Обеспечение непрерывности денежных потоков в платёжной системе Канады

 
Код статьиS268667300010097-6-1
DOI10.31857/S268667300010097-6
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Финансовый университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы58-70
Аннотация

Представленное исследование раскрывает основные подходы, применяемые Банком Канады при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платёжной системе. Осуществление контроля платёжных систем проводится в рамках политики надзора за значимыми финансовыми инфраструктурами. Целью надзора Банка Канады за платежными системами выступает обеспечение непрерывности распределения денежных потоков. Создание условий для непрерывного движения денежных средств гарантирует устойчивое взаимодействие всех экономических субъектов, в особенности, участников платёжных систем, а также формирование высокого уровня доверия общества по отношению к субъектам платёжного рынка и оказываемым ими услугам. В рамках надзора за платёжными системами Банк Канады использует механизмы, направленные на обеспечение требуемого уровня системного риска, в частности, применяет рекомендации Банка международных расчётов. Также Банк Канады использует организационные меры, предупреждающие нарушение непрерывности денежных потоков, например, осуществляет предварительную проверку изменений политики управления рисками в платёжной системе. Кредитование значимых платёжных систем Банком Канады направлено на смягчение последствий реализации системного риска. Помимо контроля уровня рисков в значимых платёжных системах, Банк Канады проводит мониторинг эффективности процессов, реализуемых при оказании платёжных услуг. Контроль эффективности позволяет обеспечить требуемый уровень рентабельности этих систем. На основе проведённого анализа исследование оценивает возможность применения опыта Банка Канады в деятельности Банка России при осуществлении наблюдения в национальной платёжной системе.

Ключевые словаБанк Канады, денежные потоки, платёжные системы, риски, надзор, наблюдение, эффективность
Получено10.07.2020
Дата публикации01.09.2020
Кол-во символов26601
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленное исследование раскрывает подходы Банка Канады по организации надзора и наблюдения в национальной платёжной системе Канады1. Надзор в этой системе осуществляется двумя органами: Банком Канады и Министерством финансов Канады. Банк Канады, при выполнении надзорных функций, нацелен на обеспечение непрерывности исполнения переводов внутри платёжных систем, а также на повышение доступности финансовых платёжных услуг. Ключевым ориентиром его надзорной политики является применение превентивных мер, направленных на предупреждение нарушения непрерывности функционировании платёжных систем. Такое нарушение связано с реализаций рисков, значительно снижающих качество услуг по переводу денежных средств, а также возможностей субъектов по исполнению запланированных экономических операций. Реализация рисков ведёт к нарушению бесперебойности функционирования платёжных систем, что вызывает изменения в процессе движения денежных средств, значительные экономические потери, связанные с невозможностью исполнения взятых ранее обязательств.

1. В России осуществляется два вида контроля деятельности платёжных систем: надзор и наблюдение. Надзор предполагает установление требований обязательных для исполнения всеми платёжными системами. Наблюдение предполагает предоставление рекомендаций, желательных для исполнения, направленных на предоставление ориентиров дальнейшего развития платёжных систем. В западной литературе для обозначения описанных выше видов деятельности используется термин «oversight», предполагающий осуществление и надзора, и наблюдения. В целях упрощения в данном исследовании в дальнейшем будет использован термин надзор, означающий oversight.
2 В этой связи Банк Канады реализует политику надзора в национальной платёжной системе, направленную на повышение её устойчивости и эффективности. Контроль эффективности платёжных систем связан с необходимостью снижения потенциальных издержек от применения механизмов перевода, значительно увеличивающих стоимость этих платёжных услуг.
3 Опыт организации и развития национальной платёжной системы Канады был изучен в ряде отечественных исследований, подтверждающих его значимость [Хорошилов Е.Е., 2014]. Представленное исследование делает особый акцент на изучении надзорных механизмов функционирования платёжных систем. Государственная политика Канады в этой сфере направлена на создание стимулов для постоянного развития платёжной инфраструктуры. Для этого Банк Канады активно применяет международные стандарты Банка международных расчётов и, в частности, «Принципы для инфраструктур финансового рынка» [2] (далее – Принципы для ИФР). Реализация Принципов для ИФР позволяет Банку Канады обеспечить эффективные и результативные надзорные механизмы за системно значимыми платёжными системами. Оценка степени внедрения Принципов для ИФР в Канаде продемонстрировала, что все принципы, за исключением принципа 7 («риск ликвидности»), полностью реализованы в Канаде [3]. Проведенная оценка также продемонстрировала необходимость дальнейшего внедрения принципа 15 («общий коммерческий риск»).
4 Таким образом, в Канаде существует необходимость развития надзорных практик в части осуществления управления риском ликвидности, а также общим коммерческим риском. Несмотря на предоставленные рекомендации в части усиления степени внедрения принципа 7 и принципа 15, проведённая оценка подтверждает высокий уровень развития надзора за деятельностью национальной платёжной системы Канады. По оценке Банка международных расчётов, опыт Банка Канады по организации надзора в национальной платёжной системе является успешным.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 599

Оценка читателей: голосов 0

1. Хорошилов Е.Е. Платежная система Канады / Е.Е. Хорошилов // «США. Канада. Экономика – политика – культура». – 2014. – № 7. – С. 73-86.

2. Principles for financial market infrastructures // Bank for International Settlements and International Organization of Securities Commissions. 2012. Available at: https://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf (accessed 13.06.2020).

3. Implementation monitoring of PFMI: Level 2 assessment report for Canada // Bank for International Settlements and International Organization of Securities Commissions. 2018 Available at: https://www.bis.org/cpmi/publ/d180.pdf (accessed 13.06.2020).

4. Payment Clearing and Settlement Act // Justice Laws Website. Government of Canada. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/p-4.4/page-1.html (accessed 13.06.2020).

5. Our Systems and Rules // Payments Canada Website. Available at: https://www.payments.ca/about-us/our-systems-and-rules (accessed 13.06.2020).

6. ISO 20022 – the message is NOT the medium // Payments Canada Website. Available at: https://www.payments.ca/industry-info/our-research/payments-perspectives/iso-20022-message-not-medium (accessed 13.06.2020).

7. Changing the channel: mobile is taking over the online and offline point-of-sale // Payments Canada Website. Available at: https://www.payments.ca/industry-info/our-research/payments-perspectives/changing-channel-mobile-taking-over-online-and (accessed 13.06.2020).

8. Bank of Canada Oversight Activities for Financial Market Infrastructures, 2019. Annual Report // Bank of Canada. Available at: https://www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2020/05/fmi-oversight-activities-2019-annual-report.pdf (accessed 13.06.2020).

9. Canadian Payments Act // Justice Laws Website. Government of Canada. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-21/page-4.html#docCont (accessed 13.06.2020).

10. Обзор Банка России. Подходы к имплементации документа КПРИ – МОКЦБ «Принципы для инфраструктур финансового рынка» в странах – членах КПРИ. Опыт Банка Канады и Федеральной резервной системы США. Выпуск № 51. 2016 год // Официальный сайт Банка России. Available at: https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/48362/107 (accessed 13.06.2020).

11. Guideline Related to Bank of Canada Oversight Activities under the Payment Clearing and Settlement Act. 2018 // Bank of Canada. Available at: https://www.bankofcanada.ca/core-functions/financial-system/ oversight-designated-clearing-settlement-systems/guideline-related-oversight-activities/ (accessed 13.06.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх