gypte des Byzantins aux Abbasides: lТapport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. Paris.

28. Petr, [Ekaterinovskiy] (ed.) 1892: Pisaniya prepodobnogo Ioanna Cassiana Rimlyanina [The writings of John Cassian the Roman]. ?oscow.

29. ??????? ???????????? ?????? ???????? ?????????. ???. ??. ????? [E??????????????]. ?.

30. Pichery, E. (ed.) 1955: Jean Cassien. Confйrences I-VII. (SC 42). Paris.

31. Sauget, J.-M., 1962: Apelle, Apollo, Pafnuzio, Dioscoro e Teodoro. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. II, Roma, 230.

32. Sauget, J.-M. 1968a: Pafnuzio, padre di s. Eufrosina, monaco in Egitto, santo. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 25.

33. Sauget J.-M. 1968b: Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni, santi, martiri. In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 29-35.

34. Sauget J.-M. 1968?: Pafnuzio, vescovo in Egitto, santo (?). In: Bibliotheca Sanctorum. Vol. X. Roma, 36-37.

35. Sauneron, S., Jacquet J. (eds.) 1972: Les ermitages chrйtien du dйsert d'Esna. Vol. 1. Archйologie et inscriptions. Le Caire.

36. Sauneron, S. (ed.) 1972: Les ermitages chrйtien du dйsert d'Esna. Vol. 4. Essai d'histoire. Le Caire.

37. Serdiuk, E. 2020: Un pigeonnier de briques crues dans le contexte du Ramesseum de lТйpoque romano-byzantine? In: A. BoudТhors, E. Garel, C. Louis, N. Vanthieghem (eds.). …tudes coptes XVI. Dix-huitiиme journйe dТйtudes (Bruxelles, 22-24 juin 2017). (Cahiers de la bibliothиque copte 23). Paris, 59-103.

38. Till, W. (ed.) 1964. Die Koptischen Rechtsurkunden aus Theben. Wien.

39. Vivian, ?. 2000 (ed): Histories of the Monks of Upper Egypt and the Life of Onnophrius by Paphnutius. (Cisterian Studies 140). Kalamazoo, MI.

40. Voytenko, A.A. 2011: [Cult of St. Onnophrios the Great in Byzantine Egypt]. Vizantiyskiy Vremennik [Byzantine Annals] 70 (95), 114Ц123.

41. ????????, ?.?. ????? ??. ??????? ???????? ? ???????????? ??????. ???????????? ????????? 70/95, 114Ц123.

42. Voytenko, A. 2015a: [Greek Versions of the Life of Saint Onnophrius the Great and an Archive by Father Joseph Paramelle (S.J, 1925Ц2011)]. Vestnik PSTGU. Seriya II:Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavoy Tserkvi [St. Tikhon's University Review. Series II: History. Russian Church History] 4 (65), 37Ц49.

43. ????????, ?.?. ????????? ???????? ????? ??. ??????? ???????? ? ????? ?. ?????? ????????. ??????? ????? II: ???????. ??????? ??????? ???????????? ?????? 4 (65), 37Ц49.

44. Voytenko, A. 2015b: [Epitome of the Life of saint Onnophrius the Great (BHGa 2330a)]. Dialog so vremenem [Dialogue with Time. Intellectual History Rewiew] 52, 369-383

45. ????????, ?.?. ??????? ? ?????? ??????? ??????? (BHGA 2330A). ?????? ?? ???????? 52, 369-383.

46. Voytenko, A. 2017: Svyatoy Onufriy Velikiy v agiograficheskoy traditsii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora nauk [Saint Onnophrius the Great in the hagiographic tradition (IV-XIV centuries). Dissertation for the degree of Doctor of Science]. Moscow.

47. ????????, ?. A. 2017: ?????? ??????? ??????? ? ??????????????? ???????? (IV-XIV ??). ??????????? ?? ????????? ?????? ??????? ??????? ????. ?.

48. Voytenko, A.A. 2018: [The Hybridised Versions of the Life of St. Onnophrius the Great]. Vestnik PSTGU. Seriya III: Philologiya [St. Tikhon's University Review. Series III. Philology] 55, 32-51.

49. ????????, ?.?. ????? ??. ??????? ????????. ????????????????? ???. ??????? ?????. ????? III: ????????? 55, 32Ц51.

50. Voytenko, A.A. 2019: [Cult of St. Apollo and Phib in late antique Egypt]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 79/4, 938Ц957.

51. ????????, ?. ?. ????? ??. ???????? ? ???? ? ?????????????? ??????. ??? 79/4, 938Ц957.

52. Voytenko, A.A. 2021: [Our Great Fathers: A Probable History of One Monastic Litany in Lata Antique Egypt] Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 81/1 (2021), 135Ц148 (in print).

53. ????????, ?.?. Ђ??????? ???? ????ї: ?????????????? ??????? ????? ?????????? ??????? ? ?????????????? ??????. ??? 81/1 (2021), 135Ц148 (? ??????).

54. Wietheger, C. 1992: Das Jeremias-Kloster zu Saqqara unter besonderer Berьcksichtigung der Inschriften. Altenberge.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх