Формирование гражданской идентичности в современном информационном пространстве: историческая политика и образовательные практики

 
Код статьиS207987840017582-9-1
DOI10.18254/S207987840017582-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Самарский государственный социально-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Самара
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Основное внимание в представленной статье уделено влиянию актуальной исторической политики, затрагивающей внешне- и внутриполитические интересы Российской Федерации (главным образом, в сферах межнациональных отношений и международного права) на образовательные стратегии властей, призванные содействовать или препятствовать процессу формирования российской гражданской идентичности. На конкретных исторических и современных примерах показано, что последний давно рассматривается в качестве гуманитарной технологии решения государственных задач в данной области. В современном информационном пространстве эта технология обладает кумулятивным эффектом с точки зрения распространения политически ангажированных версий отдельных страниц истории, особенно тесно связанных с формированием современного миропорядка. Соответственно в фокусе исследования – противоречия между исторической и образовательной политикой Российской Федерации, которые анализируются сквозь призму эволюции целевых установок властей в вопросах исторического образования и исторической памяти, их нормативно-правового регулирования и институционального обеспечения, а также реальных образовательных практик после 1991 г. Опыт нескольких лет (с 2014 г.) по введению историко-культурного стандарта преподавания школьного курса истории рассматривается как коллективная попытка власти и общества привести историческую и образовательную политику к общему содержательному и ценностному знаменателю. Особый акцент в статье сделан на проблемах профессиональной подготовки педагога к реализации государственной исторической и образовательной политики Российской Федерации в указанных рамках с учетом специфики современного информационного пространства. Выявлены как методологические, так и организационные ограничения в средней и высшей школе (прежде всего, на профильных факультетах педагогических вузов), которые оказывают существенное влияние на формирование гражданской идентичности посредством исторического образования, как на этапе подготовки педагогических кадров, так и в процессе изучения школьного курса истории.

Ключевые словаисторическая политика, образовательная политика, гражданская идентичность, историко-культурный стандарт
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (проект № 073-00065-21-01 от 14 июля 2021 г.).
Получено14.08.2021
Дата публикации05.12.2021
Кол-во символов33751
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 204

Оценка читателей: голосов 0

1. Белоусов Л. С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и новейшая история. 2019. Вып. 5. С. 166—178.

2. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011.

3. Историческая политика в XXI в. / сб. ст. под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

4. Колониальное знание в постколониальную эпоху: историческое моделирование асимметричных конфликтов. Том I. Историческое моделирование асимметричных конфликтов в эпоху «Холодной войны» / авторский коллектив: С. Г. Малкин, С. О. Буранок, Я. А. Левин, Д. А. Нестеров. Самара: СНЦ РАН, 2019.

5. Колониальное знание в постколониальную эпоху: историческое моделирование асимметричных конфликтов. Том II. Историческое моделирование асимметричных конфликтов в эпоху «Войны с террором» / авторский коллектив: С. Г. Малкин, С. О. Буранок, Я. А. Левин, Д. А. Нестеров. Самара: СНЦ РАН, 2020.

6. Пазин Р. В. О концепции преподавания учебного курса «История России» // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 8—9.

7. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А. И. Миллера и Д. В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020.

8. Репинецкий А. И., Кислова Н. Н. Историко-культурный стандарт как база формирования единого историко-культурного пространства Российской Федерации // Волжский вестник науки. 2017. № 4-6 (8-10). С. 91—94.

9. Согрин В. В. Школьные учебники и профессиональная историография // Новая и новейшая история. 2019. Вып. 5. С. 179—184.

10. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018.

11. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. Критически-творческие заметки на полях Концепции преподавания курса «История России» // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 10—13.

12. Фахретдинова А. П., Абакумова О. А. Различные подходы к гражданскому образованию в Великобритании // Вестник ТГПУ. 2017. № 14 (181). С. 128—132.

13. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа, 1992.

14. Чубуков А. С. Сравнение Историко-культурного стандарта 2014 и 2020 гг. // Преподавание истории в школе. 2021. №. 1. С. 14—18.

15. Hynd S. Small Warriors? Children and Youth in Colonial Insurgencies and Counterinsurgency, ca. 1945—1960 // Comparative studies in Society and History. 2020. Vol. 62. Is. 4. P. 684—713.

16. Ketelaar G. Citizenship Education in Northern Ireland: Emancipatory or Controlling? Saarbruecken: VDM Verlag, 2009.

17. Michaels J. H. An education in counterinsurgency // International Political Review. 2020. Is. 8. P. 11—20.

18. Nichol J., Mitchell M. England and Russia’s History Curricula: Identity: Commemoration: Significance and Perspective // Британия: история, культура, образование: сборник статей международной научной конференции. Вып. 4. / под науч. ред. А. Б. Соколова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 643—653.

19. Ricks T. E. The gamble: General David Petreus and the American military adventure in Iraq, 2006—2008. N. Y.: Penguin books, 2009.

20. Robinson L. Tell me how this ends: General David Petreus and the search for a way out of Iraq. N. Y.: Public Affairs, 2008.

21. Russell J. A. Counterinsurgency American style: Considering David Petraeus and twenty-first century irregular war // Small Wars & Insurgencies. 2014. Vol. 25. Is. 1. P. 69—90.

22. Suchkov M. A. Whose hybrid warfare? How “the hybrid warfare” concept shapes Russian discourse, military and political practice // Small Wars & Insurgencies. 2021. Vol. 32. Is. 3. P. 415—440.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх