А.Ж. Арутюнян. Столица Великой Армении Тигранакерт в контексте армяно-римско-ближневосточных межгосударственных отношений (296—301 гг. н.э.). 2019

 
Код статьиS032103910010642-9-1
DOI10.31857/S032103910010642-9
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва А.Ж. Арутюнян. Столица Великой Армении Тигранакерт в контексте армяно-римско-ближневосточных межгосударственных отношений (296—301 гг. н.э.). 2019
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 3
Страницы775-785
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено23.06.2020
Дата публикации17.09.2020
Кол-во символов36235
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Работа А.Ж. Арутюняна посвящена истории одного из важнейших городов Великой Армении Тигранакерта в контексте армяно-римо-сасанидских межгосударственных отношений 296–301 гг. н.э. Труд А.Ж. Арутюняна включает введение, 3 главы основной части, список источников и использованной литературы, подборку иллюстраций и статью-посвящение, написанную автором в память о Г.Х. Саркисяне.
2 Во введении автор подробно останавливается на целях и задачах своего исследования, а также дает обстоятельную характеристику истории Аршакидской Армении в I–IV вв. н.э. Цели и задачи, поставленные А.Ж. Арутюняном (с. 10), не вызывают каких-либо возражений, тем более что никто ни в отечественной, ни в зарубежной науке не рассматривал историю Тигранакерта как одного из важнейших городских центров древней Армении в связи с межгосударственными отношениями в Закавказье позднеантичного времени.
3 Однако дальше в изложении Арутюняна один за другим следуют ошибочные, недоказанные и произвольные утверждения и положения. Так, автор утверждает, будто древняя Армения входила в так называемый «плодородный полумесяц» (с. 7–9), но это в лучшем случае недоразумение, поскольку она лежала к северу от плодородного полумесяца. Невозможно согласиться и с другими тезисами, высказанными автором во введении. Особенно это касается истории Армении предахеменидского, ахеменидского и эллинистического времени. Несколько странно выглядит утверждение Арутюняна о том, что Оронтиды правили Арменией с первой четверти VII в. до н.э. (с. 21) (!). Хотя известно, что государство Урарту существовало на территории армянского нагорья до начала VI в. до н.э., да и Оронт I, персидский сатрап, основатель одноименной династии, впервые упомянут Ксенофонтом (Anab. IV. 3. 4), описывающим поход десяти тысяч греческих наемников из Месопотамии к Черному морю в 401–400 гг. до н.э. Вряд ли можно согласиться и с утверждением автора, согласно которому до 189 г. до н.э. «эллинизм никак себя не проявлял в Оронтидской… Армении» (с. 21). Во-первых, неясно, что для автора является «эллинизмом», культурное явление или процесс взаимодействия восточных и западных начал в социально-экономической, политической и культурных сферах (концепция К.К. Зельина). Кроме того, автор явно смешивает нетождественные понятия «эллинизм» и «эллинизация» (с. 21). Да и вообще, можно ли считать Великую Армению «эллинистическим государством»? А.Г. Бокщанин предложил термин «эллинизованный» для тех государств, которые управлялись местной аристократией, воспринимавшей постепенно язык и культурные навыки греков, но в основном сохранявшей политическую самостоятельность1. К их числу следует отнести и Армению. К тому же именно в III – начале II в. до н.э. происходит приобщение верхушки оронтидской Армении к эллинистической культуре, о чем свидетельствуют грекоязычные надписи из древнего Армавира2. Арташес I (царь Великой Армении со 189 г. до н.э.) действительно основал Арташат3, однако говорить о вступлении страны на «эллинистические рельсы» начиная с эпохи правления этого царя (с. 21) нет оснований. По-видимому, при ранних Арташесидах ведется политика сознательного обращения к иранскому ахеменидскому наследию. Это подтверждается, к примеру, надписями Арташеса I, очевидно, начертанными на межевых камнях и составленными на имперском арамейском древнеперсидской эпохи4. Надпись из Гарни (эпоха Тиридата I (52–88 гг. н.э.), составленная на греческом, также не может считаться каким-либо существенным признаком эллинизма (именно эллинизма, а не эллинизации!), как считает автор (с. 21), так как этот язык был lingua franca на Востоке в эллинистическую и постэллинистическую эпохи. 1. Bokshchanin 1960, 106–107; ср. Trever 1953, 15. На весьма поверхностную эллинизацию многих регионов эллинистического Востока указывала и Н.В. Пигулевская (Pigulevskaya 1956, 22).

2. Boltunova 1942, 35–61; Manandyan 1946, 23–46; Trever 1953, 104–156.

3. Sarkisyan 1960, 42–44.

4. См. Borisov 1946, 97–104; Diakonoff, Starkova 1955, 161–174, Tiratsyan 1959, 88–90; 1980, 99–104; Perikhanyan 1965, 107‒128. Кроме того, в надписях из Зангезура и Спитака среди прочих титулов Арташеса I фигурирует и эпиклеза «благой» ‒ TB̉, имеющая авестийские параллели. Это постоянный эпитет иранского бога солнечного света и клятв Митры (Yt. 10. 4, 9, 11, 16, 21, 24, 27, 34, 43, 52, 59, 60, 69, 72, 78, 94, 101, 103, 111, 114, 122, 139, 141, 143, 145), следовательно, Арташес I в своей титулатуре использовал митраистские мотивы и образы, пропагандируя тем самым приверженность к культу указанного божества. Важно отметить, что и другой титул Арташеса I hštrsrt ‒ «глава власти», также засвидетельствованный в спитакской и зангезурской надписях, при сопоставлении с трилингвой позднеахеменидского времени (IV в. до н.э.) из ликийского Ксанфа разъясняется как «находящийся под покровительством Митры-Аполлона» (Dupont-Sommer 1976, 10‒12; Livshits 1979, 54–55). Все это не оставляет никаких сомнений в том, что Арташес I позиционировал себя как наследника Ахеменидов, а не как владыку, продвигающего в Великой Армении эллинистическое влияние.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 945

Оценка читателей: голосов 0

1. Адонц, Н.Г. Армения в эпоху Юстиниана: Политическое состояние на основе нахарарского строя. СПб. 1908.

2. Банников, А.В. Эволюция римской военной системы в I–III вв. н.э. (от Августа до Диоклетиана). СПб.–М. 2013.

3. Болтунова, А.И. Греческие надписи Армавира. Известия Армянского Филиала АН СССР 1–2 (15–16), 35–61. 1942.

4. Бокщанин, А.Г. Парфия и Рим. Ч. 1. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. М. 1960.

5. Борисов, А.Я. Надписи Артаксия (Арташеса), царя Армении. ВДИ 2, 97–104. 1946.

6. Коггинс, Дж. Оружие времен античности. Эволюция вооружения древнего мира. Пер. В.Д. Кайдалова. М. 2009.

7. Дьяконов, И.М., Старкова, К.Б. Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении. ВДИ 2, 161–174. 1955.

8. Дьяконов, И.М., Неронова, В.Д., Свенцицкая, И.С. Лекция 16. Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья. В кн.: И.М. Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Свенцицкая (ред.), История древнего мира. Т. 3. Упадок древних обществ. М., 275–294. 1989.

9. Dörrie, H. 1964: Der Königskult des Antiochos von Kommagene im Lichte neuer Insсhriften-Funde. Göttingen.

10. Dupont-Sommer, M.A. 1976: L’énigme du dieu «Satrape» et le dieu Mithra. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres 120/4, 648–660.

11. Джавахишвили, И.А. Государственный строй Древней Грузии и Древней Армении. Т. 1. СПб. 1905.

12. Ельницкий, Л.А. О датировке Тигранакертской надписи. ИФЖ 2 (13), 207–211. 1961.

13. Ельницкий, Л.А. О малоизученных или утраченных греческих и латинских надписях Закавказья. ВДИ 2, 134–148. 1964.

14. Хуршудян, Э.Ш. Государственные институты парфянского и сасанидского Ирана. Алматы. 2015.

15. Kovacs, F.L. 2016: Armenian Coinage in the Classical Period. (Classical Numismatic Studies, 10). Lancaster, PA–London.

16. Курбатов, Г.Л., Лебедева, Г.Е. Город и государство в Византии в эпоху перехода от античности к феодализму. В кн.: Г.Л. Курбатов, В.В. Мавродин, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов (ред.), Государство и город в древних обществах. Л., 56‒77. 1982.

17. Lehmann-Haupt, C.F. 1908: Eine griechische Inschrift aus der Spätzeit Tigranokerta’s. Klio VIII, 497–520.

18. Lehmann-Haupt, C.F. 1910: Armenien einst und jetzt: Reisen und Forschungen. Bd. 1. Vom Kaukasus zum Tigris und nach Tigranokerta. Berlin.

19. Лившиц, В.А. Трилингва из Ксанфа и надписи Артаксия. В кн.: VIII Всесоюзная конференция по Древнему Востоку, посвященная памяти академика В.В. Струве (2.11.1889 – 15.9.1965). Москва, 6–9 февраля 1979 г. Тезисы докладов. М., 54‒56. 1979.

20. Манандян, Я.А. Проблема общественного строя доаршакидской Армении. Исторические записки 15, 3–28. 1945.

21. Манандян, Я.А. Армавирские греческие надписи в новом освещении. Ереван. 1946.

22. Новосельцев, А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М. 1980.

23. Пигулевская, Н.В. Города Ирана в раннем Средневековье. М. 1956.

24. Пигулевская, Н.В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. 2-е изд. СПб. 2011.

25. Периханян, А.Г. Арамейская надпись из Зангезура (некоторые вопросы среднеиранской диалектологии). ИФЖ 4 (107), 107‒128. 1965.

26. Периханян, А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М. 1983.

27. Саркисян, Г.Х. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М. 1960.

28. Тирацян, Г.А. Новонайденная надпись Арташеса I, царя Армении. ВДИ 1, 88–90. 1959.

29. Тирацян, Г.А. Еще одна арамейская надпись Арташеса I, царя Армении. ВДИ 4, 99–104. 1980.

30. Тревер, К.В. Очерки по истории культуры Древней Армении (II в. до н.э. – IV в. н.э.). М.–Л. 1953.

31. Варданян, Р.Е. К вопросу о датировке двух групп армянских монет эллинистической эпохи. ИФЖ 2 (117), 195–207. 1987.

32. Ведешкин, М.А. Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV–VI вв. СПб. 2018.

33. Ельницкий, Л.А. К истории антицерковных и антихристианских тенденций в Армении в IV в. н.э. ВДИ 2, 122–130. 1965.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх