Extension of the New START Treaty amid key challenges to strategic stability

 
PIIS268667300014338-1-1
DOI10.31857/S268667300014338-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 4
Pages46-53
Abstract

The article reflects the importance of the five-year extension of the New START Treaty on February 3, 2021 (prolonged until February 5, 2026), which creates a favorable atmosphere for the Russian Federation and the United States to jointly search for possible response measures to key challenges to strategic stability. In this context, the proposals made by Russia to the United States to mutually work on development of a new "security equation" that would take into account the entire range of factors impacting strategic stability were analyzed, and the possibility of their implementation was assessed. Considering that it will be very difficult, if not impossible, to work out a single “security equation”, the author proposes to create a system with separate “strategic equations” as a set of agreements and arrangements between the Russian Federation and the United States, which would be able to adequately respond to the key challenges to strategic stability and make it possible for third countries to join in. The final part of the article shows the difficulties that may arise on the path to the abovementioned agreements and arrangements, as well as emphasizes that if Moscow and Washington intend to avoid the collapse of the arms control regime and strengthen strategic stability after February 5, 2026 there is no alternative to cooperation.

KeywordsRussian Federation, United States, the New START, new "security equation", key challenges to strategic stability, possible future agreements and arrangements between Russia and the US on strengthening strategic stability
Received10.03.2021
Publication date02.04.2021
Number of characters16664
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2

Важность подписанного в Праге в 2010 г. и вступившего в силу 5 февраля 2011 г. Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки «О мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (Договор СНВ-3) заключается в том, что этот Договор обеспечивает баланс стратегических ядерных потенциалов РФ и США, укрепляет стратегическую стабильность и способствует продвижению процесса ядерного разоружения. К тому же он выгоден для России, так как в соответствии с положениями этого Договора Россия сократила свои стратегические ядерные вооружения незначительно, а американцы – весьма существенно. Это видно по цифрам, представленным в таблице.

3

Таблица

Количество стратегических ядерных сил РФ и США, 2011–2020 гг.

  Развёрнутые МБР, БРПЛ и тяжёлые бомбардировщики Развёрнутые ядерные боезаряды Развёрнутые и неразвёрнутые ПУ МБР, ПУ БРПЛ и ТБ
Потолки по ДСНВ-3 700 1550 800
Россия 5.02.2011 г. 521 1537 865
Россия 1.12.2020 г. 510 1447 764
США 5.02.2011 г. 882 1800 1124
США 1.12.2020 г. 675 1457 800
4 За период действия Договора по состоянию на 1 декабря 2020 г. Россия сократила 101 неразвёрнутый носитель ядерного оружия и всего 90 ядерных боезарядов (ЯБЗ) на развёрнутых носителях, а сами развёрнутые носители сокращать вообще не потребовалось, поскольку Россия не смогла достигнуть установленного по ним количественного потолка. Соединённые Штаты вынуждены были сократить 217 развёрнутых носителей и 343 ЯБЗ, засчитываемых за ними, а в совокупности 324 единицы развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжёлых бомбардировщиков. Во-вторых, США обладают значительно большим, чем Россия, так называемым возвратным потенциалом стратегических ядерных сил, или по-другому – способностью дозагрузить свои развёрнутые носители дополнительным количеством ЯБЗ, находящихся на хранении. По имеющимся оценкам, при полной загрузке таких носителей у США в составе их стратегических ядерных сил может быть до 3200 развёрнутых ЯБЗ, а у России – чуть больше 2400 развёрнутых ЯБЗ, то есть на одну треть меньше. Это привело бы к серьёзному нарушению баланса стратегических ядерных потенциалов в пользу США. Но, находясь в рамках Договора СНВ-3, американцы не могут воспользоваться этим преимуществом, поскольку он не позволяет иметь на развёрнутых носителях более 1550 ЯБЗ, правда, при допущении, что за одним развёрнутым тяжёлым бомбардировщиком засчитывается один ЯБЗ. Так что те из российских экспертов, которые продолжают утверждать, что Договор СНВ-3 более выгоден США, чем России, не правы.
5 Произошедшее 3 февраля 2021 г. продление на пять лет срока действия Договора СНВ-3 (до 5 февраля 2026 г.) стало важным шагом в российско-американских отношениях. Это событие создаёт благоприятную атмосферу не только для сохранения и укрепления всего того, что ещё осталось от режима контроля над вооружениями, но и для того, чтобы Россия и США смогли серьёзно заняться совместным поиском ответов на существующие вызовы в области стратегической стабильности.

Number of purchasers: 0, views: 124

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up