Судьба иранской сделки: Д. Трамп и группы интересов

 
Код статьиS032120680003762-2-1
DOI10.31857/S032120680003762-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Должность: профессор
Аффилиация: Саратовский гос. университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы5-24
Аннотация

Статья посвящена анализу процесса обсуждения в США возможности и необходимости пересмотра Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного в 2015 г. международной группой посредников «5+1» и Ираном. В контексте истории формирования и основных параметров СВПД авторы изучают эволюцию отношения президента Д. Трампа к данному соглашению, политику его администрации, а так-же основные представления о настоящем и будущем «иранской сделки» представителей тех групп интересов (консерваторов, неоконсерваторов, реалистов и неолибералов), которые принимают участие в формировании американского внешнеполитического курса. В статье подчёркивается, что американская элита оказалась расколота по вопросу жизнеспособности этого документа. Консерваторы и неоконсерваторы выступают за полный выход из СВПД и заключение нового соглашения, которое исключит возрождение иранской ядерной программы. Реалисты-республиканцы поддерживают соглашение, однако видят возможность его сохранения только в контексте обеспечения регионального баланса сил. Неолибералы и их союзники-демократы категорически возражают против выхода из сделки, поскольку это чревато тяжёлыми стратегическими потерями для США и гарантированно приведёт к возобновлению ядерной программы Ирана. Делается вывод, что поскольку демократы на промежуточных выборах 2018 г. получили контроль над Палатой представителей, группы могут начать поиск двухпартийного консенсуса по данному вопросу.

Ключевые словаД. Трамп, Б. Обама, СВПД, иранская ядерная программа, консерваторы, неоконсерваторы, реалисты, неолибералы
Получено01.02.2019
Дата публикации06.02.2019
Кол-во символов54730
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Решение президента Д. Трампа о выходе США из ядерной сделки с Ираном, достигнутой в период предшествующей администрации Б. Обамы, было неоднозначно встречено как в самих Соединённых Штатах, так и в мире в целом. При этом следует констатировать, что в настоящий момент расхождения во взглядах политических элит США на смысл и будущее СВДП представляет одну из самых больших угроз как ближневосточной, так и глобальной стабильности.
2 Как известно, переговоры с Ираном по вопросу ограничения его ядерной программы начались в 2004 г., когда были обнаружены неучтённые МАГАТЭ центрифуги для обогащения урана. Сначала переговоры вела так называемая «евротройка» (Франция, Великобритания и ФРГ), а с июня 2006 г. «шестёрка» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), т.е. в формате «5+1». В 2013 г. в результате многолетнего процесса переговоров появились первые результаты, а именно было подписано промежуточное Женевское соглашение (Совместный план действий). Итоговое соглашение, собственно СВПД, было заключено 14 июля 2015 г. в Вене.
3 Смысл последнего заключается в том, чтобы ограничить размах ядерной программы Ирана и придать ей мирную направленность в обмен на отмену санкций. Соглашение состоит из так называемых «закатных» (sunset) положений, что должно ассоциироваться с «постепенным угасанием» программы. Их цель – недопущение создания условий для её продолжения, а также сокращения «периода прорыва», т.е. сроков изготовления начинки одного ядерного заряда, с 2–3 месяцев до одного года.
4 Важнейшие «закатные» положения СВПД заключаются в следующем. Во-первых, в документе прописывалась необходимость сокращения запасов низкообогащенного урана (3,67%) до 300 кг на 15 лет. Во-вторых, предусматривалось уменьшение числа используемых центрифуг с 19 тыс. до 6104 единиц (неработающие должны консервироваться) на 10 лет. В-третьих, указывалось на необходимость перепрофилирования существующих ядерных центров Фордо и Арак с переносом процесса обогащения урана на объект в Натанзе на 15 лет. В-четвёртых, МАГАТЭ должно осуществлять мониторинг выполнения соглашения через полный доступ ко всем ядерным объектам в Иране в течение 20–25 лет.
5 В документах СВПД указывается, что санкции против Ирана будут отменяться по мере выполнения соглашения иранской стороной. В случае нарушения Тегераном своей части обязательств, санкции должны быть восстановлены. 20 июля 2015 г. СБ ООН в резолюции № 2231 поддержал соглашение, заявив об отмене иранских санкций в течение 10 лет.
6 Как известно, СВПД подавался администрацией Обамы как одно из важнейших её достижений во внешнеполитической сфере. Тем не менее, соглашение отнюдь не встретило единодушного одобрение американского политического истеблишмента. Хотя в Конгрессе США открыто против СВПД выступила только часть республиканцев, общая настороженность проявилась, например, в том, что уже в мае 2015 г. законодатели приняли закон «О рассмотрении ядерного соглашения с Ираном» (Iran Nuclear Agreement Review Act, INARA). Он предусматривал пересмотр любого соглашения между государствами «5+1» и Ираном, в случае если последний всё же будет добиваться получения ядерного оружия. Причём закон был одобрен практически всеми фракциями Конгресса с абсолютным перевесом: в Сенате 98 голосов «за» – 1 голос «против», а в Палате представителей 400 «за» – 25 «против». Что же касается попыток со стороны республиканцев, имевших большинство в обеих палатах, вообще заблокировать СВПД, то они всё же не увенчались успехом [Munson L., Jaffer J., 2016].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1578

Оценка читателей: голосов 0

1. Carafano J. Top 3 Takeaways for PompeoТs New Deal for Iran // The National Inter-est, 26.05.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/top-3-takeaways-pompeos-new-deal-iran-25989 (accessed 17.10.2018).

2. Carroll J.P. This Is TrumpТs Foreign Policy, A Conversation with Top Trump Advis-er Dr. Walid Phares // The Daily Caller, 4.06.2016. Available at: https://dailycaller.com/2016/07/04/exclusive-this-is-trump-foreign-policy-a-conversation-with-top-trump-adviser-dr-walid-phares/ (accessed 21.10.2018).

3. Dalton M. How Congress Could Amend the Iran Nuclear Deal // Fortune, 16.10.2017. Available at: http://fortune.com/2017/10/16/president-trump-iran-nuclear-deal-congress/ (accessed 16.10.2018).

4. Liderman J., Lee M. 2018.Trump Pushing Europe to Fix Iran Deal He May Blow Up Anyway // Business Insider, 21.03.2018. Available at: https://www.businessinsider.com/ap-trump-pushing-europe-to-fix-iran-deal-he-may-blow-up-anyway-2018-3 (accessed 04.11.2018);

5. Maloney S. TrumpТs New National Security Team: Disaster For The Iran Nuclear Deal // Global Trade, 13.04.2018. Available at: http://www.globaltrademag.com/global-trade-daily/trumps-new-national-security-team-disaster-for-the-iran-nuclear-deal (accessed 21.10.2018).

6. Munson L., Jaffer J. Setting the Record Straight on CongressТs Review of the Obama-Iran Nuclear Deal // National Review, 17.11.2016. Available at: https://www.nationalreview.com/2016/11/iran-nuclear-deal-congress-review-obama-deal-was-important-inara/ (accessed 20.10.2018).

7. Rohac D., Ansari R. An EconomistТs Fix to the Iran Deal // The National Interest, 11.06.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/economists-fix-the-iran-deal-26166 (accessed 22.10.2018).

8. Rubin M. Iran Nuclear Deal was Doomed from the Start // The National Interest, 9.05.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/irans-nuclear-deal-was-doomed-the-start-25757 (accessed 13.10.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх