Психологические факторы доверия банкам

 
Код статьиS020595920004604-0-1
DOI10.31857/S020595920004604-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель директора Института психологии РАН, заведующий лабораторией психологии личности
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 3
Страницы110-118
Аннотация

Автор приводит данные, свидетельствующие о том, что уровень доверия банковской системе в современной России ниже, чем в большинстве стран мира, с которыми осуществляется сопоставление, и в последние годы снижается в связи с финансовым кризисом и другими факторами. Рассматриваются основные причины низкого уровня доверия, среди которых как недостатки в организации деятельности отечественных банков, так и психологические последействия ситуации 1990-х гг., а также особенности поведения российских банкиров, создающие их негативный образ в массовом сознании. Рассматривается проблема низкого уровня доверия в современном российском обществе, проецируемого и на банки. Анализируется многоуровневая структура доверия банкам, в качестве основных уровней включающая: 1) общий уровень доверия в обществе, 2) доверие его социальным институтам, 3) доверие предпринимательству, 4) доверие крупному бизнесу, 5) доверие банковскому сектору экономики, 6) доверие конкретным банкам. Формулируются рекомендации российским банкам, призванные повысить доверие к ним населения.

Ключевые словабанки, банковский сектор экономики, доверие, население, причины, факторы, общество, массовое сознание, многослойная структура
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РНФ, грант № 14-18-03271.
Получено30.03.2019
Дата публикации25.04.2019
Кол-во символов27365
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1742

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева А.Ю. Уверенность, обобщенное доверие и межличностное доверие: критерии различения // Социальная реальность. 2008. № 7. С. 85–98.

2. Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. М., 2004.

3. Артемьев А.В., Минаков В.Ф., Макарчук Т.А. Управление обучением персонала коммерческого банка: Эффекты. Синергия // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 3. С. 11–15.

4. Баша Н.В., Минаков В.Ф., Мельникова Е.Ф. Алгоритм принятия решений на основе анализа иерархии целей в едином научном пространстве // В мире научных открытий. 2015. № 10 (70). С. 231–239.

5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000.

6. Богданова Е.В. Структура доверия в отношениях “клиент — банк” // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 86–96.

7. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф. Моделирование стратегического развития рынка страхования в России: проблемы и пути их решения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2 (41). С. 256–260.

8. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2010.

9. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.

10. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 88–98.

11. Здравомыслов А.Г. Социология: теория, история, практика. М.: Наука, 2008.

12. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013.

13. Корешнекова Л.В., Зельникова В.Ю. Психология доверия рекламе // Тезисы докладов Первой Всероссийской конференции “Психология в рекламе”. М., 1996. С. 24–25.

14. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

15. Купрейченко А.Б., Табхарова С.П. Типы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия // Психологические исследования духовно-нравственных проблем. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 209–229.

16. Латов Ю.В. Декларируемое и фактическое межличностное доверие в современной России // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2011. Т. 3. С. 118–128.

17. Лебедев А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2003.

18. Лобанов О.С., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Методология ранжирования ресурсов в облачной инфраструктуре региона // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции “Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики”. Ульяновск, 2014. С. 50–56.

19. Лобе-Мари К. Доверие под воздействием “радикального модерна” // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия: Социология. 2010. № 2. С. 20–22.

20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Психология доверия в организациях // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 6. С. 65–76.

21. Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2017.

22. Российское общество и вызовы времени. Книга четвертая / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2016.

23. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998.

24. Сумарокова В.А., Журавлев А.Л. Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 36–45.

25. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. М.: РУДН, 2009.

26. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004.

27. Халикова Л.В. Межличностное и институциональное доверие — предпосылки развития предпринимательства // Вестник ЧГУ. 2007. № 3. С. 346–349.

28. Castaldo S. Meanings of Trust: a Meta Analysis of Trust Definitions: Paper presented at Second Euram Conference. Stockholm, 2002.

29. Nannestad P. What have we learned about generalized trust, if anything? //Annual review of political sciences. 2008. V. 11. P. 413–436.

30. Political Psychology / Ed. V.G. Hermann. San Francisco: Jossey-Bass, 1986.

31. Rose-Ackerman S. Trust, Honesty, and Corruption: Reflection on the State-Building Process // European Journal of Sociology. 2001. V. 42. P. 27–71.

32. Sztompka P. Trust: a sociological theory. Cambridge: Cambridge university press, 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх