Некоторые аспекты оборонной политики Канады и США в Арктике (2000–2020 гг.)

 
Код статьиS268667300014336-9-1
DOI10.31857/S268667300014336-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Министерство иностранных дел Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы18-33
Аннотация

Основное внимание в статье уделено институциональным основам и подходам правительств Канады и США к вопросу обеспечения военной, экономической и экологической безопасности своих арктических территорий. Данный регион всегда пребывал в фокусе особых интересов внутренней и внешней политики Оттавы, является одним из “столпов” её северной идентичности. Находившиеся у власти либеральные кабинеты Ж. Кретьена и П. Мартина, как и нынешний премьер Дж. Трюдо, старались продвигать международную повестку с упором на нужды коренного населения. Лишь при правом консервативном правительстве С. Харпера (2006-2015 гг.) канадская политика в Арктике претерпела некоторые изменения “косметического” характера в угоду достижения конкретных электоральных задач.

В то же время разработанная в начале столетия стратегия Вашингтона основывалась на безоговорочном признании своих односторонних действий в угоду национальным интересам, которые до сих пор идут вразрез с устремлениями Канады на единоличное укрепление в Арктике. Тематика освоения богатых природных ресурсов наряду с укреплением своего военного потенциала на Крайнем Севере, особенно в контексте соперничества с Россией и Китаем, трансформировала политику США в регионе в более агрессивную и напористую.

По мнению автора, сложившаяся в первые два десятилетия XXI века геополитическая обстановка сделала возможным укрепление канадско-американских связей в Арктике, даже несмотря на имеющие место расхождения в понимании Оттавой и Вашингтоном своих ролей в вопросе развития региона.

Ключевые словаканадско-американские отношения, Арктика и Север, «доктрина Харпера», военные расходы, учения на Крайнем Севере, С. Харпер, Дж. Буш-младший, Б. Обама, Дж.Трюдо, Д. Трамп, научные исследования
Получено02.02.2021
Дата публикации02.04.2021
Кол-во символов32949
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2

Несмотря на безусловный приоритет сохранения национального суверенитета в северных широтах как одного из «сложившихся» столпов канадской государственности, в середине прошлого века Оттаве пришлось всерьёз задуматься над вопросами развития и поддержания гражданской и военной инфраструктур, удалённых от главных промышленных центров страны малонаселенных регионов Арктики. Этому во многом способствовали окрепшие к середине 1950-х годов политические и экономические связи с Соединёнными Штатами Америки.

3 Тем не менее в первом десятилетии послевоенного периода либеральные правительства позднего М. Кинга (1945-1948) и его преемника Л. Сен-Лорана (1948-1957) были ещё крайне осторожны в оценках и шагах на арктическом направлении, подчёркивая стремление к вовлеченности максимального количества игроков в процессы развития региона, что гармонично вписывалось во внешнеполитические установки Либеральной партии Канады. Во второй половине 1940-х годов выразителем этих идей стал посол Канады в США и будущий премьер-министр Л. Пирсон, который в одной из своих статей, посвящённых политике в Арктике, отчётливо обозначил интерес своей страны к тесному сотрудничеству не только с американцами, но и с другими региональными державами: «Правительство Канады готово в полной мере сотрудничать с Соединёнными Штатами и другими странами по развитию всего Арктического региона, неся ответственность за свой сектор. У Канады нет желания сотрудничать исключительно с США в арктическом вопросе. Это как в интересах Канады, так и в общих интересах северных стран, чтобы они могли сотрудничать друг с другом по любому вопросу, касающемуся этого региона» [L.Pearson. 1946: 638].
4 К сожалению, вплоть до 1991 г. политические намерения и экономические усилия канадских кабинетов министров на этом направлении были фактически нивелированы как сложившейся на тот момент международной обстановкой, с одной стороны, так и не до конца окрепшими традициями международного сотрудничества в Арктике — с другой. Это положение имело и вполне естественные причины: труднодоступность, слабая заселённость и как следствие — трудоёмкие и затратные процессы по возведению гражданской инфраструктуры с объективным «перекосом» в сторону оборонного компонента из-за противостояния СССР и США. Как писал профессор Университета Калагари Р. Хьюберт, «холодная война эффективно предотвращала развитие многостороннего сотрудничества; и только с её окончанием были сделаны первые шаги, однако и они были экспериментальными и недостаточно подкрепленными финансово» [Huebert R. 2008: 2].
5 В итоге приоритеты военного строительства и экономического развития Канады в период холодной войны были сформулированы в русле создания единого «англосаксонского фронта». Тем самым страна превращалась, по сути, в северный форпост Запада. Дальнейшие события в мире объективно способствовали укреплению канадско-американского оборонного союза: «Война в Корее и советская атомная бомба придали этой ситуации новый импульс и привели к появлению расширенной оборонной системы США на канадской территории в качестве главного элемента двусторонних отношений» [Canada and United States. Ambivalent Partnership. 2019; 183]. Североамериканские политики сошлись на том, что географическое примыкание северных границ континента к арктической зоне своего геостратегического противника — СССР играло на тот момент решающую роль в усиленной работе по скорейшей выработке общих целей и задач, стоявших перед военными двух стран: «Действительно, с военно-стратегической точки зрения, — отмечали авторы вышедшей в Торонто в 2009 г. коллективной монографии «США и Канада. Противоречивое партнёрство», — Арктика считалась одним из ключей к обороне Северной Америки, так как минимальное время подлёта советских баллистических ракет к крупнейшим городам континента, произведённого через арктические территории Канады, могло дать максимальный эффект. Именно для защиты Севера и был создан комплекс оповещения — «линия Дью», состоявшая из «трёх систем радаров, построенных в Канаде в 1950-1957 гг.» [Canada and Unites States. Ambivalent Partnership. 2009: 183].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 618

Оценка читателей: голосов 0

1. Martin reaffirms sovereignty of the Arctic. Available at: https://www.theglobeandmail.com/news/national/martin-reaffirms-sovereignty-of-the-arctic/article1139205/ (ассеssed 12.01.21).

2. Canadian Arctic operations, 1941-2015, E.ited by Adam Lajeunesse A. and P. Whitney Lackenbauer // The Gregg Centre for the Study of War and Society, University of New Brunswick, 2017

3. Canada’s Northern Strategy. Available at: http://www.northernstrategy.ca/index-eng.asp (ассеssed 12.01.2021).

4. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (ассеssed 12.01.2021).

5. The White House 06.09.1994. Presidential Decision Directive / NSC-26. Available at: https://fas.org/irp/offdocs/pdd/pdd-26.pdf (ассеssed 12.01.2021).

6. The Maritime Executive. Available at: https://www.maritime-executive.com/article/us-coast-guard-cutter-reaches-north-pole (ассеssed 12.12.2020).

7. National Security Strategy. May 2010. Available at: https://www.hsdl.org/?view&did=24251 (ассеssed 12.12.2020).

8. National Security Presidential Directive, Washington D.C. January 2009. Available at: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.pdf (accessed 13.12.2020).

9. Nаtional Strategy for The Arctic Region. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (accessed 20.01.2021).

10. Annual Unemployment Rates for Alaska and U.S.2010 to 2019. Available at: https://live.laborstats.alaska.gov/labforce/labdata.cfm?s=2&a=0 (accessed 20.01.2021).

11. Власти США разрешили добычу нефти и газа в заповеднике на Аляске// Российская газета. Available at: https://rg.ru/2020/08/20/vlasti-ssha-razreshili-dobychu-nefti-i-gaza-v-zapovednike-na-aliaske.html (accessed 20.01.2021).

12. The U.S.'s Icebreaker Fleet Is Finally Getting Some Much-Needed Attention//Popular Mechanics. Available at: https://www.popularmechanics.com/military/navy-ships/a32841298/white-house-orders-review-of-us-icebreaker-fleet-capabilities (accessed 20.01.2021).

13. Trump memo demands new fleet of Arctic icebreakers be ready by 2029. Available at: https://www.defensenews.com/naval/2020/06/09/trump-memo-demands-new-fleet-of-arctic-icebreakers-to-be-ready-by-2029 (accessed 20.01.2021).

14. A List of the Known Underwater Transits of the Canadian Northwest Passage 1958 to 2009 by John MacFarlane. Available at: http://www.nauticapedia.ca/Articles/NWP_Transits_Underwater.php (accessed 12.01 2021).

15. The US Navy returns to an increasingly militarized Arctic. Available at: https://www.defensenews.com/naval/2020/05/11/the-us-navy-returns-to-an-increasingly-militarized-arctic/ (accessed 20.01.2021).

16. Joint Arctic mapping expedition coming to an end // Arctic Focus, 11.09.2009 URL: www.arcticfocus.com

17. Володин Д.А. 2012. Военная политика Канады и новый мировой порядок (1987-1994). Россия и Америка в ХХI веке, №2.

18. Гутенев М.Ю. 2019. Арктика во внешней политике США. Ойкумена. Регионоведческие исследования. №2, с. 133-140. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-vo-vneshney-politike-ssha/viewer (ассеssed 12.12.2020).

19. Конышев В.Н., Сергунин А.А. 2012. Арктическая стратегия США и национальные интересы России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 48 (189) с. 2-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18263134 (ассеssed 12.12.2020).

20. Рыжова А.В. 2020. Арктическая политика либерального правительства Канады. Международная политика № 2 (59). Available at: https://riss.ru/media/documents/76995ee3f03f41e49a56c166eea3002b.pdf (accessed 12.12.2020).

21. Canada and the Unites States: Ambivalent partnership, 4-th edition / Ed. by Thompson J., Randal S. Toronto: McGill-Queen’s University Press Montreal&Kingston. 2009. 448 p.

22. Canadian Arctic operations, 1941-2015, Ed. by Adam Lajeunesse A. and P. Whitney Lackenbauer // The Gregg Centre for the Study of War and Society, University of New Brunswick, 2017. 308 p.

23. Dolata P. 2015. A new Canada in the Arctic? Arctic Policies under Harper // Etudes Canadiennes/Canadian Studies. Associations francaises des Etudes Canadiennes (AFEC), №78, pp.131-154.

24. Huebert R. 2009. Canada and the Changing International Arctic: At the Crossroads of Cooperation and Conflict. pp. 1-28. Institute for Research on Public Policy. URL: http://irpp.org/wp-content/uploads/2008/09/huebert.pdf (accessed 15.012021).

25. Pearson L.B. 1946. Canada looks «down North». Foreign Affairs, vol.24 №4. July. pp. 638-647.

26. Staples S. 2011. Military Spending in Canada. Global Research. June 2011.

27. Smith H.A., Sjolander T.C. 2012. Canada in the World: Internationalism in Canadian Foreign Policy, Don Mills, ON: Oxford University Press. 368 368 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх