Семейные ценности в кинематографе США

 
Код статьиS268667300007692-1-1
DOI10.31857/S268667300007692-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 12
Страницы95-108
Аннотация

Автор анализирует каким образом американское кино затрагивает вызовы, проблемы и конфликты, касающиеся американской семьи и её ценностей. Являясь патриархальным институтом, Голливуд долгое время поддерживал доминантную модель структуры семьи – нуклеарную, и её идеалы – в том числе социальные, политические и религиозные. Однако в последнее время культурные войны и радикализировавшаяся в этой связи повестка подвергли испытанию голливудскую преданность традиционным семейным ценностям. Озабоченность вопросами гендерного равенства, правами сексуальных меньшинств, расовыми и этническими отношениями выдвинули кинематограф на острие публичных баталий между либеральным и консервативным мировоззрениями. Используя социальные и психологические теории, а также кинематографические и гендерные исследования, автор рассматривает текущие голливудские репрезентации в свете их релевантности для общественно-политической обстановки в США. Проанализировав последние образцы американской кинопродукции, автор приходит к выводу, что пропагандируемые Голливудом семейные ценности, сохраняя свою традиционную основу, демонстрируют явную тенденцию к либерализации. В первую очередь это касается показа многообразия семейных практик, включая однополые и межрасовые браки, а также семьи с родителями-одиночками, растущей женской эмансипации и агентности, в том числе через образ матери, критики гегемонной маскулинности, постепенно уступающей место смягчённой версии мужественности, что особенно заметно в изображении отцовства. В то же время, являясь глобальной индустрией с многомиллиардными оборотами, ориентированной на мировые рынки, в том числе страны, где патриархальные традиции всё ещё крепки, а также во многом зависящей от своего преимущественно традиционного массового зрителя, вынуждает голливудских деятелей воздерживаться от излишне резких движений в своём разрыве с доминирующими моделями и устоявшимися семейными ценностями.

Ключевые словаГолливуд, кинематограф, семья, маскулинность, феминизм
Получено03.12.2019
Дата публикации04.12.2019
Кол-во символов29411
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Согласно распространённому общественному мнению, американская семья переживает время перемен: традиционная нуклеарная семья – женатые мать и отец плюс их родные дети – перестаёт представлять из себя ту господствующую модель, которой некогда являлась [Jenkins, C., 2015].
2 Семейный вопрос занимает центральное место в текущих культурных войнах между консервативной и так называемой «прогрессивной» частями американского общества. Стационарная концепция американской семьи – двое биологических родителей в предместье за белым забором, где мать занимается домашним хозяйством, пока отец обеспечивает пропитание для своих родных отпрысков – испытывает всё большее давление извне. Что заставляет консерваторов бить в набат о перенесенном семьей «ударе» – не имеющем исторического прецедента, но имеющем невероятные последствия для американского общества» [Bennett W.J., 2003: 2].
3 Среди главных угроз традиционной семье называется меняющееся отношение к разводу, воспитанию детей вне брака, сожительству и гомосексуальности. По мнению консервативного пандита и политика Уильяма Беннета, «большинство социальных патологий – преступность, рост числа заключённых, злоупотребление алкоголем и наркотиками, пособия по безработице, низкая успеваемость в школе, суицид, депрессия, заболевания, передающиеся половым путём – есть манифестации, прямые и косвенные, разрушения современной американской семьи» [Bennett W.J., 2003: 1]
4 Разумеется, гиперболическая атака Беннета на меняющиеся семейные ценности представляет собой крайнюю точку зрения, но сопротивление переменам наблюдается у значительной части американского общества. Именно она привела к власти Дональда Дж. Трампа – олицетворение белой патриархальной власти.
5 По мнению социолога Деборы Чэмберс, изменчивость и многообразие современных семейных отношений означает, что само понятие «семьи» подвергается проверке, так что более уместным становится термин «семейные практики». Чамберс считает, что была «зачата новая постнуклеарная, постпатриархальная семейная модель» [Chambers, D., 2001: 25, 125]
6 Действительно, с 1990-х годов наблюдается продолжающаяся диверсификация американских семей. Самым серьёзным сдвигом стал распад модели с двумя родителями: по меньшей мере половина американских детей живут вне семей, где бы наличествовали оба биологических родителя. [Jenkins, C., 2015: 3] Однако помимо формального устройства, господствующая модель американской семьи также оспаривается в плане гендерных ролей, расового и классового статуса, а также сексуальной ориентации. [Chambers, D., 2001: 17]
7 Как отмечает исследовательница Клер Дженкинс, «семейные ценности приобрели мифический статус в культурном дискурсе» [Jenkins, C., 2015: 1], подпитываемый в том числе популярными телевизионными и кинематографическими репрезентациями. Многочисленные сериалы и фильмы демонстрируют идеализированные версии семейного уклада.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 917

Оценка читателей: голосов 0

1. Aitken S. 2007. Culture and representation. International encyclopedia of men and masculinities. New York: Routledge. P. 706.

2. Bassin D., Honey, M., Kaplan, M. M. 1996. Representations of Motherhood. New Have; London: Yale University Press. P. 294.

3. Bennett W.J. 2003. The Broken Hearth: Reversing the Moral Collapse of the American Family. New-York: Broadway Books. P. 208.

4. Chambers D. 2001. Representing the Family. London: Sage. P. 164.

5. Coontz S. 2000. The Way We Never Were: American Families and the Nostalgic Trap. New-York: Basic Books. P. 432.

6. Faludi S. 2000. Stiffed: The Betrayal of the American Man. William Morrow Paperbacks; Reprint edition. P. 672.

7. Jenkins C. 2015. Home Movies, The American Family in Contemporary Hollywood Cinema. London & New York: I.B. Tauris. P. 209.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх