L.I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.). Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. Leuven, 2018

 
PIIS032103910012259-7-1
DOI10.31857/S032103910012259-7
Publication type Review
Source material for review L.I. HAU, A. MEEUS, B. SHERIDAN(eds.). Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. (Studia Hellenistica, 58). Leuven: Peeters, 2018. X, 612 p. ISBN 978-90-429-3498-6
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 81 Issue 1
Pages216-220
Abstract

           

Keywords
Received14.07.2020
Publication date29.03.2021
Number of characters18386
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Сборник статей «Диодор Сицилийский: теория и практика историописания в “Библиотеке”» включает материалы конференции «Диодор Сицилийский: общепринятые заблуждения, мировое сообщество и всеобщая история» (“Diodorus Siculus: Shared Myths, World Community, and Universal History”), прошедшей в университете Глазго в 2011 году. На это издание уже вышла положительная рецензия, автор которой У.П. Ричардсон дает обзор «наиболее заслуживающих внимания» статей (the most noteworthy entries)1; предлагаемая же рецензия имеет целью представить сборник как итог многолетних исследований произведения Диодора Сицилийского в контексте изучения древнегреческих исторических сочинений как произведений художественной литературы. 1. Richardson 2018.
2 Сборник состоит из двадцати пяти статей, сгруппированных вместе с вводной статьей в девять тематических разделов.
3 Во введении (с. 3–12), открывающем первый раздел «Место действия», Л.И. Хау, А. Меус и Б. Шеридан не только представляют резюме статей, входящих в сборник (с. 9–12), но и дают обзор исследований «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского с конца XVIII до начала XXI века (с. 3–9), отмечая, что если раньше его сочинение рассматривалось в основном как набор цитат из источников, то в последние десятилетия «Историческая библиотека» изучается как целостное произведение. Эту тему продолжает К. Рабинкам в статье «Новые и старые подходы к Диодору: можно ли их примирить?» (с. 13–39). На примере трех своих исследований 1970–1990-х годов, одно из которых посвящено сравнению текстов Эфора (P. Oxy. 1610) и Диодора Сицилийского (XI. 59–62) (с. 20–23)2, другое – перекрестным ссылкам в «Исторической библиотеке» (с. 23–26)3, третье – повторам в произведении Диодора Сицилийского, в частности описанию Мертвого моря во второй и девятнадцатой книгах (с. 26–33)4, она показывает, что тщательный анализ текста «Исторической библиотеки», в том числе с применением реляционных баз данных, позволяет понять, каким образом Диодор Сицилийский использовал свои источники и работал над произведением. 2. Rubincam 1976.

3. Rubincam 1987; 1989; 1998.

4. Rubincam 1987. К статье приложены таблицы с дополнительным иллюстративным материалом и библиография к каждой из трех тем (с. 35–39).
4 В статье К. Рабинкам затронуты темы, которые далее подробно рассматриваются в соответствующих разделах сборника и связаны с анализом «Исторической библиотеки» в контексте эпохи (I в. до н.э.) и изучением места произведения Диодора Сицилийского в древнегреческой историографии. Среди этих тем – специфика отбора материала источников для создания энциклопедического сочинения, особенности композиции в целом и ее отдельных элементов. Следует также отметить, что некоторые статьи, включенные в сборник, созданы на материале недавно опубликованных работ и, таким образом, представляют обзор современных исследований «Исторической библиотеки».
5 Так, название второго раздела – «Диодор Сицилийский в первом веке» – отсылает читателей к заглавию известной книги К.С. Сакса «Диодор Сицилийский и первый век»5. Его статья «Диодор Сицилийский и эллинистическая философская мысль» (с. 43–63) и открывает данный раздел. К.С. Сакс отмечает, что Диодор Сицилийский критикует современную ему философию и одновременно использует ее идеи в произведении, и заключает, что в историческом сочинении свободная речь (ἱστορικὴ παῤῥησία) – это объективность историка, дающего моральную оценку, обращенное в будущее суждение о прошлом, непосредственно не связанное с описываемым событием; таким образом, по Диодору Сицилийскому, морали учит именно история, а не философия, лишенная «свободы речи». 5. Sacks 1990.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 559

Readers community rating: votes 0

1. Achilli, I. 2012: Il Proemio del Libro 20 della Bibliotheca Storica di Diodoro Siculo. (Koinos Logos, 5). Lanciano.

2. Bearzot, C. 2013: Il lessico dell’opposizione politica in Polibio. In: M. Mari, J. Thornton (eds.), Parole in movimento: Linguaggio politico e lessico storiografico nel mondo ellenistico. Atti del Convegno Internazionale Roma, 21–23 febbraio 2011. (Studi Ellenistici, 27). Pisa, 176–183.

3. Chamoux, F. 1993: Introduction générale. In: F. Chamoux, P. Bertrac (eds.), Diodore de Sicile. Bibliothèque historique. Livre I. Paris, VII–LXXVI.

4. Hau, L.I. 2016: Moral History from Herodotus to Diodorus Siculus. Edin-burgh.

5. Muntz, C.E. 2017: Diodorus Siculus and the World of the Late Roman Re-public. Oxford.

6. Parker, V. 2016: Ephoros (70). In: I. Worthington (ed.), Brill’s New Jacoby. Brill Online. URL: http://dx.doi.org/10.1163/1873-5363_bnj_a70; да-та обращения: 16.10.2020

7. Prandi, L. 2013: Diodoro Siculo, Biblioteca storica, Libro XVII. Commento storico. Milano.

8. Richardson, W.P. 2018: (Rev.) L.I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.), Dio-doros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the «Biblio-theke». Leuven, 2018. Bryn Mawr Classical Review 2018.11.56. URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2018/2018-11-56.html; дата обращения: 16.10.2020

9. Rubincam, C. 1976: A note on Oxyrhynchus Papyrus 1610. Phoenix 30/4, 357–366.

10. Rubincam, C. 1987: The organisation and composition of Diodoros’ Biblio-theke. Échos du monde classique / Classical Views 31, 313–328.

11. Rubincam, C. 1989: Cross-references in the Bibliotheke Historike of Dio-doros. Phoenix 43/1, 39–61.

12. Rubincam, C. 1998: Did Diodorus Siculus take over cross-references from his sources? American Journal of Philology 119, 67–87.

13. Sacks, K.S. 1990: Diodorus Siculus and the First Century. Princeton.

14. Sulimani, I. 2008: Diodoros’ source-citations: a turn in the attitude of an-cient authors towards their predecessors? Athenaeum 96, 535–567.

Система Orphus

Loading...
Up