Reset in Russia-United States Relations: Causes of Failure and Conclusions for Future

 
PIIS268667300008879-6-1
DOI10.31857/S268667300008879-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for the US and Canadian Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 4
Pages58-71
Abstract

For five years, the United States and Russia have been interacting within the framework of the “reset”. At that time, two largest nuclear powers managed to come together to a number of constructive agreements and decisions that benefited both parties (for example, the creation of a bilateral presidential commission or the agreement on the northern transport corridor for NATO cargos to Afghanistan) and the whole world (the START-III). At the same time, the term "reset" was not only incorrectly translated into Russian, but also incorrectly selected in English. And the “reset” itself, in the form in which it was launched, was doomed to fail. The principles on which the United States has built and is building interaction with other states, including Russia, remain unchanged: equality and non-interference in the internal affairs of other countries are not in the list of Washington's principles. In addition the “reset” could not cancel the fact of the presence of diametrically opposite interests of Moscow and Washington on a number of issues. The end of the “reset” was only a matter of time, and even five years seems to be a significant span. Moreover, by the year 2020, the main fruits of the “reset” either have become history, or are at risk.

KeywordsRussia, USA, reset, non-zero sum game, selective engagement, Cold War, dual-track engagement
Received18.02.2020
Publication date10.04.2020
Number of characters31394
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

К началу третьего десятилетия XXI века отношения между Россией и Соединёнными Штатами опустились до самого низкого уровня со времён холодной войны. Применение исследователями таких определений, как «долгосрочное стратегическое соперничество», «гибридная война» и «открытая конфронтация», стало нормой. При этом в потоке сравнений градуса противостояния двух мировых держав в 1960–1970-е и в 2020-е годы на задний план академических дискуссий вышел феномен «перезагрузки» – относительно непродолжительного по меркам мировой истории периода, вселявшего надежду на построение конструктивных и взаимовыгодных отношений между РФ и США. «Перезагрузка» была изначально обречена на неудачу по ряду причин, которые будут подробно рассмотрены в данной статье, однако всё же являлась попыткой Москвы и Вашингтона пойти навстречу друг другу увеличить долю сотрудничества и, соответственно, уменьшить долю соперничества в двусторонних отношениях. Именно поэтому уроки «перезагрузки» могут оказаться особенно актуальными в сложившихся условиях.

2

В ИНТЕРЕСАХ США

 

Ретроспективный анализ предпосылок возникновения феномена «перезагрузки» позволяет спустя более десяти лет с момента официального запуска этой российско-американской (а точнее, американо-российской) инициативы, с большой долей уверенности констатировать, что Вашингтон нуждался в ней гораздо больше чем Москва.

3 Необходимо подчеркнуть, что вне зависимости от политических взглядов американских администраций и несмотря на периодические унилатералистские перегибы США были и остаются державой, в высокой степени опирающейся на поддержку и одобрение союзников при проецировании собственной «мягкой» и «жёсткой» силы в различных регионах мира. Однако упомянутые выше перегибы наносят существенный урон международному имиджу Вашингтона. Яркий пример – восемь лет односторонней политики администрации Дж. Буша-младшего. За это время, по данным опросов, которые проводил Исследовательский центр Пью (Pew Research Center), уровень одобрения США среди стран – союзниц по НАТО (таких как Великобритания, Германия, Турция, Франция) значительно сократился [1]. Перед новой неолиберальной администрацией Б. Обамы стояла непростая задача – восстановить утраченное к США доверие.
4 Эта задача идеально вписывалась в общее видение неолибералами роли партнёрских и союзнических отношений в достижении долгосрочных внешнеполитических и военно-политических целей Вашингтона. По мнению ряда политиков и исследователей, среди которых были как бывший госсекретарь и советник президента США по национальной безопасности Г. Киссинджер, так и занимавший с 2009 по 2013 г. пост главы Управления по делам Европы и Евразии Госдепартамента Ф. Гордон, российско-американская конфронтация противоречила интересам Вашингтона [2; Самуйлов С.М., 2010]. И если внешнеполитические позиции США были ослаблены в результате череды неоднозначных действий американской дипломатии и военной машины при Дж. Буше-младшем, то экономические позиции были подорваны мировым кризисом 2008 г. когда ВВП США сократился на 0,3%, а в 2009 г. – ещё на 2,8%. Уровень безработицы в стране вырос вдвое и к октябрю 2009 г. достиг 10% [3]. Тем временем разрыв между экономикой России и США сокращался, росла российская внешнеполитическая и военная мощь. Как отмечал в 2009 г. российский исследователь Д. Тренин, трансформировшаяся Россия могла стать «желаемым и незаменимым» партнёром, в том числе и для США [Trenin, D., 2009]. В то же время Соединённые Штаты продолжали терять миллиарды долларов и сотни человеческих жизней в Ираке и Афганистане.

Number of purchasers: 0, views: 834

Readers community rating: votes 0

1. J. Saat. Peregruzka ili vsyo-taki perezagruzka: «Ogovorka po Frejdu» ili novoe nachalo otnoshenij dlya Rossii i NATO? POLITEhKS: Politicheskaya ehks-pertiza: 2009. T.5. № 3. S. 76–86.

2. Rozhanski M. Nezamenimye instituty: Komissiya Obamy – Medvedeva i pyat'desyat let amerikano-rossijskogo dialoga (per. s angl. M. Korobochkina); [Moskovskij tsentr Karnegi; Fond Karnegi za mezhdunarodnyj mir]. M.: Press Klub Servis. 2010. 84 s.

3. Samujlov S.M. Rossiya i administratsiya Baraka Obamy. Svobodnaya mysl'. 2010. № 11, s. 71–86.

4. Mankoff J., 2012. The politics of U.S. missile defence cooperation with Europe and Russia. International Affairs. Vol. 88, No. 2 (March), p. 329-347.

5. McFaul M., Sestanovich S., Mearsheimer J., 2014. Faulty Powers. Who Started the Ukraine Crisis? Foreign Affairs. November/December. Vol. 93, No. 6, pp. 167-178

6. Trenin D., 2009. Russia Reborn: Reimagining Moscow’s Foreign Policy. Foreign Affairs. Vol. 88, No. 6 (November/December), p. 64-78.

7. Global Public Opinion in the Bush Years (2001-2008). 2008. Available at: https://www.pewresearch.org/global/2008/12/18/global-public-opinion-in-the-bush-years-2001-2008/ (accessed 10.02.2020)

8. Kissinger, H. Finding Common Ground with Russia. 08.07.2008. The Washington Post. Available at: https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/07/07/AR2008070702218.html (accessed 11.02.2020).

9. The Recession of 2007–2009. U.S. Bureau of Labor Statistics. 2012. Available at: https://www.bls.gov/spotlight/2012/recession/pdf/recession_bls_spotlight.pdf (accessed 11.02.2020).

10. Vystuplenie na Konferentsii po voprosam mirovoj politiki. Prezident Rossii. 08.10.2008. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1659#sel=6:40:1pa,6:39:VyC (accessed 11.02.2020).

11. Remarks of President Barack Obama - Address to Joint Session of Congress. The White House. 24.02.2009. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-barack-obama-address-joint-session-congress (accessed 11.02.2020).

12. National Security Strategy 2010. Available at: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/ (accessed 12.02.2020).

13. Rossijsko-amerikanskie otnosheniya na novom ehtape. Ehkho Moskvy. 26.01.2012. Available at: https://echo.msk.ru/programs/beseda/851949-echo/ (accessed 12.02.2020).

14. Remarks by Vice President Biden at 45th Munich Conference on Security Policy. The White House. 07.02.2009. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-vice-president-biden-45th-munich-conference-security-policy (accessed 12.02.2020).

15. Lavrov: Klinton iskrenne predlagala «perezagruzku» rossijsko-amerikanskikh otnoshenij. TASS. 05.09.2018. Available at: https://tass.ru/politika/5523556 (accessed 12.02.2020).

16. Putin soobschil, chto Rossiya v lyuboj moment gotova k prodleniyu SNV-III. TASS. 19.12.2019. Available at: https://tass.ru/politika/7379921 (accessed 12.02.2020).

17. Obama: Moscow Move 'Bonus' of Missile Plan. 20.09.2009. CBS News. Available at: https://www.cbsnews.com/news/obama-moscow-move-bonus-of-missile-plan/ (accessed 13.02.2020).

18. O parametrakh raboty Rossijsko-Amerikanskoj Prezidentskoj komissii. 15.10.09. MID RF. Available at: https://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/277474 (accessed 13.02.2020).

19. MID RF obvinil USAID v popytkakh povliyat' na politicheskie protsessy. RIA Novosti. 19.09.2012. Available at: https://ria.ru/20120919/754020566.html (accessed 13.02.2020).

20. V Ul'yanovske rech' idyot ne o baze NATO, a o «ploschadke podskoka» dlya vozdushnogo tranzita. TASS. 11.04.2012. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/543073 (accessed 13.02.2020).

21. Dzhon Bajerli: VTO kak poslednij akkord. Vedomosti. 14.11.2011. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/11/14/dzhon_bajerli_vto_kak_poslednij_akkord (accessed 14.02.2020).

22. Putin obvinyaet SShA v provotsirovanii protestov. BBC News. Russkaya Sluzhba. 08.12.2011. Available at: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/12/111208_putin_opposition_protests (accessed 14.02.2020).

23. Russia’s response to the Libyan crisis: a paradigm shift? Russia Beyond. 25.03.2011. Available at: https://www.rbth.com/articles/2011/03/25/russias_response_to_the_libyan_crisis_a_foreign_policy_paradigm_shif_12617.html (accessed 15.02.2020).

24. Ofitsial'naya pozitsiya RF po Livii vyskazana Medvedevym, zayavil Peskov. RIA Novosti. 22.03.2011. Available at: https://ria.ru/20110322/356727026.html (accessed 15.02.2020).

25. Zayavlenie Prezidenta Rossii v svyazi s situatsiej v Livii. 21.03.2011. Prezident Rossii. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/10701 (accessed 16.02.2020).

26. UN SCOR, 67th Session, 6711th mtg, UN Doc S/PV.6711. 04.02.2012

27. Meet the Press Transcript: March 2, 2014. 02.04.2014. NBC News. Available at: https://www.nbcnews.com/meet-the-press/meet-press-transcript-march-2-2014-n42471 (accessed 17.02.2020).

28. McAdams, D. Victoria Nuland's 'Ukraine-gate' Deceptions. 09.02.2014. Ron Paul Institute for Peace and Prosperity. Available at: http://www.ronpaulinstitute.org/archives/featured-articles/2014/february/09/victoria-nulands-ukraine-gate-deceptions/ (accessed 17.02.2020).

29. Otnosheniya RF i SShA trebuyut vtoroj "perezagruzki", schitaet Lavrov. RIA Novosti. 28.09.2014. Available at: https://ria.ru/20140928/1025938852.html (accessed 17.02.2020).

Система Orphus

Loading...
Up