Personal development in difficult life circumstances in the context of the anthropological paradigm

 
PIIS181570410020612-8-1
DOI10.54884/S181570410020612-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Institute of Special Pedagogy and Psychology named after Raoul Wallenberg
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages64-70
Abstract

The article states the problem of personality development in difficult life circumstances in the context of the anthropological paradigm. The actualization of this issue is associated with increase in the number of people with developmental disabilities, an assessment of their condition and increase in the availability of facilities and services in the lives of persons with disabilities. As an initial concept, an anthropological approach to research is presented, which is rarely used to solve problems of personality development in difficult conditions, which represent a significant challenge to its successful socialization. The article draws attention to the disclosure of the "law of compensation", which is equally necessary for both normal and complicated development of the individual for his ability to self-manage his own development and well-being. Special attention in the context of the anthropological paradigm is paid to the disclosure of theoretical approaches, such as: hermeneutic, ontological, phenomenological and synergistic, constituting the methodological basis for human preservation and revealing the essence of the “special person” as the focus of individual, subjective, personal, individual and universal principles. Various types of attitudes of modern society towards persons with disabilities, the conditions for the interaction of the "healthy world" and the "sick world" and the integration of people with disabilities into a full life are considered. The ways and means of practical implementation of successful personal development in the process of overcoming difficult life circumstances are shown, as well as the positive goal-setting of inclusive education, which ensures the full inclusion of persons with disabilities in a society of social progress is revealed.

Keywordsanthropological paradigm, difficult life circumstances, inclusive education, conditions for successful socialization, development of a "special" personality
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters16899
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Актуальность и своевременность исследования обусловлена социально-экономическими, медицинскими, социокультурными и психолого-педагогическими условиями развития общества. Несмотря на интенсивность развития современной инфраструктуры, всестороннее оптимальное развитие личности человека и человечества, значительно увеличивается количество людей с ограниченными возможностями здоровья. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года и в «Государственной программе «Доступная среда» до 2025 года» определены следующие задачи: оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможности здоровья; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан; модернизация системы медико-социальной экспертизы. Однако при всем этом данных проблем в современном обществе не становится меньше.
2 Когда-то выдающегося писателя М. Горького спросили о том, как надо писать для детей, и он уверенно ответил, что так же, как для взрослых, но только лучше. Трансформация этого тезиса относительно к заявленному в статье контингенту людей (в том числе детей и подростков) может формулироваться следующим образом: с людьми (детьми) с ограниченными возможностями здоровья необходимо работать и взаимодействовать так же, как и с другими, но только лучше.
3 Исследование и результаты. В контексте антропологической парадигмы как исходной концепции в постановке проблемы, уже господствующей в течение определенного исторического периода в научном сообществе, чрезвычайно редко актуализировались вопросы развития личности в затрудненных условиях её жизнедеятельности. Вместе с тем идея полноценного развития человеческой личности в трудных жизненных обстоятельствах, к которым относятся разные варианты физических, социальных, психических дефектов, представляет собой существенный вызов для развития личности. Однако необходимо заметить, что качество, свойство и личностные особенности не столько формируются благодаря специально организованному окружению, сколько раскрываются вопреки трудным жизненным обстоятельствам. Поэтому, как считает Д.А. Леонтьев, подход к норме как к типичному и к аномалии как к нетипичному в современных условиях утрачивает свой смысл, когда в фокусе исследования находится полноценное развития личности, как «особой», так и нормальной. Данное утверждение отвечает мысли Л.С. Выготского о том, что органический дефект как вариант затруднений в условиях развития есть всего лишь предпосылка для его действительного проявления в качестве «социального вывиха», а препятствие «есть не только главное условие достижения цели, но и непременное условие самого возникновения и существования цели» [1, с. 158].
4 В таком случае наличие препятствия актуализирует (порождает) состояние нужды и необходимости, которые выступают энергетическим источником компенсаторных процессов, поскольку «закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию» [1, с. 10]. И, следуя далее логике Л.С. Выготского, личностные особенности человека есть результат столкновения с препятствиями мира, причём сначала на социальном, а затем на индивидуальном уровне. В данном контексте становится понятным, что инвалидность не может рассматриваться как однозначно детерминирующая проблема, на что ещё в свое время указывал А.Н. Леонтьев, считая, что одни и те же физические особенности могут находиться в разном отношении к самому человеку и по-разному встраиваться в структуру его жизнедеятельности. Но именно сама личность определяет влияние физической инвалидности на её благополучие и психическое здоровье.

views: 271

Readers community rating: votes 0

1. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij. T. 5. Osnovy defektologii. M.: Pedagogika, 1983.

2. Lebedeva A. A. Sub'ektivnoe blagopoluchie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: dis. … kand. psikhol. nauk. M.: MGU, 2012. 182 s.

3. Traektoriya lichnostnogo razvitiya: rekonstruktsiya vzglyadov L.S. Vygotskogo / Leont'ev D. A. [i dr.] // Voprosy obrazovaniya. 2012. S. 106.

4. Gorshkova V. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak sposob bytiya cheloveka. SPb.: Asterion, 2016. S 132-133.

5. Morozova A. N. Teatral'naya deyatel'nost' kak sposob sotsializatsii lyudej s OVZ // Credo New. 2020. №1(101). S.134.

Система Orphus

Loading...
Up