Манефон и его труд в новом монографическом исследовании. J. Dillery. Clio’s Other Sons. Berossus and Manetho. A Discussion of the First Written Histories of Babylon and Egypt. Ann Arbor, 2015

 
Код статьиS032103910002918-2-1
DOI10.31857/S032103910002918-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Dillery, J. – Clio’s Other Sons. Berossus and Manetho. A Discussion of the First Written Histories of Babylon and Egypt.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, профессор
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 78 Выпуск 4
Страницы1032-1052
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено23.01.2019
Дата публикации23.01.2019
Кол-во символов70284
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Обсуждаемая работа Дж. Диллери, профессора-классика Виргинского университета, уже успела получить несколько коротких положительных рецензий зарубежных антиковедов1. Наша цель – представить существенно более подробный отклик со стороны востоковедов; при этом, поскольку работа Дж. Диллери посвящена прежде всего Манефону, а вопросы, связанные с Бероссом, занимают в ней обособленное и более скромное, по сути подчиненное, место и достаточно независимы от манефоновской проблематики сами по себе, представляется целесообразным посвятить наш подробный обзор именно манефоновской составляющей монографии Дж. Диллери. 1. Например, Stevens 2016; Lopez-Ruiz 2017; Stephens 2017.
2 В течение последних десятилетий труд Манефона уже рассматривался в зарубежной литературе в фундаментальных работах Д. Редфорда и Р. Гоццоли, а в связи с гиксосским периодом специально затрагивался Т. Шнайдером; кроме того, биография и труды Манефона рассматривались в работе И. Мойера о египетском эллинизме2. Тем не менее монографическое исследование манефоновской традиции, осуществленное специалистом с антиковедческим и египтологическим кругом интересов, не в первый раз обращающимся к Манефону3, представляет особую ценность, ибо подобные попытки очень редки. По сути, предыдущими их примерами, известными в мировой науке, были шестидесятилетней давности труд В. Хелька4 и более чем вековой давности исследование Ф.В. Унгера5. 2. Redford 1986, 1–51; Gozzoli 2006; Schneider 1998, 50–56, 76–98; Moyer 2011, 86–141.

3. Dillery 1999, 93–116; 2003, 201–202; 2007, 221–231.

4.  Helck 1956.

5.  Unger 1867. Монография В.В. Струве (Struve 1928–1930) доступна лишь на русском и не только крайне устарела, но была во многом неудовлетворительна и уязвима уже на время написания (см. Ladynin 2016, 82–96).
3 В кратких откликах на работу Дж. Диллери, появившихся за истекшие два года, она была оценена весьма высоко, в значительной степени в связи с таким ее достоинством, как рассмотрение грекоязычного труда Манефона и вообще грекоязычного восточного историописания на фоне широкого греческого контекста (от Геродота до раннеэллинистической историографии), и даже с привлечением сравнительного материала по архаическим историческим традициям вплоть до гавайской (см. с. 3–32, 344–345).
4 Прежде чем перейти к обзору труда Дж. Диллери по разделам, перечислим его важнейшие источниковедческие решения, вызывающие у нас полное согласие. Автор рассматривает приведенные у Иосифа Флавия в трактате «Против Апиона» нарративный блок о «пастухах/гиксосах» («Гиксосы-I»; fr. 42 Waddell), историю о Сетосе и Хармаисе (fr. 50 Waddell) и блок о «прокаженных» и новом вторжении «пастухов» («Гиксосы-II»; fr. 54 Waddell) как достоверные (практически во всем) цитирование и изложение текста Манефона, хотя допускает, что Иосиф мог знать Манефонову Αἰγυπτιακά в двух не вполне совпадающих вариантах (с. XII, 201, 207 и др.). Уверенность в том, что передача Манефона у Иосифа Флавия практически во всем отвечает оригинальному тексту Манефона, Дж. Диллери разделяет с рядом предшественников6, и можно лишь приветствовать тот факт, что в современной науке этот взгляд стал фактически общепринятым, вытеснив гиперкритическую презумпцию7 в восприятии дошедшей до нас манефонианы. Вслед за О. Меррэем8 Дж. Диллери видит главным источником первой книги Диодора, посвященной Египту, труд Гекатея Абдерского, а последнего считает современником и приближенным сатрапа Птолемея (с. 23–27). Дж. Диллери не сомневается, что Гекатей Милетский и Геродот в самом деле посещали Египет и воспроизводили в своих трудах то, что они там видели и слышали, добросовестно и настолько адекватно, насколько могли (например, с. 90, 120); этот взгляд также стал практически бесспорным после появления египтологического комментария к Геродоту А.Б. Ллойда9. В перечисленных вопросах Дж. Диллери развивает взгляды предшественников, но, учитывая сохранение моды на гиперкритицизм в отношении многих древних традиций, его подход остается остро актуальным. 6.  Redford 1986, 239–241; Schneider 1998, 76–79; Gozzoli 2006, 219–223.

7. Laqueur 1928; ср.: аналогичные тенденции присутствуют в Krauss 1978, 204–263.

8.  Murray 1970, 141–171.

9.  Lloyd 1975; 1976; 1988.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1894

Оценка читателей: голосов 0

1. Assmann, J. 2002: The Mind of Egypt: History and Meaning in the Time of the Pharaohs. New York.

2. Банщикова, А.А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. М., 2015.

3. Barclay, J. 2007: Flavius Josephus: Translation and Commentary. Vol. 10. Against Apion. Leiden.

4. Beckerath, J. von. 1997: Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München.

5. Bietak, M. 2004: [Rev.:] W. Manning, A Test of Time. Oxford, 1999. Bibliotheca Orientalis 61, 1/2, 200–222.

6. Bietak, M. 2013: Antagonisms in historical and radiocarbon chronology. In: A.J. Shortland, C.B. Ramsay (eds.), Radiocarbon and the Chronologies of Ancient Egypt. Oxford, 76–109.

7. Blöbaum, A.I. 2006: “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten. Aachen.

8. Burton, A. 1972: Diodorus Siculus: Book I. Leiden.

9. Candelora, D. 2017: Defining the Hyksos: A reevaluation of the title HqA xAswt and its implications for Hyksos identity. Journal of the American Research Center in Egypt 53, 203–221.

10. Crum, W.E. 1939: A Coptic Dictionary. Oxford.

11. Dillery, J. 1999: The first Egyptian narrative history: Manetho and Greek historiography. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 127, 93–116.

12. Dillery, J. 2003: Manetho and Udjahorresne: Designing royal names for non-Egyptian pharaohs. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 144, 201–202.

13. Dillery, J. 2007. Greek historians of the Near East: Clio’s “other” sons. In: J. Marincola (ed.), A Companion to Greek and Roman Historiography. Malden, 221–231.

14. Fantuzzi, T. 2013: “A Matter of Times”. Tell el Dab'a and The Interlinked Chronologies of Minoan Crete and Egypt in the Bronze Age. Tesi di laurea. Venice.

15. Gardiner, A.H. 1961: Egypt of the Pharaohs. Oxford.

16. Geus, K. 2002: Eratosthenes von Kyrene: Studien zur hellenistischen Kultur- und Wissenschaftsgeschichte. München.

17. Giveon, R. 1971: Les bédouins Shosou des documents égyptiens. Leiden.

18. Goedicke, H. 1988: Studies in “The Instructions of King Amenemhet I for His Son”. Vol. I. San Antonio.

19. Gozzoli, R.B. 2006: The Writing of History in Ancient Egypt During the First Millenium B.C. (ca. 1070–180 BC). Trends and Perspectives. London.

20. Green, P. 1990: Alexander to Actium: The Historical Evolution of the Hellenistic Age. Berkeley.

21. Helck, W. 1956: Untersuchungen zu Manetho und den agyptischen Konigslisten. Berlin.

22. Hornung, E., Krauss, R., Warburton, D. (eds.) 2006: Ancient Egyptian Chronology. Leiden.

23. Jacoby, F. 1904: Das Marmor Parium. Berlin.

24. Jansen-Winkeln, K. 1991: Das Attentat auf Amenemhet I. und die erste ägyptische Koregentschaft. Studien zur Altägyptischen Kultur 18, 241–264.

25. Kitchen, K.A. 1986: The Third Intermediate Period in Egypt (1100–650 B.C.). Warminster.

26. Korostovtsev, M.A. 1978: Povest’ Peteise III: Drevneegipetskaya proza [The Story of Peteise III: Ancient Egyptian Prose]. Moscow.

27. Коростовцев, М.А. Повесть Петеисе III: древнеегипетская проза. М.

28. Krauss, R. 1978: Das Ende der Amarnazeit. Beiträge zur Geschichte und Chronologie des Neuen Reiches. Hildesheim.

29. Ладынин, И.А. Труд Манефона Севеннитского и история Египта I тыс. до н.э. в исследованиях В.В. Струве. Вестник Университета Дмитрия Пожарского 2, 2016. С. 82–96.

30. Ладынин, И.А., Немировский, А.А. [Рец.:] J. von Beckerath. Chrono-logie des pharaonischen Ägypten. München–Berlin, 1998. ВДИ 2, 2001. С. 216–227.

31. Laqueur, R. 1928: Manethon. In: RE. Hlbd 27, 1064–1080.

32. Lloyd, A.B. 1975: Herodotus, Book II. Introduction. Leiden.

33. Lloyd, A.B. 1976: Herodotus, Book II. Commentary 1–98. Leiden.

34. Lloyd, A.B. 1988: Herodotus, Book II. Commentary 99–188. Leiden.

35. Lopez-Ruiz, C. 2017: [Rev.:] Dillery, J. Clio’s Other Sons: Berossus and Manetho (Ann Arbor, 2015). Classical Philology 112, 103–108.

36. Maqrizi, A. 1895: Description topographique et historique de l’Egypte. (Traduite en français par U. Bouriant). I. Paris.

37. Moyer, I.S. 2011: Egypt and the Limits of Hellenism. Cambridge.

38. Murnane, W.J. 1977: Ancient Egyptian Coregencies. Chicago.

39. Murray, M.A. 1924: Maqrizi’s Names of the Pharaohs. Ancient Egypt 2, 51–55.

40. Murray, O. 1970: Hecataeus of Abdera and Pharaonic Kingship. The Journal of Egyptian Archaeology 56, 141–171.

41. Немировский, А.А. Датировка Троянской войны в античной тради-ции: к легендарной хронологии «героического века» Эллады. Studia Historica III, 2003. С. 3–18.

42. Obsomer, Cl. 1995: Sésostris Ier: Étude chronologique et historique du règne. Bruxelles.

43. Parkinson, R.B. 1997: The Tale of Sinuhe and Other Ancient Egyptian Poems, 1940–1640 BC. Oxford.

44. Petrie, W.M.F. 1907: A History of Egypt. Vol. I. London.

45. Redford, D.B. 1970: The Hyksos in history and tradition. Orientalia 39, 1–51.

46. Redford, D.B. 1986: Pharaonic Kings-Lists, Annals and Day-Books: A Con-tribution to the Study of the Egyptian Sense of History. Missisauga.

47. Reymond, E.A. 1983: Demotic literary works of Graeco-Roman date in the Rainer Collection of papyri in Vienna. In: Papyrus Erzherzog Rainer (P.Rainer Cent.): Festschrift zum 100-jährigen Bestehen der Papyrussammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien, 42–60.

48. Ryholt, K. 1997: The Political Situation in Egypt During the Second Intermediate Period c. 1800–1550 B.C. Copenhagen.

49. Safronov, A.V. 2006: [Mention of a war in north-west Anatolia in Ramesses III’s inscription]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 124–139.

50. Cафронов, А.В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III. ВДИ 4, 124–139.

51. Spiegelberg, W. 1921: Koptisches Handwörterbuch. Heidelberg.

52. Schneider, Th. 1998: Ausländer in Ägypten während des Mittleren Reiches und der Hyksoszeit. Teil 1: Die ausländischen Könige. Wiesbaden.

53. Stephens, S. 2017: Alien wisdom. Histos 11, 98–100.

54. Stevens, K. 2016: [Rev.:] Dillery, J. Clio’s Other Sons. Berossus and Manetho. Ann Arbor, 2015. Journal of Hellenic Studies 136, 242–243.

55. Cтруве, В.В. Манефон и его время. Записки коллегии востоковедов при Азиатском Музее АН СССР, 3–4, 1928–1930. С. 109–185; 158–248.

56. Thissen, H.-J. 2002: Das Lamm des Bokchoris. In: A. Blasius, B.U. Schipper (eds.), Apokalyptik und Ägypten: Eine kritische Analyse der relevanten Texte aus dem griechisch-römischen Ägypten. Leuven, 113–138.

57. Tuplin, Chr. 2007: Continuous histories (Hellenica). In: J. Marincola (ed.), A Companion to Greek and Roman Historiography. Vol. I. Malden, 159–170.

58. Unger, G.F. 1867: Chronologie des Manetho. Berlin.

59. Waddell, W.G. 1940: Manetho. History of Egypt and Other Works. (Loeb Classical Library, 350). London.

60. Westendorf, W. 1992: Koptisches Handwörterbuch. Heidelberg.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх