Продление Договора СНВ-3 в контексте ключевых вызовов стратегической стабильности

 
Код статьиS268667300014338-1-1
DOI10.31857/S268667300014338-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы46-53
Аннотация

В данной статье отражена важность состоявшегося 3 февраля 2021 г. продления на пять лет срока действия Договора СНВ-3 (до 5 февраля 2026 г.), что создаёт для РФ и США благоприятную атмосферу для совместного поиска ответов на ключевые вызовы стратегической стабильности. В этом контексте проанализированы сделанные Россией Соединённым Штатам предложения совместно заняться выработкой нового «уравнения безопасности», которое учитывало бы весь комплекс факторов стратегической стабильности, и оценена возможность их реализации. Учитывая, что выработать единое «уравнение безопасности» будет весьма трудно, если вообще возможно, взамен предложено выстроить систему из отдельных «стратегических уравнений» в виде комплекса соглашений и договорённостей между РФ и США, которые были бы способны адекватно ответить на ключевые вызовы стратегической стабильности и предусматривали бы возможность подключения к ним третьих стран. В заключительной части статьи указаны те сложности, которые могут возникнуть на пути достижения вышеуказанных соглашений и договорённостей, но при этом подчёркнуто, что альтернативы этому нет, если Москва и Вашингтон намерены после 5 февраля 2026 г. избежать коллапса режима контроля над вооружениями и укрепить стратегическую стабильность.

Ключевые словаРФ, США, Договор СНВ-3, новое «уравнение безопасности», ключевые вызовы стратегической стабильности, возможные будущие соглашения и договорённости между РФ и США по укреплению стратегической стабильности.
Получено10.03.2021
Дата публикации02.04.2021
Кол-во символов16664
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2

Важность подписанного в Праге в 2010 г. и вступившего в силу 5 февраля 2011 г. Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки «О мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (Договор СНВ-3) заключается в том, что этот Договор обеспечивает баланс стратегических ядерных потенциалов РФ и США, укрепляет стратегическую стабильность и способствует продвижению процесса ядерного разоружения. К тому же он выгоден для России, так как в соответствии с положениями этого Договора Россия сократила свои стратегические ядерные вооружения незначительно, а американцы – весьма существенно. Это видно по цифрам, представленным в таблице.

3

Таблица

Количество стратегических ядерных сил РФ и США, 2011–2020 гг.

  Развёрнутые МБР, БРПЛ и тяжёлые бомбардировщики Развёрнутые ядерные боезаряды Развёрнутые и неразвёрнутые ПУ МБР, ПУ БРПЛ и ТБ
Потолки по ДСНВ-3 700 1550 800
Россия 5.02.2011 г. 521 1537 865
Россия 1.12.2020 г. 510 1447 764
США 5.02.2011 г. 882 1800 1124
США 1.12.2020 г. 675 1457 800
4 За период действия Договора по состоянию на 1 декабря 2020 г. Россия сократила 101 неразвёрнутый носитель ядерного оружия и всего 90 ядерных боезарядов (ЯБЗ) на развёрнутых носителях, а сами развёрнутые носители сокращать вообще не потребовалось, поскольку Россия не смогла достигнуть установленного по ним количественного потолка. Соединённые Штаты вынуждены были сократить 217 развёрнутых носителей и 343 ЯБЗ, засчитываемых за ними, а в совокупности 324 единицы развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжёлых бомбардировщиков. Во-вторых, США обладают значительно большим, чем Россия, так называемым возвратным потенциалом стратегических ядерных сил, или по-другому – способностью дозагрузить свои развёрнутые носители дополнительным количеством ЯБЗ, находящихся на хранении. По имеющимся оценкам, при полной загрузке таких носителей у США в составе их стратегических ядерных сил может быть до 3200 развёрнутых ЯБЗ, а у России – чуть больше 2400 развёрнутых ЯБЗ, то есть на одну треть меньше. Это привело бы к серьёзному нарушению баланса стратегических ядерных потенциалов в пользу США. Но, находясь в рамках Договора СНВ-3, американцы не могут воспользоваться этим преимуществом, поскольку он не позволяет иметь на развёрнутых носителях более 1550 ЯБЗ, правда, при допущении, что за одним развёрнутым тяжёлым бомбардировщиком засчитывается один ЯБЗ. Так что те из российских экспертов, которые продолжают утверждать, что Договор СНВ-3 более выгоден США, чем России, не правы.
5 Произошедшее 3 февраля 2021 г. продление на пять лет срока действия Договора СНВ-3 (до 5 февраля 2026 г.) стало важным шагом в российско-американских отношениях. Это событие создаёт благоприятную атмосферу не только для сохранения и укрепления всего того, что ещё осталось от режима контроля над вооружениями, но и для того, чтобы Россия и США смогли серьёзно заняться совместным поиском ответов на существующие вызовы в области стратегической стабильности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 528

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх