U.S. Congress and policy of the Donald Trump administration with regard to Russia

 
PIIS032120680005617-2-1
DOI10.31857/S032120680005617-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 7
Pages78-95
Abstract

The article deals with the activities of senators and congressmen in the 115th and 116th US Congresses (through the first two months of the latter’s work in 2019), aimed at stepping up political and sanction pressure on Russia, limit freedom of actions of president Donald Trump with regard to Russia, and discredit all his possible attempts to resume working dialog with the Russian leadership. It is noted that a numerous coalition, consisting of the Republican and Democratic senators and congressmen, aimed at offering support to Ukraine and its protection from the «Russian aggression», emerged in the Congress as early as in 2014. The efforts of this «anti-Russian bloc» have continued under Trump. They consisted not only of harsh, although monotonous, anti-Russian rhetoric, but of introduction of a series of legislative initiatives, aimed against Russia’s interests. As a rule, they were sponsored by a group of both Republicans and Democrats, and if submitted to vote, they were passed by absolute, that is bipartisan majorities. Adoption of the Countering Adversaries of America through Sanctions Act in 2017 became the chief achievement of this bloc. It was passed by such a great majority that Trump was forced to sign it, at the same time accusing the Congress of violation of the presidential prerogatives. The bipartisan unity, however, did not work when Republicans turned down Democratic requests to disclose complete information on the negotiations between Trump and Russian president Vladimir Putin in Helsinki. In the author’s opinion, Russia is seen as an opponent both by Trump and the whole US ruling class, but the American president does not have a clear understanding of the goals and tasks in arranging relations with Russia. Consequently, the anti-Russian actions in the Congress are, first of all, an instrument of political pressure on Trump himself. As the elections of 2020 are coming closer, and the political struggles are sharpening, anti-Russian actions will acquire more various and harsh character, and the «Russian policy» may become one of the key themes of the forthcoming electoral campaign.

KeywordsRussian-American relations, U.S. Congress, Donald Trump, Republican party, Democratic party, Ukraine, sanctions
Received10.07.2019
Publication date10.07.2019
Number of characters46942
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе кампании 2016 г. по выборам президента США кандидат от Республиканской партии Д. Трамп сделал ряд заявлений, которые позволили наблюдателям ожидать нормализации отношений США с Россией в случае прихода Трампа к власти. Завоевание его партией большинства в обеих палатах Конгресса 115-го созыва повысило шансы на то, что новый президент будет иметь прочный тыл при проведении новой политики. В то же время специалисты прогнозировали, что одной из главных проблем для Трампа, которого истеблишмент Республиканской партии воспринимал как «чужеродный элемент», как раз и станет налаживание взаимодействия с собственной партией в Конгрессе.

2 Ситуация для Трампа осложнялась тем, что с конца 2016 г. в США активно муссировались утверждения о вмешательстве России в ход избирательной кампании с целью способствовать избранию Трампа. 6 января 2017 г. Управление директора Национальной разведки опубликовало несекретный вариант своего доклада о вмешательстве России в работу избирательной системы и обеих основных партий США, которое якобы осуществлялось по приказу российского президента В.В. Путина [1]. Подобные утверждения стали шаблоном для дальнейших бесконечных обвинений в адрес России, в том числе в Конгрессе. Ситуацию мало изменило и затянувшееся расследование, которое проводил специальный прокурор Р. Мюллер. Выборы в Конгресс 2018 года вызвали новую волну требований защитить избирательную систему и саму демократию США от российского вмешательства.
3 Вся эта кампания должна была в том числе ограничить свободу действий Трампа в отношениях с Россией и дискредитировать любые его возможные попытки возобновить нормальный диалог с российским руководством, представляя их как немотивированные уступки или прямую капитуляцию. В Конгрессе это облегчалось тем, что с 2014 г. там сложилась многочисленная двухпартийная группировка, основными целями которой были оказание поддержки Украине и защита её от «российской агрессии». Принятые усилиями этой группировки законы предусматривали в том числе меры давления на Россию и её должностных лиц.
4

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

В такой обстановке за рассмотрение «русского вопроса» взялся Конгресс 115-го созыва. В начале срока его полномочий Республиканская партия имела в Сенате 52 места против 46 у Демократической партии, в Палате представителей соотношение составляло соответственно 241 к 194. Первые демарши в отношении России юридических последствий не имели, но они наглядно показывали, в каком направлении будут развиваться события, и подтверждали, что антироссийские настроения в Конгрессе сохраняются и эволюционируют.

5 Уже 8 февраля 2017 г. сенатор-республиканец Л. Грэм (Южная Каролина) и 23 соавтора (19 демократов, 4 республиканца) внесли законопроект S.341 «О ревизии санкций против России» (Russia Sanctions Review Act of 2017). 27 апреля Комитет по банкам, жилью и городским делам провёл отдельные слушания по этому законопроекту [2]. Законом он так и не стал, но его появление на свет было знаменательным. Во-первых, он отражал недоверие Конгресса, в том числе членов собственной партии, к президенту, и неуверенность в устойчивости позиции Трампа; во-вторых, он стал шагом по пути усиления контроля законодательной власти над властью исполнительной.

Number of purchasers: 2, views: 1008

Readers community rating: votes 0

1. Zhuravlyova V.Yu., Bunina A.A. 2018. Promezhutochnye vybory 2018: demokraticheskij revansh. Rossiya i SShA v XXI veke. Vypusk 4. DOI: 0.18254/S0000057-9-1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000057-9-1/ (accessed 20.1.2019).

Система Orphus

Loading...
Up