Роль США и Великобритании в формулировании целей и задач НАТО, 2001–2017 гг.

 
Код статьиS268667300007691-0-1
DOI10.31857/S268667300007691-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 12
Страницы82-94
Аннотация

Североатлантический альянс является институциональным выражением трансатлантических и особых англо-американских отношений. Однако с приходом в Белый дом президента-республиканца Дональда Трампа приверженность США европейской обороне стала вызывать у некоторых членов альянса сомнение. Великобритания в случае выхода из ЕС, оставаясь самым привилегированным союзником США в Европе, будет вынуждена адаптировать свою политику в области безопасности к новой ситуации. Обе страны заинтересованы в закреплении за альянсом глобальной, а не сугубо региональной роли. В то время как НАТО стала одним из инструментов реализации американской внешней политики, для Великобритании альянс – ключевое звено в обеспечении своей обороны и сохранении союзнических отношений с США. Концептуальное влияние США и Великобритании в альянсе особенно заметно в следующих вопросах: «разделение труда» между НАТО и ЕС, расширение НАТО и определение стоящих перед ней задач на современном этапе, а также создание ПРО НАТО. Вашингтону и Лондону удалось не допустить формирования оборонной организации в рамках Евросоюза, что привело бы к соперничеству между ЕС и НАТО. Более того, Великобритания поддержала планы США по развёртыванию американской ПРО в Европе. Британские политики и эксперты сыграли немаловажную роль в формулировании приоритетов НАТО. Наиболее ярким примером служит возвращение альянса к функции сдерживания в 2014 г., в то время как в предыдущее десятилетие основное внимание уделялось противоповстанческим действиям. Насколько оправданы опасения некоторых экспертов по поводу возможного снижения роли Вашингтона и Лондона в НАТО? Несмотря на противоречивые результаты политики обеих стран в альянсе, он отвечает стратегическим взглядам и США, и Великобритании; поэтому, как представляется, говорить о снижении роли Вашингтона и Лондона в европейской обороне преждевременно.

Ключевые словаСША, Великобритания, НАТО, особые отношения, трансатлантическая безопасность, Э. Блэр, Дж. Буш-младший, Т. Мэй, Д. Трамп
Получено02.12.2019
Дата публикации04.12.2019
Кол-во символов29169
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

На саммитах НАТО и «Большой семёрки» (G7) в мае 2017 г. Д. Трамп обвинил союзников в стремлении поддерживать свою оборону за счёт американских налогоплательщиков, и потребовал выполнять обязательства по её финансированию в размере 2% ВВП; кроме того, он не высказывал своей приверженности ст. 5. Вашингтонского договора 1949 г. о создании Североатлантического альянса [1]. Его жёсткая риторика в адрес традиционных союзников США, а также начавшиеся переговоры по выходу Великобритании из Евросоюза вынудили канцлера ФРГ А. Меркель заявить, что европейцы больше не могут рассчитывать на других в обеспечении собственной безопасности; при этом она говорила, что дружеские отношения с США и Великобританией должны сохраниться [2]. Резкие заявления Д. Трампа и запуск процедуры выхода Великобритании из ЕС вызвали в 2017–2018 гг. многочисленные отклики среди экспертов; в некоторых из них утверждалось, что США и Великобритания отказываются от своей традиционной роли быть главной опорой трансатлантических отношений, а их действия ведут к разрушению либерального мирового порядка [Stacey J.A., 2017; 3].

2 НАТО является институциональным выражением как трансатлантических, так и особых англо-американских отношений [Marsh S., 2013: 184]. Как институт альянс сохраняет легитимность в глазах американцев. Ещё до завершения Второй мировой войны Великобритания рассматривала союз с США и создание западноевропейского блока как инструмент «внешнего балансирования» в Европе ввиду возросшей мощи СССР (и в случае возрождения агрессивной Германии) [Печатнов В.О., Магадеев И.Э., 2015: 317–318; Магадеев И.Э., 2016: 64].
3 Российские исследователи полагают, что США не откажутся от сохранения НАТО как важного военно-политического альянса, несмотря на противоречия по вопросам финансирования трансатлантической обороны [Смирнов П.Е., 2017; Приходько О.В., Смирнов П.Е., 2018], поскольку на Западе не исчезло восприятие России как соперника.
4 Представляется актуальным рассмотреть, каким был вклад этих двух ведущих стран НАТО в формулирование её целей и задач и насколько оправданы опасения по поводу возможного снижения их роли в альянсе.
5

ПРИОРИТЕТЫ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАТО

 

Споры о роли НАТО в современном мире после окончания холодной войны на рубеже 1980–1990-х годов не только не утихли, но и продолжились после так называемого двойного расширения альянса (географического и функционального). Накануне принятия «Стратегической концепции НАТО 2010 г.» корпорация РЭНД опубликовала доклад, в котором утверждается, что её недавние операции способствовали поддержанию идеологии, а не коллективной обороны.

6 В докладе выделялись три типа альянсов по целям их существования: 1) обеспечение обороны, 2) обеспечение безопасности, 3) многосторонние альянсы. Рассмотрев причины их распада, автор доказывал, что НАТО, чтобы выжить, необходимо сочетать оборонительную функцию, важную для некоторых членов, с функцией обеспечения безопасности (в чём альянс конкурирует с ЕС) при усилении многосторонности (не подразумевает неделимости безопасности в духе ст. 5 Вашингтонского договора, но имеет целью продвижение интересов в сфере безопасности в региональном или глобальном масштабе) [Warren P.T., 2010].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 869

Оценка читателей: голосов 0

1. Bakker A., Drent M., Zandee D. 2017. The Implications of Brexit for European Defence Cooperation. The Clingendael Spectator. Available at: https://spectator.clingendael.org/en/publication/implications-brexit-european-defence-cooperation (accessed 29.06.2019).

2. Butler N., Butcher M. 2008. Bucharest Summit: U.S. Missile Defence Bases Continue to Divide NATO. Disarmament Diplomacy. No.87. Available at: http://www.acronym.org.uk/old/archive/dd/dd87/87nbmb.htm (accessed 29.06.2019).

3. Marsh S. 2013. The Anglo-American defence relationship. In Dobson A.P. and Marsh S. (eds.). Anglo-American relations: contemporary perspectives. London, Routlege. P. 179 – 207.

4. Mattelaer A. 2016. Seven paradoxes of NATO’s revival as Europe’s primary security institution. Available at: http://blogs.lse.ac.uk/europpblog/2016/11/08/seven-paradoxes-of-natos-revival-as-europes-primary-security-institution/ (accessed 29.06.2019).

5. Stacey J.A. 2017. The Hollowing Out of the Special Relationship. Foreign Affairs. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/2017-09-05/hollowing-out-special-relationship (accessed 29.06.2019).

6. Warren P.T. 2010. Alliance History and the Future of NATO: What the Last 500 Years of Alliance Behavior Tells Us about NATO’s Path Forward? Washington, Brookings. 58 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх