Философский субъект в трилогии Макса Фриша: Я тут не место

 
Код статьиS023620070008742-3-1
DOI10.31857/S023620070008742-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирантка Школы философии факультета гуманитарных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №1
Страницы23-44
Аннотация

Рассматривается проблема субъекта — одна из главных, но еще не разрешенных проблем философии. Предпринимается попытка совместить представление о невыразимом, трансцендентальном Я с эмпирическим субъектом (телесность, психическая жизнь, характер и т.д.). Философии до сих пор так и не удавалось убедительно разрешить этот вопрос: чтобы сохранить трансцендентальное Я, всегда приходилось жертвовать его нерасторжимой связью с Я эмпирическим, а если пожертвовать Я, философский субъект оказывается совокупностью психофизических механизмов и теряет собственно философскую составляющую. Обе стратегии — стратегии крайностей. Попытка преодолеть их путем пересмотра методологических принципов самой философии была предпринята в XX веке в рамках нарративных онтологий, полагавших язык и нарратив средством конструирования, познания и самопознания субъекта. К этой традиции примыкает швейцарский писатель М. Фриш. Именно в его трилогии, как представляется, можно найти ключ к разрешению важнейшей загадки философии. В этой связи автор предлагает философскую интерпретацию трилогии Фриша «Homo faber», «Назову себя Гантенбайн» и «Штиллер». Но и к самой трилогии, как того требует философия, нельзя подойти просто с неким оригинальным прочтением. Поэтому автор интерпретации предлагает взглянуть на проблему философии сквозь призму понятия «Маска», понимаемого как форма существования философского субъекта. Маска скрывает под собой невыразимое Я, однако ее форма позволят без противоречия говорить об эмпирическом субъекте: внутреннее Я формирует внешний рельеф Маски, а внешняя сторона Маски в ее соприкосновении с внешним миром воздействует на Я. Иными словами, Маска сохранят трансцендентальное Я, которым так дорожит философия, но и оставляет место для «живого», «живущего» субъекта со всеми сложностями развития его внутренней, духовной жизни.

Ключевые словасубъект, проблема Я, Макс Фриш, Маска, рефлексия
Получено21.03.2020
Дата публикации30.03.2020
Кол-во символов42728
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1123

Оценка читателей: голосов 0

1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы: [в 2 ч.] Ч. 1/ пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева; сост., вступ. ст., примеч. М.С. Козловой. М.: Гнозис, 1994.

2. Данько С.В. Логика, смысл и ценность в перформативном измерении «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52, № 2. С. 71–86.

3. Декарт Р. Метафизические размышления / пер. с фр. и лат. В. Соколова // Декарт Р. Избранные произведения. М.; Л.: Госполитиздат, 1950.

4. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского // Кант И. Собр. соч.: в 8. т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994.

5. Костомаров А. Маска как возможность лица. Самара: Самарский университет, 2008.

6. Рикёр П. Я-сам как другой / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008.

7. Штайн О. Маска как форма идентичности. СПб.: РХГА, 2013.

8. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Собр. соч.: в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1996.

9. Cunliffe W.G. Existentialist Elements in Frisch's Works // Monatshefte. 1970. Vol. 62, N 2. P. 113–122.

10. Frisch M. Homo faber. B.: Suhrkamp, 2014.

11. Frisch M. Mein Name sei Gantenbein. B.: Suhrkamp, 1975.

12. Frisch M. Stiller. B.: Suhrkamp Verlag, 1973.

13. Frisch M. Tagebuch 1946–1949. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1963.

14. Hüseyin A. Aufbau und Form in Frischs Roman Mein Name sei Gantenbein // Ç.Ü. Eğitim Fakültesi Dergisi. 2010. Vol. 38. P. 35–45.

15. Kieran D. Existenziale Themen bei Max Frisch: Die Existenzialphilosophie Martin Heideggers in den Romanen “Stiller”, “Homo faber” und “Mein Name sei Gantenbein”. B. [u.a.]: de Gruyter, 1978.

16. Leinfellner W. Is Wittgenstein a Transcendental Philosopher? (Wittgenstein and Kant) // Revista Portuguesa De Filosofia. 1982. Vol. 38, N 1. P. 13–27.

17. Lüthi H.J. Max Frisch. Du sollst die kein Bildnis machen. München: Francke Verlag, 1981.

18. Pachmuss T. Dostoyevsky and Max Frisch: Identity in the Modern World // New Zealand Slavonic Journal. 1982. P. 89–101.

19. Watzka H. Did Wittgenstein Ever Take the Linguistic Turn? // Revista Portuguesa De Filosofia. 2002. Vol. 58, N 3. P. 549–568.

20. Weiche R. Die Paradoxie der Maske. Geschichte einer Form. München: Wilhelm Fink Verlag, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх