Формирование экономической политики США: процесс принятия решений

 
Код статьиS032120680004153-2-1
DOI10.31857/S032120680004153-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 3
Страницы23-37
Аннотация

В статье анализируются институты, механизмы и ограничители формирования экономической политики в США. Особое внимание уделено процессу ежегодного утверждения федерального бюджета. Здесь сталкиваются интересы партий, администрации и Конгресса, федерального центра и штатов, лоббистов разных уровней. Приход в Белый дом «несистемного» президента Д. Трампа, его резкие повороты во внутренней и внешней экономической политике ставят вопрос об устойчивости системы принятия решений и её эффективности при взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в США.

Ключевые словапроцесс принятия решений, законодательная ветвь власти, администрация, ФРС, судебная система, лоббизм, бюджетный процесс, долговой потолок
Получено04.03.2019
Дата публикации13.03.2019
Кол-во символов38451
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Американская система принятия решений основывается на механизме приведения к общему знаменателю национальных и разнонаправленных интересов различных корпораций, малого бизнеса, некоммерческих организаций и общественных групп, которые имеют легальные каналы давления и на законодательную, и на исполнительную ветвь власти. В идеале этот процесс должен улавливать смену общественных потребностей, ожиданий и требований.
2

Институты, механизмы, ограничители

 

Ведущими институтами, формирующими экономическую политику, являются исполнительная и законодательная ветви власти. Разделение полномочий между ними – основной механизм так называемых сдержек и противовесов, заложенный в Конституции.

3 Конгресс участвует в формировании экономической политики прежде всего через (а) законотворчество, (б) утверждение бюджета, (в) выработку рекомендательных резолюций, (г) утверждение договоров, (д) отчёты исполнительной власти, (е) слушания, расследования. Основное столкновение интересов и их балансировка происходит в ходе обсуждения законопроектов. Сам Конгресс имеет отработанный механизм принятия решений. Законопроекты проходят обкатку в соответствующих комитетах и подкомитетах. А различные слушания и принятие резолюций используются как инструмент давления на американскую администрацию и на правительства других стран [Журавлёва В.Ю., 2011].
4 Одной из основ взаимоограничения властей является право президентского вето на принятые Конгрессом законодательные акты. Он может преодолеть вето двумя третями голосов. Лидером в этом области был Ф. Рузвельт: он прибегал к вето 635 раз; Конгресс смог приостановить его решения только девять раз. Дж. Буш-младший и Б. Обама воспользовались своим правом вето по 12 раз (при этом Конгресс преодолел вето при администрации Буша четыре раза, а Обамы – один раз)1. Естественно, личность и мировоззрение президента оказывают существенное воздействие на формирование экономической политики. Это ярко проявилось с приходом в Белый дом Д. Трампа. Ведущие ведомства, поддерживаемые отдельными группами политической элиты, нередко навязывают свои стратегические приоритеты. Особую активность проявляет Министерство обороны. 1. Presidential-Vetoes. Available at: >>>> (accessed 10.10.2018).
5 Многое зависит от подбора команды2. Право президента назначать глав государственных агентств – удобный инструмент влиять на вектор экономической политики. Так, Д. Трамп, прилагая усилия, чтобы устранить ограничения для промышленности, связанные с защитой окружающей среды, во главе Агентства по защите окружающей среды рекомендовал (а республиканский сенат утвердил) С. Прюитта, который, будучи прокурором Оклахомы, неоднократно подавал в суд на эту организацию. Когда С. Прюитта сняли за неэтичное поведение, на это место был назначен его заместитель А. Виллер – бывший лоббист компаний угольной промышленности. Анализ данных на сайте Агентства показал, что оно резко снизило свою активность по сравнению с годами президентства Б. Обамы и Дж. Буша-младшего. 2. Президент подбирает в свой Кабинет министров основных должностных лиц, однако их кандидатуры утверждаются Сенатом. В Кабинет входят 15 министров, которые возглавляют министерства сельского хозяйства, торговли, обороны, образования, энергетики, здравоохранения и социальных служб, внутренней безопасности, жилищного и городского развития, юстиции, труда, внутренних дел, транспорта, по делам ветеранов, Федеральное казначейство и Государственный департамент. Руководители ЦРУ и Национальной разведки не входят в Кабинет министров, но утверждаются Сенатом.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1391

Оценка читателей: голосов 0

1. Журавлёва В.Ю. 2011. Перетягивание каната власти: взаимодействие Президен-та и Конгресса США. М.: ИМЭМО, 163 с.

2. США: возможности и пределы экономического и политического лидерства. 2016. Том I. / Отв. ред. Э.В. Кириченко. М.: ИМЭМО, 240 с.

3. Шлихтер А.А. 2015. «Социальные услуги в системе американского федерализ-ма». М., ИМЭМО, 144 с.

4. Никольская Г.Н. 2018. «Социальные и политические аспекты иммиграционной политики США» // Международная экономика. № 3, с. 44 – 42.

5. Кириченко Э.В. 2018. Федеральная резервная система США: пересмотр полити-ки // Международная экономика. № 5, с. 66 – 78.

6. Гринспен А. 2008. Эпоха потрясений. М.: Сколково.

7. Васильев В.С. 2017. Бюджетные приоритеты администрации Д.Трампа: общая концепция и алгоритм реализации // Россия и Америка в XXI веке. [Электронный журнал]. № 1.

8. Федеральный бюджет США в период президентства Барака Обамы. 2016 / Отв. ред. Лебедева Л.Ф. М.: Весь мир, 88 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх