«Перезагрузка» российско-американских отношений: причины краха и выводы на будущее

 
Код статьиS268667300008879-6-1
DOI10.31857/S268667300008879-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы58-71
Аннотация

На протяжении пяти лет США и Россия осуществляли взаимодействие в рамках «перезагрузки». В это время две крупнейшие ядерные державы сумели вместе прийти к ряду конструктивных соглашений и решений, выгодных как обеим сторонам (например, создание двусторонней президентской комиссии или договорённость по северному транспортному коридору для грузов НАТО в Афганистан), так и всему миру (подписание Договора СНВ-3). При этом термин «перезагрузка» был не только неверно переведён на русский язык, но и неправильно подобран на языке английском. А сама «перезагрузка» в том виде, в котором она была запущена, была обречена на провал. Принципы, на которых США строили и строят взаимодействие с другими государствами, в том числе с Россией, остаются неизменными: в списке принципов Вашингтона отсутствуют равноправие и невмешательство во внутренние дела других стран. К тому же, «перезагрузка» не могла отменить факт наличия диаметрально противоположных интересов Москвы и Вашингтона по ряду вопросов. Завершение «перезагрузки» было лишь вопросом времени и даже пять лет представляются значительным сроком. При этом к 2020 г. основные плоды «перезагрузки» либо стали историей, либо находятся под угрозой исчезновения.

Ключевые словаРоссия, США, «перезагрузка», игра с ненулевой суммой, «избирательное сотрудничество», холодная война, двухканальное вовлечение
Получено18.02.2020
Дата публикации10.04.2020
Кол-во символов31394
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

К началу третьего десятилетия XXI века отношения между Россией и Соединёнными Штатами опустились до самого низкого уровня со времён холодной войны. Применение исследователями таких определений, как «долгосрочное стратегическое соперничество», «гибридная война» и «открытая конфронтация», стало нормой. При этом в потоке сравнений градуса противостояния двух мировых держав в 1960–1970-е и в 2020-е годы на задний план академических дискуссий вышел феномен «перезагрузки» – относительно непродолжительного по меркам мировой истории периода, вселявшего надежду на построение конструктивных и взаимовыгодных отношений между РФ и США. «Перезагрузка» была изначально обречена на неудачу по ряду причин, которые будут подробно рассмотрены в данной статье, однако всё же являлась попыткой Москвы и Вашингтона пойти навстречу друг другу увеличить долю сотрудничества и, соответственно, уменьшить долю соперничества в двусторонних отношениях. Именно поэтому уроки «перезагрузки» могут оказаться особенно актуальными в сложившихся условиях.

2

В ИНТЕРЕСАХ США

 

Ретроспективный анализ предпосылок возникновения феномена «перезагрузки» позволяет спустя более десяти лет с момента официального запуска этой российско-американской (а точнее, американо-российской) инициативы, с большой долей уверенности констатировать, что Вашингтон нуждался в ней гораздо больше чем Москва.

3 Необходимо подчеркнуть, что вне зависимости от политических взглядов американских администраций и несмотря на периодические унилатералистские перегибы США были и остаются державой, в высокой степени опирающейся на поддержку и одобрение союзников при проецировании собственной «мягкой» и «жёсткой» силы в различных регионах мира. Однако упомянутые выше перегибы наносят существенный урон международному имиджу Вашингтона. Яркий пример – восемь лет односторонней политики администрации Дж. Буша-младшего. За это время, по данным опросов, которые проводил Исследовательский центр Пью (Pew Research Center), уровень одобрения США среди стран – союзниц по НАТО (таких как Великобритания, Германия, Турция, Франция) значительно сократился [1]. Перед новой неолиберальной администрацией Б. Обамы стояла непростая задача – восстановить утраченное к США доверие.
4 Эта задача идеально вписывалась в общее видение неолибералами роли партнёрских и союзнических отношений в достижении долгосрочных внешнеполитических и военно-политических целей Вашингтона. По мнению ряда политиков и исследователей, среди которых были как бывший госсекретарь и советник президента США по национальной безопасности Г. Киссинджер, так и занимавший с 2009 по 2013 г. пост главы Управления по делам Европы и Евразии Госдепартамента Ф. Гордон, российско-американская конфронтация противоречила интересам Вашингтона [2; Самуйлов С.М., 2010]. И если внешнеполитические позиции США были ослаблены в результате череды неоднозначных действий американской дипломатии и военной машины при Дж. Буше-младшем, то экономические позиции были подорваны мировым кризисом 2008 г. когда ВВП США сократился на 0,3%, а в 2009 г. – ещё на 2,8%. Уровень безработицы в стране вырос вдвое и к октябрю 2009 г. достиг 10% [3]. Тем временем разрыв между экономикой России и США сокращался, росла российская внешнеполитическая и военная мощь. Как отмечал в 2009 г. российский исследователь Д. Тренин, трансформировшаяся Россия могла стать «желаемым и незаменимым» партнёром, в том числе и для США [Trenin, D., 2009]. В то же время Соединённые Штаты продолжали терять миллиарды долларов и сотни человеческих жизней в Ираке и Афганистане.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 783

Оценка читателей: голосов 0

1. Й. Саат. Перегрузка или всё-таки перезагрузка: «Оговорка по Фрейду» или новое начало отношений для России и НАТО? ПОЛИТЭКС: Политическая экс-пертиза: 2009. Т.5. № 3. С. 76–86.

2. Рожански М. Незаменимые институты: Комиссия Обамы – Медведева и пятьдесят лет американо-российского диалога (пер. с англ. М. Коробочкина); [Московский центр Карнеги; Фонд Карнеги за международный мир]. М.: Пресс Клуб Сервис. 2010. 84 с.

3. Самуйлов С.М. Россия и администрация Барака Обамы. Свободная мысль. 2010. № 11, с. 71–86.

4. Mankoff J., 2012. The politics of U.S. missile defence cooperation with Europe and Russia. International Affairs. Vol. 88, No. 2 (March), p. 329-347.

5. McFaul M., Sestanovich S., Mearsheimer J., 2014. Faulty Powers. Who Started the Ukraine Crisis? Foreign Affairs. November/December. Vol. 93, No. 6, pp. 167-178

6. Trenin D., 2009. Russia Reborn: Reimagining Moscow’s Foreign Policy. Foreign Affairs. Vol. 88, No. 6 (November/December), p. 64-78.

7. Global Public Opinion in the Bush Years (2001-2008). 2008. Available at: https://www.pewresearch.org/global/2008/12/18/global-public-opinion-in-the-bush-years-2001-2008/ (accessed 10.02.2020)

8. Kissinger, H. Finding Common Ground with Russia. 08.07.2008. The Washington Post. Available at: https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/07/07/AR2008070702218.html (accessed 11.02.2020).

9. The Recession of 2007–2009. U.S. Bureau of Labor Statistics. 2012. Available at: https://www.bls.gov/spotlight/2012/recession/pdf/recession_bls_spotlight.pdf (accessed 11.02.2020).

10. Выступление на Конференции по вопросам мировой политики. Президент России. 08.10.2008. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1659#sel=6:40:1pa,6:39:VyC (accessed 11.02.2020).

11. Remarks of President Barack Obama - Address to Joint Session of Congress. The White House. 24.02.2009. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-barack-obama-address-joint-session-congress (accessed 11.02.2020).

12. National Security Strategy 2010. Available at: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/ (accessed 12.02.2020).

13. Российско-американские отношения на новом этапе. Эхо Москвы. 26.01.2012. Available at: https://echo.msk.ru/programs/beseda/851949-echo/ (accessed 12.02.2020).

14. Remarks by Vice President Biden at 45th Munich Conference on Security Policy. The White House. 07.02.2009. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-vice-president-biden-45th-munich-conference-security-policy (accessed 12.02.2020).

15. Лавров: Клинтон искренне предлагала «перезагрузку» российско-американских отношений. ТАСС. 05.09.2018. Available at: https://tass.ru/politika/5523556 (accessed 12.02.2020).

16. Путин сообщил, что Россия в любой момент готова к продлению СНВ-III. ТАСС. 19.12.2019. Available at: https://tass.ru/politika/7379921 (accessed 12.02.2020).

17. Obama: Moscow Move 'Bonus' of Missile Plan. 20.09.2009. CBS News. Available at: https://www.cbsnews.com/news/obama-moscow-move-bonus-of-missile-plan/ (accessed 13.02.2020).

18. О параметрах работы Российско-Американской Президентской комиссии. 15.10.09. МИД РФ. Available at: https://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/277474 (accessed 13.02.2020).

19. МИД РФ обвинил USAID в попытках повлиять на политические процессы. РИА Новости. 19.09.2012. Available at: https://ria.ru/20120919/754020566.html (accessed 13.02.2020).

20. В Ульяновске речь идёт не о базе НАТО, а о «площадке подскока» для воздушного транзита. ТАСС. 11.04.2012. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/543073 (accessed 13.02.2020).

21. Джон Байерли: ВТО как последний аккорд. Ведомости. 14.11.2011. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/11/14/dzhon_bajerli_vto_kak_poslednij_akkord (accessed 14.02.2020).

22. Путин обвиняет США в провоцировании протестов. BBC News. Русская Служба. 08.12.2011. Available at: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/12/111208_putin_opposition_protests (accessed 14.02.2020).

23. Russia’s response to the Libyan crisis: a paradigm shift? Russia Beyond. 25.03.2011. Available at: https://www.rbth.com/articles/2011/03/25/russias_response_to_the_libyan_crisis_a_foreign_policy_paradigm_shif_12617.html (accessed 15.02.2020).

24. Официальная позиция РФ по Ливии высказана Медведевым, заявил Песков. РИА Новости. 22.03.2011. Available at: https://ria.ru/20110322/356727026.html (accessed 15.02.2020).

25. Заявление Президента России в связи с ситуацией в Ливии. 21.03.2011. Президент России. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/10701 (accessed 16.02.2020).

26. UN SCOR, 67th Session, 6711th mtg, UN Doc S/PV.6711. 04.02.2012

27. Meet the Press Transcript: March 2, 2014. 02.04.2014. NBC News. Available at: https://www.nbcnews.com/meet-the-press/meet-press-transcript-march-2-2014-n42471 (accessed 17.02.2020).

28. McAdams, D. Victoria Nuland's 'Ukraine-gate' Deceptions. 09.02.2014. Ron Paul Institute for Peace and Prosperity. Available at: http://www.ronpaulinstitute.org/archives/featured-articles/2014/february/09/victoria-nulands-ukraine-gate-deceptions/ (accessed 17.02.2020).

29. Отношения РФ и США требуют второй "перезагрузки", считает Лавров. РИА Новости. 28.09.2014. Available at: https://ria.ru/20140928/1025938852.html (accessed 17.02.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх