Элитарная культура как инструмент доминирования корпоративной бизнесэлиты в США на рубеже XIX–XX веков

 
Код статьиS268667300010138-1-1
DOI10.31857/S268667300010138-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 7
Страницы113-126
Аннотация

В конце XIX – начале XX века в США формировалась новая социальная прослойка крупного бизнеса. Её легитимация происходила поэтапно в самых разных областях, включая сферу культуры. Именно на рубеже XIX–XX веков в США стал формироваться феномен элитарной культуры. Легитимация господства американского крупного бизнеса проходила непросто и встречала сопротивление со стороны «старой элиты» – торгово-ростовщических семей Нью-Йорка и Бостона. Особые методы воспитания, коллекционирование нуворишами предметов европейского антиквариата и борьба за создание элитарного общественного пространства для новой корпоративной бизнес-элиты привело к полному переформатированию культурной среды США. Закрепление доминирования крупного бизнеса и в этой сфере завершило оформление господства «новой аристократии» в американском обществе.

Ключевые словакорпоративная бизнес-элита, большой бизнес, нувориши, элитарная культура, аристократия, корпоративная этика, элитарность
Получено26.04.2020
Дата публикации01.07.2020
Кол-во символов35914
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец XIX – начало XX века – период активного становления индустриального общества в США, когда из периферийной аграрной республики страна превращалась в промышленного лидера. В то же самое время происходило формирование нового класса буржуазии – корпоративной бизнес-элиты. В неё вошли «капитаны» большого бизнеса, лидеры крупнейших американских корпораций, возникших в период становления индустриального общества в США, в последней трети XIX века.

2 При изучении темы генезиса крупного бизнеса отечественные историки концентрировались прежде всего на способах достижения финансового господства нового класса в американской экономике [Байбакова Л.В., 2002; Саломатин А.Ю., 1997; Согрин В.В., 2011; Супоницкая И.М., 1991; Фурсенко А.А., 1970; Шпотов Б.М., 1997; Его же, 1999; Его же, 2001; Его же, 2003]. Однако легитимация высокого статуса корпоративной бизнес-элиты происходила не только в социально-экономическом плане, но и в других, более неформальных сферах общественной жизни. Вне внимания авторов оставалась сфера социально-культурной жизни как способа легитимации корпоративной бизнес-элиты, стремившейся вытеснить старую торгово-ростовщическую элиту (семейства Асторов, Эпплтонов, Лоуэллов и др.).
3

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ

 

Базовым способом, конечно, оставалось установление кровнородственных связей со старой аристократией. Представители торгового, финансового и промышленного капиталов часто объединялись посредством брачных уз. Так, в 1887 г. промышленник Э. Карнеги женился на дочери представителя торгово-ростовщических кругов Л. Уитфилд, а Дж.П. Морган взял в жёны дочь крупного нью-йоркского торговца А. Стюрджес. Сыновья Дж. Рокфеллера укрепили семейные узы со старейшим банком – «Нэшнл сити бэнк» (National City Bank), когда оба женились на дочерях его президента Дж. Стиллмана.

4 Стремясь стать частью подлинной аристократии, отпрыски нуворишей часто женились и на дочерях обедневших европейских дворян. Сделка была простой – социальный статус в обмен на финансовую поддержку. Таких невест называли «долларовыми принцессами». Процесс породнения с аристократией «крови» начался сразу после Гражданской войны, а к 1915 г. в стране, несмотря на республиканский строй, жили 45 принцесс, 17 герцогинь, 33 виконта, 43 маркизы, 46 леди, не считая жён рыцарей и баронетов [Beckert S., 2003: 198]. Обычной практикой для представителей финансовой олигархии был поиск титулованных предков. Так, по данным одного из специалистов по генеалогии, Дж. П. Морган происходил от Дэвида Первого Шотландского, в то время как другой исследователь, игнорируя его королевское происхождение, относил всю династию к главарям норманнских разбойников, которые получили большие поместья в Англии после её захвата в 1066 г. [1]. Американские нувориши путём «династических» браков и вымышленных родословных стремились адаптировать для себя культурные традиции европейской элиты предшествующих столетий, что должно было укрепить их высокий социальный, а не только экономический статус.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 737

Оценка читателей: голосов 0

1. Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И. История американской культуры. М.: Человек, 2010. 324 с.

2. Beckert S. 2003. The Monied Metropolis. New York City and Consolidation of the American Bourgeoisie, 1860-1896. Cambridge (Mass.): Cambridge University Press. 492 p.

3. Bourdeaux D.J. 2002. Bourgeoisie. London: Macmillan. 305 p.

4. Carnegie A. 1920. Autobiography of Andrew Carnegie. N.Y.: Houghton Mifflin company. 302 p.

5. Chandler A.D. 1977. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge (Mass.): Belknap Press. 608 p.

6. Chernow R. 1938. The House of Morgan: An American Banking Dynasty and the Rise of Modern Finance. N.Y.: Grove press. 812 p.

7. Kaplan J. 2007. When the Astors Owned New York. N.Y.: Penguin Books. 208 p.

8. Mayo J. 1998. The American Country Club. Its Origins and Development: New Brunswick (N.J.): Rutgers University Press. 264 p.

9. Montgomery M.E. 1989. "Gilded Prostitution": Status, Money, and Transatlantic Marriages, 1870-1914. London: Routledge. 513 p.

10. Nasaw D. 2006. Andrew Carnegie: N.Y.: Penguin Press. 608 p.

11. Nevins A. 1934. John D. Rockefeller. The Heroic Age of American Enterprise N.Y.: Charles Scribner’s Sons. 364 p.

12. Roy G.W. 1977. The Rise of the Large Industrial Corporation in America. New Jersey: Princeton University Press. 360 p.

13. Stiles T.J. 2012. The First Tycoon: The Epic Life of Cornelius Vanderbilt. N.Y.: Vintage. 736 p.

14. Wiebe R. 1967. The Search for Order, 1877-1920: Wash.: Hill and Wang. 352 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх