Интеграция государств Центральной Азиии позиция США

 
Код статьиS268667300014337-0-1
DOI10.31857/S268667300014337-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы34-45
Аннотация

В период президентства Д. Трампа наблюдалась активизация американской внешней политики в отношении Центральной Азии. В итоге была представлена новая стратегия США на 2019–2025 гг. по продвижению суверенитета и экономического процветания в центральноазиатских государствах. Соединённые Штаты видели свою роль в регионе в качестве внешнего игрока, задача которого – способствовать интеграционным процессам в странах Центральной Азии, развитию межгосударственного сотрудничества, исключающего влияние России и Китая. Основу интеграции региона должны были составить совместные экономические и энергетические проекты.

Ключевые словаСША, Россия, CНГ, постсоветское пространство
Получено16.02.2021
Дата публикации02.04.2021
Кол-во символов25051
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Постсоветская Центральная Азия не относится к числу приоритетных направлений во внешней политике США. Тем не менее, регион имеет определённую стратегическую ценность для США, что обусловлено его геополитическим положением. Центральная Азия – это место, где сходятся вызовы и стратегические возможности США. С одной стороны, в регионе есть ряд геополитических проблем, с которыми сталкиваются США: это усиление влияния России и Китая, а также рост исламского экстремизма. С другой стороны, у Соединённых Штатов есть много возможностей: тесное сотрудничество со странами региона может помочь в решении более крупных проблем, например, таких как ситуация в Афганистане и борьба с терроризмом. Кроме того, нефть и газ Центральной Азии могут способствовать снижению зависимости Европы от России, тем самым укрепляя НАТО.
3 В основе курса предшественников Д. Трампа в отношении региона чётко определялись три направления: обеспечение доступа к энергетическим ресурсам, в том числе развитие инфраструктуры для их транспортировки на европейский рынок, противодействие влиянию международных конкурентов США в регионе; обеспечение региональной безопасности, в частности, проведение военных операций в Афганистане.
4 Политика Д. Трампа стала продолжением проводимого курса и была ориентирована на развитие сложившихся направлений.
5

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

6 В 2017 г. администрация Д. Трампа утвердила Стратегию национальной безопасности, которая зафиксировала видение государств Центральной Азии как единого региона, готового сопротивляться доминированию соперничающих держав, противостоять превращению в безопасные убежища для экстремистов, уделять приоритетное внимание реформам. В числе ключевых приоритетов были определены:
  1. Экономическая интеграция стран Южной и Центральной Азии при лидерстве Индии и Пакистана в этом процессе;
  2. Обеспечение региональной безопасности посредством предотвращения террористических угроз;
  3. Сдерживание политического и экономического влияния России, Китая и Ирана в регионе [1].
7 Администрация Д. Трампа не стремилась менять уже сложившиеся подходы к взаимоотношениям с государствами региона, оставив в качестве основных инструментов: в политической сфере – межгосударственный диалог в формате С5+1 (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и США), в экономической сфере – рамочное соглашение по инвестициям и торговле (TIFA) между США и странами Центральной Азии.
8 Решая обозначенные Стратегией национальной безопасности задачи, США активно поддерживали создание и развитие в регионе всевозможных межгосударственных механизмов сотрудничества, исключающих участие российской либо китайской стороны. Содействие интеграционным процессам отвечало американским национальным интересам по обеспечению региональной безопасности, а главное – решению вопроса с будущим Афганистана после вывода американских войск, который был в планах у администрации Д. Трампа.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 520

Оценка читателей: голосов 0

1. The National Security Strategy. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf (accessed 20.11.2020).

2. Starr S. Frederick, Wimbush Enders. U.S. Strategy towards Afghanistan and (The Rest of) Central Asia. Available at: https://www.the-american-interest.com/2019/01/24/u-s-strategy-towards-afghanistan-and-the-rest-of-central-asia/ (accessed 03.03.2019).

3. Coffey L. Time for a U.S. Strategy in the Caspian Available at: https://www.heritage.org/europe/report/time-us-strategy-the-caspian (accessed 10.09.2019).

4. Starr S. Frederick. The Emergence of Central Asia, 2018, and U.S. Strategy Hearing before House Committee on Foreign Affairs. Available at: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20180718/108568/HHRG-115-FA14-Wstate-StarrS-20180718.pdf (accessed 15.11.2018).

5. Coffey Luke. Time for a U.S. Strategy in the Caspian. Available at: https://www.heritage.org/europe/report/time-us-strategy-the-caspian (accessed 21.09.2020).

6. United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) Available at: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ (accessed 18.02.2020).

7. U.S. Chair Statement of the June 30, 2020, C5+1 High-Level Dialogue Available at: https://www.state.gov/bureau-of-south-and-central-asian-affairs-releases/u-s-chair-statement-of-the-june-30-2020-c51-high-level-dialogue/ (accessed 01.08.2020).

8. Соединённые Штаты запускают проект USAID «Энергетика в Центральной Азии» для усиления сотрудничества в области энергетики в регионах. Посольство и Консульство США в Казахстане. 1 октября 2020 г.

9. Азербайджан в «Лазуритовом коридоре»: время вспомнить историю. Available at: https://az.sputniknews.ru/economy/20171117/412804090/azerbajdzhan-v-lazuritovom-koridore-vremja-vspomnit-istoriju.html (accessed 20.12.2017).

10. Secretary Michael R. Pompeo and Kazakhstani Foreign Minister Mukhtar Tileu-berdi at a Press Availability. Available at: https://2017-2021.state.gov/secretary-michael-r-pompeo-and-kazakhstani-foreign-minister-mukhtar-tileuberdi/index.html (accessed 05.03.2020).

11. Foreign Aid Explorer. Available at: https://explorer.usaid.gov/cd; https://foreignassistance.gov/ (accessed 25.11.2020).

12. The United States and Uzbekistan: Launching a New Era of Strategic Partnership May 16, 2018. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/united-states-uzbekistan-launching-new-era-strategic-partnership/ (accessed 10.07.2018).

13. Coffey L. Secretary Pompeo’s Visits to Kazakhstan and Uzbekistan Offer an Opportunity to Advance U.S. Interests. Available at: https://www.heritage.org/asia/report/secretary-pompeos-visits-kazakhstan-and-uzbekistan-offer-opportunity-advance-us (accessed. 05.03.2020).

14. Анашкина Е.Б., 2018. Подходы администрации Д. Трампа к государствам постсоветского пространства. США & Канада: экономика, политика, культура. № 3. С. 52–62.

15. Анашкина Е.Б., 2019. Внешнеполитические интересы США во взаимодействии с государствами Средней Азии. США & Канада: экономика, политика, культура. №3. С. 38–50. DOI: 10.31857/S032120680004154-3

16. Великая А.А., 2019. Гуманитарное присутствие США в Центральной Азии: вовлечь регион в круг своего влияния. Международная жизнь. № 9. С. 90–101.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх