Савкина И. Пути, перепутья и тупики русской женской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с. (Серия “Гендерные исследования”)

 
Код статьиS160578800027395-0-1
DOI10.31857/S160578800027395-0
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 4
Страницы100-102
Аннотация

               

Ключевые слова
Источник финансированияРецензия написана при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10100, https://rscf.ru/project/19-78-10100/) в ИМЛИ РАН
Получено28.09.2023
Дата публикации29.09.2023
Кол-во символов10450
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 И.Л. Савкина, одна из основоположниц литературоведческой гендеристики в России, среди первых исследовавшая женские эго-документы и жанр женской автобиографии, выпустила новую книгу. Точнее, книга не совсем новая, поскольку в нее вошли написанные ранее статьи, однако, собранные в один том, они стали читаться иначе, образовав единый мыслительный континуум, единый текст, по прочтении которого выстраивается образ русской женской литературы – понятие, которое до сих пор едва ли приобрело полные права гражданства в критическом и литературоведческом дискурсе, да и шире – в сознании публики. Однако именно такая книга – высоко профессиональная и при этом написанная легко, старающаяся держаться объективности (т.е. дающая право голоса и скептикам, и адептам других “лагерейˮ), но не отрекающаяся от авторского “голосаˮ и авторской позиции, – и способна хоть отчасти изменить ситуацию.
2 В томе пять разделов: “О женской прозе без кавычекˮ, «“Книги, всем понятные”: писательницы в современной российской массовой литературе», “Гендер по-русски: преграды и пределы. Российская критика XIX–XXI веков о женской литературе и гендерных исследованияхˮ, “Девочки, барышни, бабушки, старухи (женские образы в русской литературе)ˮ и «“Пишу себя…”: о женских автодокументальных текстах». Названия разделов говорят сами за себя: в первом обсуждаются особенности русской женской литературы с первой половины XIX по конец XX столетия, те пределы и ограничения, которые испытывали на себе пишущие женщины, во втором – массовая женская литература, ее неписаные законы и отличия от соответствующей литературной продукции в Западной Европе, в третьем – критическая рецепция как произведений писательниц, так и гендерной оптики в литературоведении вообще. Четвертый раздел посвящен тому, как конструируются женские образы, принадлежащие к разным социальным группам, прежде всего возрастным, в литературных текстах, написанных как женщинами, так и мужчинами, а пятый – женским автодокументальным текстам.
3 Надо сказать, что такая структура книги не бесспорна – хоть и имеет свои достоинства. Так, читатель порой может почувствовать себя несколько сбитым с толку, “скачаˮ зигзагами по хронологии – начинается всё с Карамзина, а потом вдруг читаем про “Кысьˮ Т. Толстой и про Д. Донцову, а затем опять возникает первая половина XIX в., а потом вновь современность, и вдруг снова XIX столетие, и так далее, по кругу… Зато не приходится скучать – впечатления сменяются впечатлениями, как пейзажи в окне – то ли кареты, то ли автомобиля. Да и сами статьи внутри названных разделов, кажется, легко могли бы поменяться местами: скажем, глава «“А старость вот она, рядом”: репрезентации старости и старения в дневниках советского времени» просится встать рядом с двумя статьями о женской старости из предыдущего, четвертого, раздела. А глава «“Прехорошенький городок”: женские путевые заметки первой половины XIX века о Тверском крае» логично смотрелась бы в первом разделе, где речь идет о специфике женского взгляда и “правилахˮ женского письма. Вообще, построение книги обнаруживает некоторую искусственность, необязательность – хотя это и не влияет на общее впечатление: в итоге прочтения, как уже говорилось выше, возникает целостный взгляд на русскую женскую литературу в ее константах и ее эволюции. Но этот целостный взгляд выстраивается в сознании всё равно в хронологической перспективе и вне зависимости от очередности расположения и прочтения статей – как бы автор и, возможно, редакторы книги ни пытались уйти от “надоевшегоˮ и, вероятно, мыслящегося недостаточно концептуальным хронологического построения тома.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 100

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх