Американская помощь Египту после начала «Арабской весны»: внутренние и внешние детерминанты

 
Код статьиS032120680005967-7-1
DOI10.31857/S032120680005967-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы54-74
Аннотация

Среди многочисленных реципиентов американской помощи есть особая группа привилегированных партнёров, в которую с момента заключения Кэмп-Дэвидских договоренностей (1978 г.) неизменно входил Египет. Однако свержение его многолетнего лидера Хосни Мубарака в ходе «арабской весны» в начале 2011 г. побудило США поставить вопрос о пересмотре подходов к оказанию поддержки Каиру. Реагируя на череду смен властных конфигураций в стране-партнёре, Белый дом и Конгресс пытались оказывать влияние на политику египетских властей посредством манипулирования блокировкой помощью и изменением условий её предоставления. Логика и динамика этих усилий, как и основные ограничения, предопределявшие их характер и результативность, не рассматривались отдельно ни в американских, ни в ближневосточных исследованиях. Выявлено, что США экспериментировали с крайне разнообразными механизмами обусловленной помощи, но чистоту эксперимента нарушало множество факторов – не только внешних, но и внутренних. Политическая экономия военной помощи Египту, предопределенная её «связанным» характером и рядом финансовых привилегий, ипостоянное давление оборонных компаний и произраильского лобби препятствовали следованию Вашингтоном жеёткой линии не меньше, чем стремление властей США получить выгоды от стратегического сотрудничества с Каиром или предотвратить усиление позиций конкурентов, в первую очередь, России. Египетские же власти отчётливо понимали логику действий партнёра и способы смягчения угроз блокировки помощи. Вкупе с щедрой поддержкой Каира монархиями Персидского залива это сыграло важную роль в том, что США оказались неспособны ускорить переход Египта к демократии в рассматриваемый период.

Ключевые словаСША, Египет, Израиль, «арабская весна», военная помощь, экономическая помощь, демократизация, права человека, контртерроризм, Б. Обама, Д. Трамп, Конгресс, военно-промышленный комплекс, лобби
Получено02.08.2019
Дата публикации02.08.2019
Кол-во символов53377
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Соединённые Штаты Америки уже почти три четверти века остаются крупнейшим мировым донором, широко применяющим инструменты поддержки зарубежных страндля обеспечения своихинтересов. Их уникальный опыт в данной области активно изучается и американистами, и исследоватлями проблем внешней политики по обе стороны Атлантики [Шакиров А.Р., 2011; Глазунова Е.Н., 2012; Хлебникова Л.Р., 2014; Fleck R.K. and Kilby C., 2001; Milner H.V. and Tingley D.H., 2010; Lancaster 2017; Callaway R.L., Matthews E.C., 2009; Zimmermann А.М., 2017 и др.]. США оказывают содействие более чем ста государствам мира, но ряд партнёров находится в особом, привилегированном положении. В их число входит и самая населённая страна арабского мира - Египет.

2 Заключив мир с Израилем 40 лет назад, в 1979 г., Египет стал одним из крупнейших реципиентов американской помощи. К 2019 г. он получил от США более 83,8 млрд долл. Из них примерно 60% предоставляется в виде военной помощи, которая уже много лет составляет около 1,3 млрд долл. в год и тратится исключительно на закупки военной продукции и услуг в США, и около 40% – в виде экономической помощи, объёмы которой с 1979 г. сократились почти в 10 раз: с 1,088 млрд долл. до 112,5 млн долл. в 2019 фин. году [1: 27].
3 В период правления Хосни Мубарака (1981–2011 гг.) помощь Египту считалась «политически неприкасаемой» [Clarke D.L., 1997], и целесообразность её оказания не ставилась под сомнение. Лишь в конце второго срока Дж. Буша-младшего (2005–2009) отдельные члены Конгресса безуспешно попытались обусловить помощь выполнением Каиром определённых политических требований, но натолкнулись на сопротивление тех законодателей, которые были, как показал Л. Бергер [Berger L., 2012], теснее других связаны с оборонными компаниями.
4 Свержение Х. Мубарака в ходе «арабской весны» в феврале 2011 г. и последующее турбулентное политическое развитие Египта заставилиСША гораздо более активно манипулировать помощью, обусловливать её, приостанавливать и возобновлять в зависимости от изменения ситуации в Каире. Эта практика, получившая широкое распространение при президенте Б. Обаме (2009–2017), продолжилась и при его преемнике президенте Д. Трампе.
5 Процесс использования Вашингтоном инструментов управления помощью для оказания политического давления на Египет после 2011 г. имел свою особую динамику и логику, которые заслуживают как можно более детального рассмотрения. Такая постановка проблемы является полностью новой как для американских, так и ближневосточных исследований. К тому же опубликованные труды по развитию американо-египетских отношений (например, Шумилин А.И., 2013; Jadallah, 2016; Zimmermann А. М., 2017; Hassan, 2017 и др.) не покрывают всего рассматриваемого периода. Решение заявленных задач может иметь и практическое значение ввиду расширения масштабов использования Россией механизмов внешней помощи, в том числа на Ближнем Востоке.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 690

Оценка читателей: голосов 0

1. Бартенев В.И., 2016. Американские программы помощи зарубежным странам в области безопасности: прошлое, настоящее, будущее (часть I). Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, № 4, c. 204–234.

2. Бартенев В.И., 2018. Блокирование помощи как элемент внешнеполитического инструментария США: dejure и defacto. Вестник МГИМО-Университета, № 6, c. 110–140.

3. Глазунова Е.Н., 2012. У истоков содействия международному развитию: американская программа технической помощи развивающимся странам Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, № 2, с. 126–157.

4. Хлебникова Л.Р., 2014. Инструменты внешней помощи в контексте американо-израильского взаимодействия (1948-2014). Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, № 3, с. 115–149.

5. Шакиров А.Р.,2012. США: Официальная помощь развитию. Мировая экономика и международные отношения, № 3, c. 43–51.

6. Шумилин А.И.,2013. США–Египет: в поисках новой модели партнёрства. США и Канада: экономика, политика, культура, №1, c.37-54.

7. Berger L., 2012. Guns, Butter, and Human Rights—the Congressional Politics of U.S. Aid to Egypt American Politics Research, vol.40, no.4, pp. 603-635.

8. Clarke D.L., 1997. US Security Assistance to Egypt and Israel: Politically Untouchable? Middle East Journal, vol. 51, no. 2, pp. 200–214.

9. Crawley M., 2016. ‘We Caved’ Politico Magazine. January-February 2016.

10. Fleck R.K., Kilby C., 2001. Foreign Aid and Domestic Politics: Voting in Сongress and the Allocation of USAID Contracts Southern Economic Journal, no.67, pp. 598–617.

11. Callaway R.L., Matthews E.G., 2008. Strategic US Foreign Assistance: The Battle between Human Rights and National Security. Aldershot: Ashgate. 219 p.

12. Gramer R., 2019. Lawmakers Warn Egyptian Leader Over Human Rights Abuses Foreign Policy. 09.04.2019.

13. Hassan O., 2017.The $74 Billion Problem: US–Egyptian Relations after the ‘Arab Awakening’ International Politics, vol. 54, no. 3, pp. 322-337.

14. Jadallah D. 2016. US Economic Aid in Egypt: Strategies for Democratisation and Reform in the Middle East. London: I.B. Tauris. 389 p.

15. Krieger Z., 2012. Egypt vs. Israel: How Congress Weighs the Risks of Cutting Our Aid to Cairo The Atlantic. 16.02.2012.

16. Lancaster C., 2007. Foreign Aid: Diplomacy, Development, Domestic Politics. Chicago, University of Chicago Press. 288 p.

17. McElhinny C. et al,. 2008. beyond the Water's Edge: Measuring the Internationalism of Congress. Washington, DC: Rowman & Littlefield, 238 p.

18. Milner H.V., Tingley D.H., 2010. The Political Economy of U.S. Foreign Aid: American Legislators and the Domestic Politics of Aid Economics and Politics, no.22, pp. 200–232.

19. Rogin J., 2012. Clinton Waives Restrictions on U.S. Aid to Egypt The Foreign Policy. 22.03.2012.

20. Schulberg J., 2014. The Military Coup in Thailand Is Putting the U.S. in an Awkward Position The New Republic. May 24, 2014.

21. Zimmermann A.M. 2017. U.S. Assistance, Development, and Hierarchy in the Middle East. New York: Palgrave Macmillan, 286 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх