Америка конца 1950-х – начала 1960-х годов глазами советских художников

 
Код статьиS268667300008058-3-1
DOI10.31857/S268667300008058-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственная Третьяковская галерея
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 1
Страницы88-105
Аннотация

В конце 1950-х годов Советский Союз после длительного перерыва вновь начинает отправлять в США в творческие поездки официальных привилегированных художников, которые по возвращении домой показывают на официальных выставках этюды, зарисовки и картины по мотивам увиденного во время американских путешествий, печатаются в журналах «Юность», «Огонёк», «Культура и жизнь» и др. Эти поездки были частью грандиозной обменной программы, утверждённой между США и СССР в 1958 г. Таким образом, увидеть Америку в конце 1950-х – начале 1960-х годов смогли не только артисты Большого театра и различных танцевальных ансамблей, не только делегации писателей и журналистов или музыканты, отправленные на гастроли, но и такие художники, как Виталий Горяев, Иван Семёнов, Яков Ромас, Орест Верейский, Таир Салахов, Вадим Рындин, Алексей Шмаринов и ряд других. Данная статья посвящена культурным взаимоотношениям США и СССР во второй половине 1950 х – начале 1960-х годов, истории командировок официальных советских художников и их впечатлениям о Соединённых Штатах Америки.

Ключевые словакультурная дипломатия, Соглашение Лэйси–Зарубина, выставочный обмен, Яков Ромас, Виталий Горяев, Иван Семёнов, Орест Верейский, Вадим Рындин, Алексей Шмаринов
Получено23.01.2020
Дата публикации23.01.2020
Кол-во символов41577
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В СЕРЕДИНЕ 1950 ГОДОВ

 

К началу 1950-х годов культурная дипломатия была резко ограничена как со стороны США, так и со стороны СССР1. Холодная война ознаменовала рост обоюдной агрессивной антипропаганды2. Первые робкие попытки восстановить культурный обмен между странами были предприняты через два года после смерти Сталина.

1. О причинах подобного рода политики и решений см.: [Дэвид-Фокс М., 2015: 516–534]. В эпилоге автор анализирует принципы культурной дипломатии к началу холодной войны.

2. На несколько лет в конце 1940-х годов главным лейтмотивом советской пропаганды становится сравнение США с фашистской Германией. ЦК ВКП(б) в 1949 г. разрабатывает «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время» [Курилла И., 2018: 207–215].
2 В июле 1955 г. в Женеве прошла первая после окончания Второй мировой войны встреча глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции, ознаменовавшая некоторое потепление в международных отношениях. Газета «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) сообщила, что «советские культурные лидеры начали публиковать списки западных певцов, актёров и художников, которых они бы хотели увидеть» в Советском Союзе [1]. Среди желанных гостей были певцы Мариан Андерсон и Поль Робсон, уже побывавшие в СССР, актриса Ина Клер, представитель американского реализма и сын русских эмигрантов художник Александр Брук, а также родившийся в Литве скульптор Уильям Зорах. Также сообщалось, что в первом номере нового журнала «Иностранная литература» напечатаны стихи американского поэта Арчибальда Маклиша. А «Литературная газета» 9 августа 1955 г. вместо антиамериканских выпадов напечатала хронику культурной жизни в США.
3

Ещё через несколько месяцев, в октябре 1955 г., делегация из семи советских литераторов прибыла на трансатлантическом лайнере «Иль-де-Франс» из Гавра в Нью-Йорк. Среди участников поездки были корреспонденты и главные редакторы ведущих советских изданий (Алексей Аджубей из «Комсомольской правды», Анатолий Софронов из «Огонька», Борис Полевой из газеты «Правда» и др.)3. В течение тридцати трёх дней группа проехала путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно, ориентируясь на знаменитый маршрут 1935–1936 гг. писателей И. Ильфа и Е. Петрова, описанный в книге «Одноэтажная Америка». Делегацию из семи человек сопровождали представители прессы, Госдепартамента и полиции, а вся маршрутная карта и встречи были расписаны американской стороной по часам. В некоторых городах, по словам Алексея Аджубея, их встречали демонстранты и пикетчики [Аджубей А.И., 1956: 46].

3. По результатам поездки вышло несколько статей, очерков и книг: Аджубей А.И. Серебряная кошка, или Путешествие по Америке. М.: Молодая гвардия, 1956; Полевой Б.Н. Американские дневники. М.: Советский писатель, 1956; Софронов А. Семь линий // «Огонёк». 1956. №3; Грибачёв Н.М. Семеро в Америке: Записки корреспондента «Литературной газеты» о поездке в США группы советских журналистов в октябре–ноябре 1955 г. М.: Советский писатель, 1956 и др.
4 Осенью того же года на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке состоялись дебюты двух выдающихся советских музыкантов – пианиста Эмиля Гилельса и скрипача Давида Ойстраха. Ещё несколько месяцев спустя, в декабре 1955 г., на гастроли в Ленинград приезжала афроамериканская театральная труппа «Эвримен-опера» (“Everyman Opera) со спектаклем по опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
5 В 1956 г. в Советском Союзе дал концерты Бостонский симфонический оркестр, а через два года – в 1958 г. – Филадельфийский. Весной 1957 г. в Москве и Ленинграде прошли выступления молодого канадского пианиста Гленна Гульда, приехавшего из США с программой произведений Баха. В 1957 г. в Оклахоме на грандиозной выставке по случаю пятидесятилетия вхождения штата в США в Международном доме – помимо японской, израильской, итальянской, индийской и других – неожиданно была представлена и советская экспозиция, демонстрировавшая достижения науки [2]. До этого последним подобным культурным мероприятием была Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1939 году.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 951

Оценка читателей: голосов 0

1. Аджубей А.И. 1956. Серебряная кошка, или Путешествие по Америке. Москва: Молодая гвардия, 128 с.

2. Алексей Шмаринов. 2017. (Сост. А.Д. Шмаринов). Москва: СканРус, 311 с.

3. Балтер П. 1939. Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке // Архитектура СССР. №6. С. 33–39.

4. Верейский О. 1965. В Америке / Рисунки и текст Ореста Верейского. Москва: Советский художник, 100 с.

5. Герценберг В.Р. 1970. Яков Дорофеевич Ромас. Москва: Советский художник, 223 с.

6. Дэвид-Фокс М. 2015. Витрины великого эксперимента: культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921–1941 годы. Москва: Новое литературное обозрение, 561 с.

7. Евтушенко Е.А. 1990. Политика – привилегия всех. Москва: Изд-во Агентства печати «Новости», 621 с.

8. Жданова Л.И. 2016. Дж. Стейнбек и советские писатели-шестидесятники: встреча в редакции журнала «Юность» (1963) // Вестник Московского государственного областного университета. №1. С. 112–118.

9. Иванян Э.А. 2007. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей. Москва: Международные отношения, 429 с.

10. Каганович А.Л. 1980. Андрей Андреевич Мыльников. Ленинград: Художник РСФСР, 281 с.

11. Курилла И. 2018. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. Москва: Новое литературное обозрение, 416 с.

12. Курляндцева А.С. 2019. Павел Корин в Нью-Йорке. Из истории советско-американского выставочного обмена // Искусствознание. №2. С. 206–229.

13. Мелентьев Ю., Червяков В., Шмаринов А. 1965. Вежливость и родительный падеж. Москва: Молодая гвардия, 143 с.

14. Рындин В.Ф. 1966. Художник и театр. Москва: [б.и.], 245 с.

15. Энциклопедия российско-американских отношений XVIII–XX вв. 2001. (Авт. и сост. Э.А. Иванян). Москва: Международные отношения, 292 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх