От неолиберализма к неомеркантилизму?

 
Код статьиS013122270009020-3-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва КОЛТАШОВ В.Г. Капитализм кризисов и революций: как сменяются формационные эпохи, рождаются длинные волны, умирают реставрации и наступает неомеркантилизм. Москва, РУСАЙНС, 2019. 224 c.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Философии и права Уральского отделения РАН
Адрес: РФ, 620990 Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы125-129
Аннотация

         

Ключевые словакапитализм, великие революции, Cлавная революция, Pеставрация, неомерканитилизм
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов20898
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Что сулит нам будущее и как оно вытекает из прошлого? Ответам на эти старые как мир вопросы посвящена книга В.Г. Колташова. Несмотря на сравнительно небольшой объем, это – исследование, затрагивающее широкий спектр экономической и политической проблематики в контексте современного развития. Поэтому вначале мы попытаемся изложить основные его моменты в их взаимосвязи, не утратив целостности общей концепции – какой она нам представляется в меру нашего понимания.
2 Начнем от большого к малому. В основе анализа лежит представление В.Г. Колташова об истории циклов развития глобальной экономики и великих экономических кризисах, которые в разные периоды определяли ее облик. Наиболее значимые кризисы происходили на стыках так называемых “формационных эпох”, включающих время развития рабовладельческой, феодальной или капиталистической формы отношений (с 25). Речь идет о смене рабовладельческого строя феодализмом (это первый великий кризис III века н.э.), а затем – феодализма капитализмом (это второй великий кризис XIV века н.э.). Следующие по значимости кризисы – те, которые привели к формированию торгового, а затем промышленного капитализма. Важное значение в развитии капитализма имеют кондратьевские волны, хотя у В.Г. Колташова свое истолкование их характера: “Что если цикл не состоит из двух волн? Что если каждая волна, имея продолжительность в 20—30 лет (за исключением более короткой фазы 1933–1948 гг.), является самостоятельной частью большого цикла? Этот большой цикл состоит из малых циклов: кризис приводит к депрессии, за ней следуют оживление и рост” и т.д. (с. 83). Циклам с примерно 10-летней периодичностью В.Г. Колташов придает меньшее значение, чем К. Маркс. «Девятнадцатый век показал, что торгово-промышленные кризисы разделяют разные промежутки времени. “Десятилетнего цикла” нет; в разных условиях экономика находится на подъеме или в состоянии кризиса различное время» (с. 81). Принципиально же то, что из случившихся до сих пор кризисов капитализма ни один объективно не означал возможности его глобального крушения.
3 Далее обратимся к авторскому анализу роли в истории революций или, если сформулировать шире, представлению о циклах политического развития в эпоху капитализма. Революции в привычном понимании – порождения эпохи капитализма, если не считать кризисов как революций экономических. Они становятся неизбежными, когда сопротивление основных бенефициаров Старого порядка слишком велико, а потребность социально-политического обновления огромна. В таких случаях происходят так называемые великие революции вроде Английской или Французской. Они на пике заходят слишком далеко, в их процессе выдвигаются слишком радикальные требования, с принятием которых еще не может согласиться большая часть общества (она их отвергает после успеха обновления). Это вызывает реакцию и переход к следующей стадии политического цикла – Реставрации. Хотя Реставрация характеризуется возвращением части Старого порядка, самые важные завоевания революции остаются в силе. В период Реставрации люди погружаются в частную жизнь, разочаровываются в великих идеях, желают стабильности. По мере накопления неразрешенных внутри- и внешнеполитических задач, реставрационный режим утрачивает поддержку. Наступает время “славных революций”. Но так же, как Реставрация не есть полный возврат к Старому порядку, Славная революция не означает полного возврата к радикализму великих революций (хотя на уровне лозунгов это может так казаться). Это – коррекция в обратную сторону от реставрационных порядков – в сторону “нормальных” буржуазных экономических и политических порядков, приемлемых теперь уже для большей части общества. Так происходит оттого, что эпоха реставрации выполнила свою экономическую задачу. “Нормальность” варьирует от страны к стране, от эпохи к эпохе – это может быть британская ограниченная монархия с парламентаризмом, но без конституции, или Третья Республика во Франции. В любом случае, Славная революция происходит при новом подъеме гражданской активности, возвращении интереса к политике, росте патриотизма. Она знаменует собой важнейшую веху в процессе формирования буржуазной нации.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 873

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх