Some aspects of Canada and the United States Arctic Politics (2000–2020)

 
PIIS268667300014336-9-1
DOI10.31857/S268667300014336-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 4
Pages18-33
Abstract

The article focuses on the institutional framework and approaches of the governments of Canada and the United States to the issue of ensuring the military, economic and environmental security of their Arctic territories. This region has always been in the focus of special interests of Ottawa's domestic and foreign policy, being one of the “pillars” of its northern identity. Previous liberal Chretien and Martin Administrations, as well as the current Prime Minister J. Trudeau, tried to promote an international agenda with a focus on the needs of the indigenous population. Only under the right-wing conservative government of Stephen Harper (2006-2015), Canadian policy in the Arctic underwent only some “cosmetic” changes in order to achieve specific electoral goals. At the same time developed at the beginning of the century Washington's strategy was based on an unconditional recognition of its unilateral actions in favor of pursuing its national interests, which still run counter to Canada's aspirations for a sole strengthening in the Arctic. The issue of the development of rich natural resources, along with the strengthening its military potential in the Far North, especially in the context of rivalry with Russia and China, has made U.S. regional policy more aggressive and assertive.

The author beliеves the geopolitical situation that developed in the first two decades of the XXI century made it possible to strengthen Canadian-American ties in the Arctic, even though there are differences in the understanding by Ottawa and Washington of their roles in the development of the region.

KeywordsCanadian-American relations, Arctic and the North, Harper’s Doctrine, military expenditures, exercises in the Far North, Stephen Harper, George W. Bush Jr., Barack Obama, Justin Trudeau, Donald Trump, scientific researches
Received02.02.2021
Publication date02.04.2021
Number of characters32949
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2

Несмотря на безусловный приоритет сохранения национального суверенитета в северных широтах как одного из «сложившихся» столпов канадской государственности, в середине прошлого века Оттаве пришлось всерьёз задуматься над вопросами развития и поддержания гражданской и военной инфраструктур, удалённых от главных промышленных центров страны малонаселенных регионов Арктики. Этому во многом способствовали окрепшие к середине 1950-х годов политические и экономические связи с Соединёнными Штатами Америки.

3 Тем не менее в первом десятилетии послевоенного периода либеральные правительства позднего М. Кинга (1945-1948) и его преемника Л. Сен-Лорана (1948-1957) были ещё крайне осторожны в оценках и шагах на арктическом направлении, подчёркивая стремление к вовлеченности максимального количества игроков в процессы развития региона, что гармонично вписывалось во внешнеполитические установки Либеральной партии Канады. Во второй половине 1940-х годов выразителем этих идей стал посол Канады в США и будущий премьер-министр Л. Пирсон, который в одной из своих статей, посвящённых политике в Арктике, отчётливо обозначил интерес своей страны к тесному сотрудничеству не только с американцами, но и с другими региональными державами: «Правительство Канады готово в полной мере сотрудничать с Соединёнными Штатами и другими странами по развитию всего Арктического региона, неся ответственность за свой сектор. У Канады нет желания сотрудничать исключительно с США в арктическом вопросе. Это как в интересах Канады, так и в общих интересах северных стран, чтобы они могли сотрудничать друг с другом по любому вопросу, касающемуся этого региона» [L.Pearson. 1946: 638].
4 К сожалению, вплоть до 1991 г. политические намерения и экономические усилия канадских кабинетов министров на этом направлении были фактически нивелированы как сложившейся на тот момент международной обстановкой, с одной стороны, так и не до конца окрепшими традициями международного сотрудничества в Арктике — с другой. Это положение имело и вполне естественные причины: труднодоступность, слабая заселённость и как следствие — трудоёмкие и затратные процессы по возведению гражданской инфраструктуры с объективным «перекосом» в сторону оборонного компонента из-за противостояния СССР и США. Как писал профессор Университета Калагари Р. Хьюберт, «холодная война эффективно предотвращала развитие многостороннего сотрудничества; и только с её окончанием были сделаны первые шаги, однако и они были экспериментальными и недостаточно подкрепленными финансово» [Huebert R. 2008: 2].
5 В итоге приоритеты военного строительства и экономического развития Канады в период холодной войны были сформулированы в русле создания единого «англосаксонского фронта». Тем самым страна превращалась, по сути, в северный форпост Запада. Дальнейшие события в мире объективно способствовали укреплению канадско-американского оборонного союза: «Война в Корее и советская атомная бомба придали этой ситуации новый импульс и привели к появлению расширенной оборонной системы США на канадской территории в качестве главного элемента двусторонних отношений» [Canada and United States. Ambivalent Partnership. 2019; 183]. Североамериканские политики сошлись на том, что географическое примыкание северных границ континента к арктической зоне своего геостратегического противника — СССР играло на тот момент решающую роль в усиленной работе по скорейшей выработке общих целей и задач, стоявших перед военными двух стран: «Действительно, с военно-стратегической точки зрения, — отмечали авторы вышедшей в Торонто в 2009 г. коллективной монографии «США и Канада. Противоречивое партнёрство», — Арктика считалась одним из ключей к обороне Северной Америки, так как минимальное время подлёта советских баллистических ракет к крупнейшим городам континента, произведённого через арктические территории Канады, могло дать максимальный эффект. Именно для защиты Севера и был создан комплекс оповещения — «линия Дью», состоявшая из «трёх систем радаров, построенных в Канаде в 1950-1957 гг.» [Canada and Unites States. Ambivalent Partnership. 2009: 183].

Number of purchasers: 0, views: 160

Readers community rating: votes 0

1. Martin reaffirms sovereignty of the Arctic. Available at: https://www.theglobeandmail.com/news/national/martin-reaffirms-sovereignty-of-the-arctic/article1139205/ (assessed 12.01.21).

2. Canadian Arctic operations, 1941-2015, E.ited by Adam Lajeunesse A. and P. Whitney Lackenbauer // The Gregg Centre for the Study of War and Society, University of New Brunswick, 2017

3. Canada’s Northern Strategy. Available at: http://www.northernstrategy.ca/index-eng.asp (assessed 12.01.2021).

4. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (assessed 12.01.2021).

5. The White House 06.09.1994. Presidential Decision Directive / NSC-26. Available at: https://fas.org/irp/offdocs/pdd/pdd-26.pdf (assessed 12.01.2021).

6. The Maritime Executive. Available at: https://www.maritime-executive.com/article/us-coast-guard-cutter-reaches-north-pole (assessed 12.12.2020).

7. National Security Strategy. May 2010. Available at: https://www.hsdl.org/?view&did=24251 (assessed 12.12.2020).

8. National Security Presidential Directive, Washington D.C. January 2009. Available at: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.pdf (accessed 13.12.2020).

9. National Strategy for The Arctic Region. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (accessed 20.01.2021).

10. Annual Unemployment Rates for Alaska and U.S.2010 to 2019. Available at: https://live.laborstats.alaska.gov/labforce/labdata.cfm?s=2&a=0 (accessed 20.01.2021).

11. Vlasti SShA razreshili dobychu nefti i gaza v zapovednike na Alyaske// Rossijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2020/08/20/vlasti-ssha-razreshili-dobychu-nefti-i-gaza-v-zapovednike-na-aliaske.html (accessed 20.01.2021).

12. The U.S.'s Icebreaker Fleet Is Finally Getting Some Much-Needed Attention//Popular Mechanics. Available at: https://www.popularmechanics.com/military/navy-ships/a32841298/white-house-orders-review-of-us-icebreaker-fleet-capabilities (accessed 20.01.2021).

13. Trump memo demands new fleet of Arctic icebreakers be ready by 2029. Available at: https://www.defensenews.com/naval/2020/06/09/trump-memo-demands-new-fleet-of-arctic-icebreakers-to-be-ready-by-2029 (accessed 20.01.2021).

14. A List of the Known Underwater Transits of the Canadian Northwest Passage 1958 to 2009 by John MacFarlane. Available at: http://www.nauticapedia.ca/Articles/NWP_Transits_Underwater.php (accessed 12.01 2021).

15. The US Navy returns to an increasingly militarized Arctic. Available at: https://www.defensenews.com/naval/2020/05/11/the-us-navy-returns-to-an-increasingly-militarized-arctic/ (accessed 20.01.2021).

16. Joint Arctic mapping expedition coming to an end // Arctic Focus, 11.09.2009 URL: www.arcticfocus.com

17. Volodin D.A. 2012. Voennaya politika Kanady i novyj mirovoj poryadok (1987-1994). Rossiya i Amerika v KhKhI veke, №2.

18. Gutenev M.Yu. 2019. Arktika vo vneshnej politike SShA. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. №2, s. 133-140. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-vo-vneshney-politike-ssha/viewer (assessed 12.12.2020).

19. Konyshev V.N., Sergunin A.A. 2012. Arkticheskaya strategiya SShA i natsional'nye interesy Rossii. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. № 48 (189) s. 2-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18263134 (assessed 12.12.2020).

20. Ryzhova A.V. 2020. Arkticheskaya politika liberal'nogo pravitel'stva Kanady. Mezhdunarodnaya politika № 2 (59). Available at: https://riss.ru/media/documents/76995ee3f03f41e49a56c166eea3002b.pdf (accessed 12.12.2020).

21. Canada and the Unites States: Ambivalent partnership, 4-th edition / Ed. by Thompson J., Randal S. Toronto: McGill-Queen’s University Press Montreal&Kingston. 2009. 448 p.

22. Canadian Arctic operations, 1941-2015, Ed. by Adam Lajeunesse A. and P. Whitney Lackenbauer // The Gregg Centre for the Study of War and Society, University of New Brunswick, 2017. 308 p.

23. Dolata P. 2015. A new Canada in the Arctic? Arctic Policies under Harper // Etudes Canadiennes/Canadian Studies. Associations francaises des Etudes Canadiennes (AFEC), №78, pp.131-154.

24. Huebert R. 2009. Canada and the Changing International Arctic: At the Crossroads of Cooperation and Conflict. pp. 1-28. Institute for Research on Public Policy. URL: http://irpp.org/wp-content/uploads/2008/09/huebert.pdf (accessed 15.012021).

25. Pearson L.B. 1946. Canada looks «down North». Foreign Affairs, vol.24 №4. July. pp. 638-647.

26. Staples S. 2011. Military Spending in Canada. Global Research. June 2011.

27. Smith H.A., Sjolander T.C. 2012. Canada in the World: Internationalism in Canadian Foreign Policy, Don Mills, ON: Oxford University Press. 368 368 p.

Система Orphus

Loading...
Up