Конгресс США и политика администрации Д. Трампа в отношении России

 
Код статьиS032120680005617-2-1
DOI10.31857/S032120680005617-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 7
Страницы78-95
Аннотация

В статье рассматриваются действия сенаторов и членов Палаты представителей Конгресса США 115-го и 116-го созывов (в первые два месяца его работы в 2019 г.), с целью усилить политическое и санкционное давление на Россию, ограничить свободу действий администрации президента Д. Трампа в отношении России, дискредитировать любые его возможные попытки возобновить нормальный диалог с российским руководством. Отмечается, что уже в 2014 г. в Конгрессе сложилась многочисленная группировка, состоявшая из членов Республиканской и Демократической партий, основными целями которой были оказание поддержки Украине и защита её от «российской агрессии». Деятельность «антироссийского блока» продолжилась при Трампе. Она характеризовалась не только жёсткой, хотя и однообразной, антироссийской риторикой, но и внесением ряда законодательных инициатив, направленных против интересов России. Чаще всего, их вносила группа республиканцев и демократов, а если они выносились на голосование, то принимались абсолютным, то есть двухпартийным большинством голосов. Главным успехом этого блока стало принятие в 2017 г. закона «О санкциях для противодействия недругам Америки». Он был принят таким большинством, что Трамп был вынужден подписать его, обвинив Конгресс в нарушении президентских прерогатив. Двухпартийное единство, однако, не сработало, когда республиканцы отклонили требования демократов раскрыть всю информацию о переговорах Трампа с российским президентом В.В. Путиным в Хельсинки. По мнению автора, для Трампа, как и для всего правящего класса США, Россия является противником, но ясного понимания целей и задач в выстраивании отношений с Россией у президента США нет. Поэтому антироссийские акции Конгресса – прежде всего средство политического нажима на самого Трампа. По мере приближения выборов 2020 г. и ужесточения политической борьбы антироссийские инициативы будут принимать более разнообразный и жёсткий характер, а «русская политика» может стать одним из лейтмотивов следующей избирательной кампании.

Ключевые словароссийско-американские отношения, Конгресс США, Д. Трамп, Республиканская партия, Демократическая партия, Украина, санкции
Получено10.07.2019
Дата публикации10.07.2019
Кол-во символов46942
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе кампании 2016 г. по выборам президента США кандидат от Республиканской партии Д. Трамп сделал ряд заявлений, которые позволили наблюдателям ожидать нормализации отношений США с Россией в случае прихода Трампа к власти. Завоевание его партией большинства в обеих палатах Конгресса 115-го созыва повысило шансы на то, что новый президент будет иметь прочный тыл при проведении новой политики. В то же время специалисты прогнозировали, что одной из главных проблем для Трампа, которого истеблишмент Республиканской партии воспринимал как «чужеродный элемент», как раз и станет налаживание взаимодействия с собственной партией в Конгрессе.

2 Ситуация для Трампа осложнялась тем, что с конца 2016 г. в США активно муссировались утверждения о вмешательстве России в ход избирательной кампании с целью способствовать избранию Трампа. 6 января 2017 г. Управление директора Национальной разведки опубликовало несекретный вариант своего доклада о вмешательстве России в работу избирательной системы и обеих основных партий США, которое якобы осуществлялось по приказу российского президента В.В. Путина [1]. Подобные утверждения стали шаблоном для дальнейших бесконечных обвинений в адрес России, в том числе в Конгрессе. Ситуацию мало изменило и затянувшееся расследование, которое проводил специальный прокурор Р. Мюллер. Выборы в Конгресс 2018 года вызвали новую волну требований защитить избирательную систему и саму демократию США от российского вмешательства.
3 Вся эта кампания должна была в том числе ограничить свободу действий Трампа в отношениях с Россией и дискредитировать любые его возможные попытки возобновить нормальный диалог с российским руководством, представляя их как немотивированные уступки или прямую капитуляцию. В Конгрессе это облегчалось тем, что с 2014 г. там сложилась многочисленная двухпартийная группировка, основными целями которой были оказание поддержки Украине и защита её от «российской агрессии». Принятые усилиями этой группировки законы предусматривали в том числе меры давления на Россию и её должностных лиц.
4

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

В такой обстановке за рассмотрение «русского вопроса» взялся Конгресс 115-го созыва. В начале срока его полномочий Республиканская партия имела в Сенате 52 места против 46 у Демократической партии, в Палате представителей соотношение составляло соответственно 241 к 194. Первые демарши в отношении России юридических последствий не имели, но они наглядно показывали, в каком направлении будут развиваться события, и подтверждали, что антироссийские настроения в Конгрессе сохраняются и эволюционируют.

5 Уже 8 февраля 2017 г. сенатор-республиканец Л. Грэм (Южная Каролина) и 23 соавтора (19 демократов, 4 республиканца) внесли законопроект S.341 «О ревизии санкций против России» (Russia Sanctions Review Act of 2017). 27 апреля Комитет по банкам, жилью и городским делам провёл отдельные слушания по этому законопроекту [2]. Законом он так и не стал, но его появление на свет было знаменательным. Во-первых, он отражал недоверие Конгресса, в том числе членов собственной партии, к президенту, и неуверенность в устойчивости позиции Трампа; во-вторых, он стал шагом по пути усиления контроля законодательной власти над властью исполнительной.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1039

Оценка читателей: голосов 0

1. Журавлёва В.Ю., Бунина А.А. 2018. Промежуточные выборы 2018: демократический реванш. Россия и США в XXI веке. Выпуск 4. DOI: 0.18254/S0000057-9-1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000057-9-1/ (accessed 20.1.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх