Economic Policy Formation: Decision Making Process

 
PIIS032120680004153-2-1
DOI10.31857/S032120680004153-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 3
Pages23-37
Abstract

Without knowledge of the specifics of the American decision-making system, it is impossible to understand the individual steps of the administration to form and implement economic policy. This system is based on the mechanism of bringing to a common denominator the national interests and multidirectional interests of various corporations, small business, nonprofit organizations and public groups that have legal channels of pressure on the legislative branch and the executive branch of government. The article analyzes the institutions, mechanisms and constraints of economic policy formation, its decision-making process in the United States. The specificity of the decision-making process is particularly evident in the formation of fiscal policy. Here interests of parties, administration and the congress, the federal center and states, lobbyists of different levels collide. The election of "non-system" president D. Trump, and his sharp turns in domestic and foreign economic policy have raised questions about the sustainability of the system of decision-making and its effectiveness within the framework of the division of power between the legislative, executive and judicial branches in the United States.

Keywordsdecision-making process, legislative power, administration, FRS, judicial system, lobbism, budget process, debt ceiling
Received04.03.2019
Publication date13.03.2019
Number of characters38451
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Американская система принятия решений основывается на механизме приведения к общему знаменателю национальных и разнонаправленных интересов различных корпораций, малого бизнеса, некоммерческих организаций и общественных групп, которые имеют легальные каналы давления и на законодательную, и на исполнительную ветвь власти. В идеале этот процесс должен улавливать смену общественных потребностей, ожиданий и требований.
2

Институты, механизмы, ограничители

 

Ведущими институтами, формирующими экономическую политику, являются исполнительная и законодательная ветви власти. Разделение полномочий между ними – основной механизм так называемых сдержек и противовесов, заложенный в Конституции.

3 Конгресс участвует в формировании экономической политики прежде всего через (а) законотворчество, (б) утверждение бюджета, (в) выработку рекомендательных резолюций, (г) утверждение договоров, (д) отчёты исполнительной власти, (е) слушания, расследования. Основное столкновение интересов и их балансировка происходит в ходе обсуждения законопроектов. Сам Конгресс имеет отработанный механизм принятия решений. Законопроекты проходят обкатку в соответствующих комитетах и подкомитетах. А различные слушания и принятие резолюций используются как инструмент давления на американскую администрацию и на правительства других стран [Журавлёва В.Ю., 2011].
4 Одной из основ взаимоограничения властей является право президентского вето на принятые Конгрессом законодательные акты. Он может преодолеть вето двумя третями голосов. Лидером в этом области был Ф. Рузвельт: он прибегал к вето 635 раз; Конгресс смог приостановить его решения только девять раз. Дж. Буш-младший и Б. Обама воспользовались своим правом вето по 12 раз (при этом Конгресс преодолел вето при администрации Буша четыре раза, а Обамы – один раз)1. Естественно, личность и мировоззрение президента оказывают существенное воздействие на формирование экономической политики. Это ярко проявилось с приходом в Белый дом Д. Трампа. Ведущие ведомства, поддерживаемые отдельными группами политической элиты, нередко навязывают свои стратегические приоритеты. Особую активность проявляет Министерство обороны. 1. Presidential-Vetoes. Available at: >>>> (accessed 10.10.2018).
5 Многое зависит от подбора команды2. Право президента назначать глав государственных агентств – удобный инструмент влиять на вектор экономической политики. Так, Д. Трамп, прилагая усилия, чтобы устранить ограничения для промышленности, связанные с защитой окружающей среды, во главе Агентства по защите окружающей среды рекомендовал (а республиканский сенат утвердил) С. Прюитта, который, будучи прокурором Оклахомы, неоднократно подавал в суд на эту организацию. Когда С. Прюитта сняли за неэтичное поведение, на это место был назначен его заместитель А. Виллер – бывший лоббист компаний угольной промышленности. Анализ данных на сайте Агентства показал, что оно резко снизило свою активность по сравнению с годами президентства Б. Обамы и Дж. Буша-младшего. 2. Президент подбирает в свой Кабинет министров основных должностных лиц, однако их кандидатуры утверждаются Сенатом. В Кабинет входят 15 министров, которые возглавляют министерства сельского хозяйства, торговли, обороны, образования, энергетики, здравоохранения и социальных служб, внутренней безопасности, жилищного и городского развития, юстиции, труда, внутренних дел, транспорта, по делам ветеранов, Федеральное казначейство и Государственный департамент. Руководители ЦРУ и Национальной разведки не входят в Кабинет министров, но утверждаются Сенатом.

Number of purchasers: 2, views: 1389

Readers community rating: votes 0

1. Zhuravlyova V.Yu. 2011. Peretyagivanie kanata vlasti: vzaimodejstvie Preziden-ta i Kongressa SShA. M.: IMEhMO, 163 s.

2. SShA: vozmozhnosti i predely ehkonomicheskogo i politicheskogo liderstva. 2016. Tom I. / Otv. red. Eh.V. Kirichenko. M.: IMEhMO, 240 s.

3. Shlikhter A.A. 2015. «Sotsial'nye uslugi v sisteme amerikanskogo federaliz-ma». M., IMEhMO, 144 s.

4. Nikol'skaya G.N. 2018. «Sotsial'nye i politicheskie aspekty immigratsionnoj politiki SShA» // Mezhdunarodnaya ehkonomika. № 3, s. 44 – 42.

5. Kirichenko Eh.V. 2018. Federal'naya rezervnaya sistema SShA: peresmotr politi-ki // Mezhdunarodnaya ehkonomika. № 5, s. 66 – 78.

6. Grinspen A. 2008. Ehpokha potryasenij. M.: Skolkovo.

7. Vasil'ev V.S. 2017. Byudzhetnye prioritety administratsii D.Trampa: obschaya kontseptsiya i algoritm realizatsii // Rossiya i Amerika v XXI veke. [Ehlektronnyj zhurnal]. № 1.

8. Federal'nyj byudzhet SShA v period prezidentstva Baraka Obamy. 2016 / Otv. red. Lebedeva L.F. M.: Ves' mir, 88 s.

Система Orphus

Loading...
Up