L.I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.). Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. Leuven, 2018

 
Код статьиS032103910012259-7-1
DOI10.31857/S032103910012259-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва L.I. HAU, A. MEEUS, B. SHERIDAN(eds.). Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. (Studia Hellenistica, 58). Leuven: Peeters, 2018. X, 612 p. ISBN 978-90-429-3498-6
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 1
Страницы216-220
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено14.07.2020
Дата публикации29.03.2021
Кол-во символов18386
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сборник статей «Диодор Сицилийский: теория и практика историописания в “Библиотеке”» включает материалы конференции «Диодор Сицилийский: общепринятые заблуждения, мировое сообщество и всеобщая история» (“Diodorus Siculus: Shared Myths, World Community, and Universal History”), прошедшей в университете Глазго в 2011 году. На это издание уже вышла положительная рецензия, автор которой У.П. Ричардсон дает обзор «наиболее заслуживающих внимания» статей (the most noteworthy entries)1; предлагаемая же рецензия имеет целью представить сборник как итог многолетних исследований произведения Диодора Сицилийского в контексте изучения древнегреческих исторических сочинений как произведений художественной литературы. 1. Richardson 2018.
2 Сборник состоит из двадцати пяти статей, сгруппированных вместе с вводной статьей в девять тематических разделов.
3 Во введении (с. 3–12), открывающем первый раздел «Место действия», Л.И. Хау, А. Меус и Б. Шеридан не только представляют резюме статей, входящих в сборник (с. 9–12), но и дают обзор исследований «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского с конца XVIII до начала XXI века (с. 3–9), отмечая, что если раньше его сочинение рассматривалось в основном как набор цитат из источников, то в последние десятилетия «Историческая библиотека» изучается как целостное произведение. Эту тему продолжает К. Рабинкам в статье «Новые и старые подходы к Диодору: можно ли их примирить?» (с. 13–39). На примере трех своих исследований 1970–1990-х годов, одно из которых посвящено сравнению текстов Эфора (P. Oxy. 1610) и Диодора Сицилийского (XI. 59–62) (с. 20–23)2, другое – перекрестным ссылкам в «Исторической библиотеке» (с. 23–26)3, третье – повторам в произведении Диодора Сицилийского, в частности описанию Мертвого моря во второй и девятнадцатой книгах (с. 26–33)4, она показывает, что тщательный анализ текста «Исторической библиотеки», в том числе с применением реляционных баз данных, позволяет понять, каким образом Диодор Сицилийский использовал свои источники и работал над произведением. 2. Rubincam 1976.

3. Rubincam 1987; 1989; 1998.

4. Rubincam 1987. К статье приложены таблицы с дополнительным иллюстративным материалом и библиография к каждой из трех тем (с. 35–39).
4 В статье К. Рабинкам затронуты темы, которые далее подробно рассматриваются в соответствующих разделах сборника и связаны с анализом «Исторической библиотеки» в контексте эпохи (I в. до н.э.) и изучением места произведения Диодора Сицилийского в древнегреческой историографии. Среди этих тем – специфика отбора материала источников для создания энциклопедического сочинения, особенности композиции в целом и ее отдельных элементов. Следует также отметить, что некоторые статьи, включенные в сборник, созданы на материале недавно опубликованных работ и, таким образом, представляют обзор современных исследований «Исторической библиотеки».
5 Так, название второго раздела – «Диодор Сицилийский в первом веке» – отсылает читателей к заглавию известной книги К.С. Сакса «Диодор Сицилийский и первый век»5. Его статья «Диодор Сицилийский и эллинистическая философская мысль» (с. 43–63) и открывает данный раздел. К.С. Сакс отмечает, что Диодор Сицилийский критикует современную ему философию и одновременно использует ее идеи в произведении, и заключает, что в историческом сочинении свободная речь (ἱστορικὴ παῤῥησία) – это объективность историка, дающего моральную оценку, обращенное в будущее суждение о прошлом, непосредственно не связанное с описываемым событием; таким образом, по Диодору Сицилийскому, морали учит именно история, а не философия, лишенная «свободы речи». 5. Sacks 1990.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 733

Оценка читателей: голосов 0

1. Achilli, I. 2012: Il Proemio del Libro 20 della Bibliotheca Storica di Diodoro Siculo. (Koinos Logos, 5). Lanciano.

2. Bearzot, C. 2013: Il lessico dell’opposizione politica in Polibio. In: M. Mari, J. Thornton (eds.), Parole in movimento: Linguaggio politico e lessico storiografico nel mondo ellenistico. Atti del Convegno Internazionale Roma, 21–23 febbraio 2011. (Studi Ellenistici, 27). Pisa, 176–183.

3. Chamoux, F. 1993: Introduction générale. In: F. Chamoux, P. Bertrac (eds.), Diodore de Sicile. Bibliothèque historique. Livre I. Paris, VII–LXXVI.

4. Hau, L.I. 2016: Moral History from Herodotus to Diodorus Siculus. Edin-burgh.

5. Muntz, C.E. 2017: Diodorus Siculus and the World of the Late Roman Re-public. Oxford.

6. Parker, V. 2016: Ephoros (70). In: I. Worthington (ed.), Brill’s New Jacoby. Brill Online. URL: http://dx.doi.org/10.1163/1873-5363_bnj_a70; да-та обращения: 16.10.2020

7. Prandi, L. 2013: Diodoro Siculo, Biblioteca storica, Libro XVII. Commento storico. Milano.

8. Richardson, W.P. 2018: (Rev.) L.I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.), Dio-doros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the «Biblio-theke». Leuven, 2018. Bryn Mawr Classical Review 2018.11.56. URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2018/2018-11-56.html; дата обращения: 16.10.2020

9. Rubincam, C. 1976: A note on Oxyrhynchus Papyrus 1610. Phoenix 30/4, 357–366.

10. Rubincam, C. 1987: The organisation and composition of Diodoros’ Biblio-theke. Échos du monde classique / Classical Views 31, 313–328.

11. Rubincam, C. 1989: Cross-references in the Bibliotheke Historike of Dio-doros. Phoenix 43/1, 39–61.

12. Rubincam, C. 1998: Did Diodorus Siculus take over cross-references from his sources? American Journal of Philology 119, 67–87.

13. Sacks, K.S. 1990: Diodorus Siculus and the First Century. Princeton.

14. Sulimani, I. 2008: Diodoros’ source-citations: a turn in the attitude of an-cient authors towards their predecessors? Athenaeum 96, 535–567.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх