«Мозговые центры» при президентстве Дональда Трампа

 
Код статьиS268667300009772-9-1
DOI10.31857/S268667300009772-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 6
Страницы92-108
Аннотация

Американское экспертное сообщество, система аналитических мозговых центров составляет важную часть политической системы США. Своим рождением она обязана филантропам и государственным деятелям, понимавшим важность существования механизмов обратной связи для выработки важных государственных решений и их последующей апробации. На протяжении многих лет система «мозговых центров» способствовала выработке решений, которые играли важную роль в политике, экономике и общественной жизни США. В исторической части статьи говорится о становлении американского экспертного сообщества и о роли, которую сыграли в нём американские государственные деятели. Приход к власти президента США Дональда Трампа оказал существенное влияние на американское экспертное сообщество, которое столкнулось с необходимостью пересмотра своей стратегии взаимодействия с Белым домом.

Традиционная система экспертно-аналитического сообщества США столкнулась с фигурой президента, который был мало заинтересован в экспертных оценках как внутренней, так и внешней политики США, в отличие от своего предшественника демократа Барака Обамы. Большинство «мозговых центров», за исключением консервативного фонда «Наследие», не смогли найти подход к новой администрации в Белом доме. Это заставило ведущие американские центры искать новые возможности для продвижения своих идей: «мозговые центры» усилили сотрудничество с различными корпорациями, что негативно сказалось на производстве экспертных оценок, а также привело к конфликтным ситуациям. 

В статье отмечается также важный тренд – растущий интерес американских «мозговых центров» к изучению Китая, в связи с обостряющимся экономическим противостоя-нием между двумя государствами. Статья анализирует ситуацию в экспертном сообществе в Америке Дональда Трампа, а также рассматривает пример усиления фонда «Наследие», который смог найти подходы к новой администрации Белого дома. Аналитикам фонда удалось повторить успех команды своих предшественников в работе с ад-министрацией президента США Рональда Рейгана.

Ключевые словаэкспертное сообщество, «мозговые центры», администрация Дональда Трампа, фейк-ньюс, Россия, Китай
Получено07.03.2020
Дата публикации09.06.2020
Кол-во символов37497
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

Грядущий юбилей, 115-летие ведущего американского «мозгового центра» США фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) даёт возможность вновь взглянуть на ситуацию в американском экспертном сообществе, переживающем определённую трансформацию при президентстве Дональда Трампа.

2 Сегодняшняя система американского экспертного сообщества, сложившаяся в начале ХХ века, представляет собой сотни различных экспертных институтов, чья главная цель – «идейное обеспечение» политического и экономического класса страны. Её ядро составляют признанные интеллектуалы, среди которых видные экономисты, политики и публицисты, имеющие серьёзное влияние на американскую правящую элиту и общество.
3 В советской политологической науке существует немало трудов, посвящённых американским «мозговым центрам», среди них, работы таких учёных-американистов, как И.Л. Шейдина, И.Я. Кобринская, А.А. Кокошин, Г.А. Трофименко, С.М. Самуйлов, В.В. Согрин.
4 Экспертное сообщество США, его «мозговые центры», или «фабрики мысли», тесно связаны c развитием американской политической системы. Эта система в течении всей своей эволюции, нуждалась в экспертных взглядах для развития идей о политическом и экономическом устройстве американского общества, а также роли США в мире.
5 Основанный в 1910 г. американским филантропом Э. Карнеги фонд стал одним из первых американских «мозговых центров», который обратил внимание на проблемы, связанные с международными исследованиями. Сам Э. Карнеги считал, что подобный центр поможет в поисках компромиссных решений между странами, путём урегулирования споров в международных арбитражных судах и составлением международных договоров.
6 Спустя несколько лет в США при активной роли сторонников независимого подхода к контролю за правительственными расходами был создан ещё один аналитический центр – Институт правительственных исследований (Institute for Goverment Research), предтеча Брукинского института (Brookings Institution).
7 В число основателей центра вошли юристы и представители банковской сферы, а также часть бывших членов администрации президента У.Тафта. Это положило начало принципу, который впоследствии получил название принцип «вращающихся дверей». Его идея состояла в том, что бывшие руководители администрации могут перейти в экспертное сообщество, а с течением времени могут вновь возвратиться на государственную службу. Этот принцип и сегодня один из стержневых в экспертном сообществе США.
8 Американские президенты активно способствовали становлению системы «мозговых центров». Администрация президента У. Тафта одной из первых начала задумываться о создании структуры, которая могла бы представить независимый взгляд на систему государственного управления. В 1910 г. Тафт убедил Конгресс в необходимости создать президентскую комиссию по проблемам экономической эффективности, поставив её под гражданский контроль [1].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 990

Оценка читателей: голосов 0

1. Abelson D. E. “Do think tanks matter? Assessing the Impact of Public Policy Institute -Q.: McGill-Queen's University Press, 2009. P.345

2. Blumenthal, S. The rise of the counter – establishment: From conservative ideology to polit. power / S. Blumenthal. – New York: Times books, 1986. P.349

3. Grose P. Counting the Inquiry. The Council of Foreign Relations from 1921 to 1996. The Council on foreign relations book. P.83

4. Dresner W. D. The Ideas Industry: How Pessimists, Partisans, and Plutocrats are transforming the marketplace of Ideas. - New York.: Oxford University Press. 2017. P. 344

5. Meese, E. Reagan: The inside story / E. Meese. – Washington D.C.: Regnery Publishing Inc. –1992. P.450

6. Rabin J, Hildreth W. B, Gerald Miller G. Handbook of public administration CRC Press, 2007. P.1264

7. Wiarda H. J., Skilley E. M. The crises of American foreign policy: the effects of a divided America. - U.K. Rowman and Littlefield Publishers 2006. P.344

Система Orphus

Загрузка...
Вверх