Elite Culture as an Instrument of Dominance of the Corporate Business Elite in the USA at the Turn of the XIX–XX Centuries

 
PIIS268667300010138-1-1
DOI10.31857/S268667300010138-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 7
Pages113-126
Abstract

In the late XIX - early XX centuries, a new social stratum of big business was formed in the United States. Its legitimation took place by stages in different areas, including the cultural sphere. That was exactly at the turn of the XIX-XX centuries. In the United States began to form the phenomenon of elite culture. Legitimation of the dominance of American big business was not easy and met with resistance from the "ancient elite" - the merchant and usurer families of New York and Boston. Special methods of education, the collection of European Antiques by Nouveau riches and the struggle to create an elite public space for the new corporate business elite led to the complete transformation of the cultural environment of the United States. The consolidation of the dominance of big business in this sphere also completed the formalization of the rule of the "new aristocracy" in American society.

Keywordscorporate business elite, big business, Nouveau riche, elite culture, aristocracy, corporate ethics, elitism
Received26.04.2020
Publication date01.07.2020
Number of characters35914
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец XIX – начало XX века – период активного становления индустриального общества в США, когда из периферийной аграрной республики страна превращалась в промышленного лидера. В то же самое время происходило формирование нового класса буржуазии – корпоративной бизнес-элиты. В неё вошли «капитаны» большого бизнеса, лидеры крупнейших американских корпораций, возникших в период становления индустриального общества в США, в последней трети XIX века.

2 При изучении темы генезиса крупного бизнеса отечественные историки концентрировались прежде всего на способах достижения финансового господства нового класса в американской экономике [Байбакова Л.В., 2002; Саломатин А.Ю., 1997; Согрин В.В., 2011; Супоницкая И.М., 1991; Фурсенко А.А., 1970; Шпотов Б.М., 1997; Его же, 1999; Его же, 2001; Его же, 2003]. Однако легитимация высокого статуса корпоративной бизнес-элиты происходила не только в социально-экономическом плане, но и в других, более неформальных сферах общественной жизни. Вне внимания авторов оставалась сфера социально-культурной жизни как способа легитимации корпоративной бизнес-элиты, стремившейся вытеснить старую торгово-ростовщическую элиту (семейства Асторов, Эпплтонов, Лоуэллов и др.).
3

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ

 

Базовым способом, конечно, оставалось установление кровнородственных связей со старой аристократией. Представители торгового, финансового и промышленного капиталов часто объединялись посредством брачных уз. Так, в 1887 г. промышленник Э. Карнеги женился на дочери представителя торгово-ростовщических кругов Л. Уитфилд, а Дж.П. Морган взял в жёны дочь крупного нью-йоркского торговца А. Стюрджес. Сыновья Дж. Рокфеллера укрепили семейные узы со старейшим банком – «Нэшнл сити бэнк» (National City Bank), когда оба женились на дочерях его президента Дж. Стиллмана.

4 Стремясь стать частью подлинной аристократии, отпрыски нуворишей часто женились и на дочерях обедневших европейских дворян. Сделка была простой – социальный статус в обмен на финансовую поддержку. Таких невест называли «долларовыми принцессами». Процесс породнения с аристократией «крови» начался сразу после Гражданской войны, а к 1915 г. в стране, несмотря на республиканский строй, жили 45 принцесс, 17 герцогинь, 33 виконта, 43 маркизы, 46 леди, не считая жён рыцарей и баронетов [Beckert S., 2003: 198]. Обычной практикой для представителей финансовой олигархии был поиск титулованных предков. Так, по данным одного из специалистов по генеалогии, Дж. П. Морган происходил от Дэвида Первого Шотландского, в то время как другой исследователь, игнорируя его королевское происхождение, относил всю династию к главарям норманнских разбойников, которые получили большие поместья в Англии после её захвата в 1066 г. [1]. Американские нувориши путём «династических» браков и вымышленных родословных стремились адаптировать для себя культурные традиции европейской элиты предшествующих столетий, что должно было укрепить их высокий социальный, а не только экономический статус.

Number of purchasers: 1, views: 719

Readers community rating: votes 0

1. Kuznetsova T.F., Utkin A.I. Istoriya amerikanskoj kul'tury. M.: Chelovek, 2010. 324 s.

2. Beckert S. 2003. The Monied Metropolis. New York City and Consolidation of the American Bourgeoisie, 1860-1896. Cambridge (Mass.): Cambridge University Press. 492 p.

3. Bourdeaux D.J. 2002. Bourgeoisie. London: Macmillan. 305 p.

4. Carnegie A. 1920. Autobiography of Andrew Carnegie. N.Y.: Houghton Mifflin company. 302 p.

5. Chandler A.D. 1977. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge (Mass.): Belknap Press. 608 p.

6. Chernow R. 1938. The House of Morgan: An American Banking Dynasty and the Rise of Modern Finance. N.Y.: Grove press. 812 p.

7. Kaplan J. 2007. When the Astors Owned New York. N.Y.: Penguin Books. 208 p.

8. Mayo J. 1998. The American Country Club. Its Origins and Development: New Brunswick (N.J.): Rutgers University Press. 264 p.

9. Montgomery M.E. 1989. "Gilded Prostitution": Status, Money, and Transatlantic Marriages, 1870-1914. London: Routledge. 513 p.

10. Nasaw D. 2006. Andrew Carnegie: N.Y.: Penguin Press. 608 p.

11. Nevins A. 1934. John D. Rockefeller. The Heroic Age of American Enterprise N.Y.: Charles Scribner’s Sons. 364 p.

12. Roy G.W. 1977. The Rise of the Large Industrial Corporation in America. New Jersey: Princeton University Press. 360 p.

13. Stiles T.J. 2012. The First Tycoon: The Epic Life of Cornelius Vanderbilt. N.Y.: Vintage. 736 p.

14. Wiebe R. 1967. The Search for Order, 1877-1920: Wash.: Hill and Wang. 352 p.

Система Orphus

Loading...
Up