America in 1950–1960s through the Soviet Artist’s Eyes

 
PIIS268667300008058-3-1
DOI10.31857/S268667300008058-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Tretyakov Gallery
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 1
Pages88-105
Abstract

In the late 1950s, after a long break, the Soviet Union restarted sending official privileged artists to the United States on creative missions. On their return these artists were showing sketches and paintings based on what they had seen during their American trips at official exhibitions as well as their materials and interviews were published in major magazines and newspapers like “Yunost”, “Ogonyok”, “Kul'tura i zhizn'” etc. All these trips were a part of a grand exchange program approved between the USA and the USSR in 1958. Therefore, not only artists of the Bolshoi Theater or various dance groups, not only delegations of writers, journalists or musicians, but also Soviet nomenclature painters such as Vitaly Goryaev, Ivan Semenov, Yakov Romas, Orest Vereisky, Tair Salakhov, Vadim Ryndin, Alexey Shmarinov and others were able to see America in the late 1950s – 1960s. This article is concerned with the cultural relationship between the USA and the USSR in the late 1950s and in the beginning of the 1960s, the history of business trips of official Soviet artists and their impressions of the USA.

Keywordscultural diplomacy, the Lacy–Zarubin agreement, exchange of exhibitions, Jacov Romas, Vitaly Goryaev, Ivan Semenov, Orest Vereisky, Vadim Ryndin, Alexey Shmarinov
Received23.01.2020
Publication date23.01.2020
Number of characters41577
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В СЕРЕДИНЕ 1950 ГОДОВ

 

К началу 1950-х годов культурная дипломатия была резко ограничена как со стороны США, так и со стороны СССР1. Холодная война ознаменовала рост обоюдной агрессивной антипропаганды2. Первые робкие попытки восстановить культурный обмен между странами были предприняты через два года после смерти Сталина.

1. О причинах подобного рода политики и решений см.: [Дэвид-Фокс М., 2015: 516–534]. В эпилоге автор анализирует принципы культурной дипломатии к началу холодной войны.

2. На несколько лет в конце 1940-х годов главным лейтмотивом советской пропаганды становится сравнение США с фашистской Германией. ЦК ВКП(б) в 1949 г. разрабатывает «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время» [Курилла И., 2018: 207–215].
2 В июле 1955 г. в Женеве прошла первая после окончания Второй мировой войны встреча глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции, ознаменовавшая некоторое потепление в международных отношениях. Газета «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) сообщила, что «советские культурные лидеры начали публиковать списки западных певцов, актёров и художников, которых они бы хотели увидеть» в Советском Союзе [1]. Среди желанных гостей были певцы Мариан Андерсон и Поль Робсон, уже побывавшие в СССР, актриса Ина Клер, представитель американского реализма и сын русских эмигрантов художник Александр Брук, а также родившийся в Литве скульптор Уильям Зорах. Также сообщалось, что в первом номере нового журнала «Иностранная литература» напечатаны стихи американского поэта Арчибальда Маклиша. А «Литературная газета» 9 августа 1955 г. вместо антиамериканских выпадов напечатала хронику культурной жизни в США.
3

Ещё через несколько месяцев, в октябре 1955 г., делегация из семи советских литераторов прибыла на трансатлантическом лайнере «Иль-де-Франс» из Гавра в Нью-Йорк. Среди участников поездки были корреспонденты и главные редакторы ведущих советских изданий (Алексей Аджубей из «Комсомольской правды», Анатолий Софронов из «Огонька», Борис Полевой из газеты «Правда» и др.)3. В течение тридцати трёх дней группа проехала путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно, ориентируясь на знаменитый маршрут 1935–1936 гг. писателей И. Ильфа и Е. Петрова, описанный в книге «Одноэтажная Америка». Делегацию из семи человек сопровождали представители прессы, Госдепартамента и полиции, а вся маршрутная карта и встречи были расписаны американской стороной по часам. В некоторых городах, по словам Алексея Аджубея, их встречали демонстранты и пикетчики [Аджубей А.И., 1956: 46].

3. По результатам поездки вышло несколько статей, очерков и книг: Аджубей А.И. Серебряная кошка, или Путешествие по Америке. М.: Молодая гвардия, 1956; Полевой Б.Н. Американские дневники. М.: Советский писатель, 1956; Софронов А. Семь линий // «Огонёк». 1956. №3; Грибачёв Н.М. Семеро в Америке: Записки корреспондента «Литературной газеты» о поездке в США группы советских журналистов в октябре–ноябре 1955 г. М.: Советский писатель, 1956 и др.
4 Осенью того же года на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке состоялись дебюты двух выдающихся советских музыкантов – пианиста Эмиля Гилельса и скрипача Давида Ойстраха. Ещё несколько месяцев спустя, в декабре 1955 г., на гастроли в Ленинград приезжала афроамериканская театральная труппа «Эвримен-опера» (“Everyman Opera) со спектаклем по опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
5 В 1956 г. в Советском Союзе дал концерты Бостонский симфонический оркестр, а через два года – в 1958 г. – Филадельфийский. Весной 1957 г. в Москве и Ленинграде прошли выступления молодого канадского пианиста Гленна Гульда, приехавшего из США с программой произведений Баха. В 1957 г. в Оклахоме на грандиозной выставке по случаю пятидесятилетия вхождения штата в США в Международном доме – помимо японской, израильской, итальянской, индийской и других – неожиданно была представлена и советская экспозиция, демонстрировавшая достижения науки [2]. До этого последним подобным культурным мероприятием была Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1939 году.

Number of purchasers: 0, views: 959

Readers community rating: votes 0

1. Adzhubej A.I. 1956. Serebryanaya koshka, ili Puteshestvie po Amerike. Moskva: Molodaya gvardiya, 128 s.

2. Aleksej Shmarinov. 2017. (Sost. A.D. Shmarinov). Moskva: SkanRus, 311 s.

3. Balter P. 1939. Pavil'on SSSR na Mezhdunarodnoj vystavke v N'yu-Jorke // Arkhitektura SSSR. №6. S. 33–39.

4. Verejskij O. 1965. V Amerike / Risunki i tekst Oresta Verejskogo. Moskva: Sovetskij khudozhnik, 100 s.

5. Gertsenberg V.R. 1970. Yakov Dorofeevich Romas. Moskva: Sovetskij khudozhnik, 223 s.

6. Dehvid-Foks M. 2015. Vitriny velikogo ehksperimenta: kul'turnaya diplomatiya Sovetskogo Soyuza i ego zapadnye gosti, 1921–1941 gody. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 561 s.

7. Evtushenko E.A. 1990. Politika – privilegiya vsekh. Moskva: Izd-vo Agentstva pechati «Novosti», 621 s.

8. Zhdanova L.I. 2016. Dzh. Stejnbek i sovetskie pisateli-shestidesyatniki: vstrecha v redaktsii zhurnala «Yunost'» (1963) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. №1. S. 112–118.

9. Ivanyan Eh.A. 2007. Kogda govoryat muzy: istoriya rossijsko-amerikanskikh kul'turnykh svyazej. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 429 s.

10. Kaganovich A.L. 1980. Andrej Andreevich Myl'nikov. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 281 s.

11. Kurilla I. 2018. Zaklyatye druz'ya. Istoriya mnenij, fantazij, kontaktov, vzaimo(ne)ponimaniya Rossii i SShA. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 416 s.

12. Kurlyandtseva A.S. 2019. Pavel Korin v N'yu-Jorke. Iz istorii sovetsko-amerikanskogo vystavochnogo obmena // Iskusstvoznanie. №2. S. 206–229.

13. Melent'ev Yu., Chervyakov V., Shmarinov A. 1965. Vezhlivost' i roditel'nyj padezh. Moskva: Molodaya gvardiya, 143 s.

14. Ryndin V.F. 1966. Khudozhnik i teatr. Moskva: [b.i.], 245 s.

15. Ehntsiklopediya rossijsko-amerikanskikh otnoshenij XVIII–XX vv. 2001. (Avt. i sost. Eh.A. Ivanyan). Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 292 s.

Система Orphus

Loading...
Up