Журнал «Крокодил» в эпоху «оттепели»

 
Код статьиS086956870017276-4-1
DOI10.31857/S086956870017276-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Etty J. Graphic satire in the Soviet Union. Krokodil’s political cartoons. Jackson: University of Mississippi Press, 2019. 266 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы222-225
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено05.08.2021
Дата публикации09.11.2021
Кол-во символов11465
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Журнал «Крокодил» являлся крупнейшим иллюстрированным сатирическим изданием СССР. Его карикатуры и шаржи отражали развитие общественно-политической и экономической жизни, по его публикациям можно оценивать взаимоотношения страны с внешним миром. С 1930-х гг. и по сей день этот журнал находится в центре внимания отечественных исследователей советской сатирической печати1. Однако в зарубежной историографии журнал до сих пор не удостоился отдельного исследования. Восполнить этот пробел призвана монография Д. Этти «Графическая сатира в Советском Союзе. Политические карикатуры в журнале “Крокодил”», хронологические рамки которой очерчены эпохой оттепели (1954–1964). Одной из ключевых проблем автор считает сохраняющийся и сегодня образ изучаемого журнала как «острого идеологического пропагандистского оружия в геополитической битве». Однако «пропагандистская парадигма» даёт лишь ограниченное представление о «разнообразии визуального языка “Крокодила”, его идеологической сложности и различных методах производства и потребления» (p. 6). Книга призвана расширить и углубить понимание советской графической сатиры, переосмыслить влияние цензуры на неё и на советскую печать в целом. 1. См., например: Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., 1977; Скороходов Г.А. Сатирическая журналистика («Крокодил», «Лапоть», «Смехач», «Чудак») // Очерки истории русской советской журналистики. М., 1968; Зверева С.Н. Советская внешнеполитическая карикатура 1930-х годов. Опыт источниковедческого исследования // Источниковедческие исследования. Вып. 1. М., 2004. C. 193–218; Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в сатире 1920-х гг. // История России ХIХ–ХХ вв.: Новые источники понимания. М., 2001. С. 230–236; Киянская О.И., Фельдман Д.М. К истории советской сатирической печати 1930-х годов: журнал «Крокодил» // Вестник РГГУ. Сер. Филологические науки. Журналистика. Литературная критика. 2014. № 12. С. 71–85; Голубев А.В. Советская политическая карикатура 1920–1930-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 84–102.
2 Восемь глав монографии выстроены по тематическому принципу, рассказывая о разных аспектах редакторской и издательской политики «Крокодила». Этти сетует, что в литературе о сатирической прессе с 1930-х гг. (и «особенно с 1945 г.») укоренились две тенденции – «избирательность в отношении материалов из журнала и структуралистский подход» (p. 16). В западных исследованиях эпохи холодной войны основное внимание уделяется взаимоотношениям редакций и цензурных органов, идеологических установок при создании карикатур. Это оправданно, ведь такие работы «контекстуализируют анализ советской графической сатиры» и демонстрируют «влияние интеллектуального климата» на её развитие. Однако при этом, как правило, недооценивается значимость творческого процесса, редакции низводятся до безропотного исполнителя предписаний «сверху» (p. 16). Этти пытается показать упрощённость такого подхода, не учитывающего массу «полутонов» во взаимоотношениях журналов с властью.
3 Не менее важная проблема – недооценка самого жанра сатирической прессы, сведение её лишь к разновидности пропаганды. В большинстве зарубежных работ по советскому периоду карикатуры привлекались как иллюстративный материал, наглядно демонстрирующий, в каких направлениях развивалась пропаганда. Отсюда «крайне избирательное» использование «Крокодила» в качестве источника. Отмечается также поверхностное знакомство исследователей с редакционной политикой журнала, биографиями авторов, взаимодействием с аудиторией. «Крокодил» – «проблемный пример», поскольку «пропагандистская парадигма также не даёт возможности объяснить популярность журнала», в неё не вписываются юмор, ирония и пародия (р. 21). Оценка историографии советской сатирической прессы и недостатки «структуралистского подхода» приведены в первой, вводной главе монографии.

Цена публикации: 1

Всего подписок: 1, всего просмотров: 406

Оценка читателей: голосов 0

1. Gerin A. Book review: Etty, John (2018) Graphic satire in the Soviet Union. Krokodil’s political cartoons // The European Journal of Humour Research. Vol. 9. 2021. № 2. P. 180–183.

2. Rowley A. Graphic satire in the Soviet Union: Krokodil’s political cartoons. By John Etty // Slavic Review. Vol. 79. 2020. № 1. P. 228–230.

3. Wood A. Graphic satire in the Soviet Union: Krokodil’s political cartoons. By John Etty // Journal of European Studies. Vol. 49. 2019. № 3–4. P. 511.

4. Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». М., 1977.

5. Голубев А.В. Советская политическая карикатура 1920–1930-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 84–102.

6. Зверева С.Н. Советская внешнеполитическая карикатура 1930-х годов. Опыт источниковедческого исследования // Источниковедческие исследования. Вып. 1. М., 2004. C. 193–218.

7. Киянская О.И., Фельдман Д.М. К истории советской сатирической печати 1930-х годов: журнал «Крокодил» // Вестник РГГУ. Сер. Филологические науки. Журналистика. Литературная критика. 2014. № 12. С. 71–85.

8. Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в сатире 1920-х гг. // История России ХIХ–ХХ вв.: Новые источники понимания. М., 2001. С. 230–236.

9. Скороходов Г.А. Сатирическая журналистика («Крокодил», «Лапоть», «Смехач», «Чудак») // Очерки истории русской советской журналистики. М., 1968.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх