The Iranian Deal Fate: D. Trump and Interest Groups

 
PIIS032120680003762-2-1
DOI10.31857/S032120680003762-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Saratov Chernyshevsky State University
Address: Russian Federation, Saratov
Occupation: Professor
Affiliation: Saratov State University. N.G. Chernyshevsky
Address: Russian Federation
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 2
Pages5-24
Abstract

The article is devoted to the study of the process of discussing in the U.S. the possibility and need to revise the Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA), signed in 2015 by the international group of mediators “5+1” and Iran. In the context of the history of forming and basic parameters of the JCPOA the authors analyze the evolution of the President D. Trump’s attitude toward the agreement, policy of his administration, as well as basic understandings of the present and future of the Iranian deal of those interest groups (conservatives, neocon-servatives, realists, and neoliberals), which participate in forming the American foreign policy. It is underscored in the article that the American foreign policy elite turns out to be divided on the issue of the viability of the Iranian deal. The conservatives and neoconservatives demand the total withdrawal from the JCPOA and conclusion a new agreement, which would prevent the revival of the Iranian nuclear program. The Republican realists support the deal, however they see the possibility to preserve it only in the context of providing the regional balance of power. The neoliberals and their Democratic allies totally oppose the withdrawal from the agreement, because it can lead to heavy strategic losses for the U.S. and guarantee restarting the Iranian nuclear program. It is concluded that, if Democrats succeed in the 2018 midterm elections, the groups can start searching the bipartisan consensus.

KeywordsD. Trump, B. Obama, JCPOA, Iranian nuclear program, conservatives, neoconservatives, realists, neoliberals
Received01.02.2019
Publication date06.02.2019
Number of characters54730
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Решение президента Д. Трампа о выходе США из ядерной сделки с Ираном, достигнутой в период предшествующей администрации Б. Обамы, было неоднозначно встречено как в самих Соединённых Штатах, так и в мире в целом. При этом следует констатировать, что в настоящий момент расхождения во взглядах политических элит США на смысл и будущее СВДП представляет одну из самых больших угроз как ближневосточной, так и глобальной стабильности.
2 Как известно, переговоры с Ираном по вопросу ограничения его ядерной программы начались в 2004 г., когда были обнаружены неучтённые МАГАТЭ центрифуги для обогащения урана. Сначала переговоры вела так называемая «евротройка» (Франция, Великобритания и ФРГ), а с июня 2006 г. «шестёрка» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), т.е. в формате «5+1». В 2013 г. в результате многолетнего процесса переговоров появились первые результаты, а именно было подписано промежуточное Женевское соглашение (Совместный план действий). Итоговое соглашение, собственно СВПД, было заключено 14 июля 2015 г. в Вене.
3 Смысл последнего заключается в том, чтобы ограничить размах ядерной программы Ирана и придать ей мирную направленность в обмен на отмену санкций. Соглашение состоит из так называемых «закатных» (sunset) положений, что должно ассоциироваться с «постепенным угасанием» программы. Их цель – недопущение создания условий для её продолжения, а также сокращения «периода прорыва», т.е. сроков изготовления начинки одного ядерного заряда, с 2–3 месяцев до одного года.
4 Важнейшие «закатные» положения СВПД заключаются в следующем. Во-первых, в документе прописывалась необходимость сокращения запасов низкообогащенного урана (3,67%) до 300 кг на 15 лет. Во-вторых, предусматривалось уменьшение числа используемых центрифуг с 19 тыс. до 6104 единиц (неработающие должны консервироваться) на 10 лет. В-третьих, указывалось на необходимость перепрофилирования существующих ядерных центров Фордо и Арак с переносом процесса обогащения урана на объект в Натанзе на 15 лет. В-четвёртых, МАГАТЭ должно осуществлять мониторинг выполнения соглашения через полный доступ ко всем ядерным объектам в Иране в течение 20–25 лет.
5 В документах СВПД указывается, что санкции против Ирана будут отменяться по мере выполнения соглашения иранской стороной. В случае нарушения Тегераном своей части обязательств, санкции должны быть восстановлены. 20 июля 2015 г. СБ ООН в резолюции № 2231 поддержал соглашение, заявив об отмене иранских санкций в течение 10 лет.
6 Как известно, СВПД подавался администрацией Обамы как одно из важнейших её достижений во внешнеполитической сфере. Тем не менее, соглашение отнюдь не встретило единодушного одобрение американского политического истеблишмента. Хотя в Конгрессе США открыто против СВПД выступила только часть республиканцев, общая настороженность проявилась, например, в том, что уже в мае 2015 г. законодатели приняли закон «О рассмотрении ядерного соглашения с Ираном» (Iran Nuclear Agreement Review Act, INARA). Он предусматривал пересмотр любого соглашения между государствами «5+1» и Ираном, в случае если последний всё же будет добиваться получения ядерного оружия. Причём закон был одобрен практически всеми фракциями Конгресса с абсолютным перевесом: в Сенате 98 голосов «за» – 1 голос «против», а в Палате представителей 400 «за» – 25 «против». Что же касается попыток со стороны республиканцев, имевших большинство в обеих палатах, вообще заблокировать СВПД, то они всё же не увенчались успехом [Munson L., Jaffer J., 2016].

Number of purchasers: 2, views: 1581

Readers community rating: votes 0

1. Carafano J. Top 3 Takeaways for PompeoTs New Deal for Iran // The National Inter-est, 26.05.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/top-3-takeaways-pompeos-new-deal-iran-25989 (accessed 17.10.2018).

2. Carroll J.P. This Is TrumpTs Foreign Policy, A Conversation with Top Trump Advis-er Dr. Walid Phares // The Daily Caller, 4.06.2016. Available at: https://dailycaller.com/2016/07/04/exclusive-this-is-trump-foreign-policy-a-conversation-with-top-trump-adviser-dr-walid-phares/ (accessed 21.10.2018).

3. Dalton M. How Congress Could Amend the Iran Nuclear Deal // Fortune, 16.10.2017. Available at: http://fortune.com/2017/10/16/president-trump-iran-nuclear-deal-congress/ (accessed 16.10.2018).

4. Liderman J., Lee M. 2018.Trump Pushing Europe to Fix Iran Deal He May Blow Up Anyway // Business Insider, 21.03.2018. Available at: https://www.businessinsider.com/ap-trump-pushing-europe-to-fix-iran-deal-he-may-blow-up-anyway-2018-3 (accessed 04.11.2018);

5. Maloney S. TrumpTs New National Security Team: Disaster For The Iran Nuclear Deal // Global Trade, 13.04.2018. Available at: http://www.globaltrademag.com/global-trade-daily/trumps-new-national-security-team-disaster-for-the-iran-nuclear-deal (accessed 21.10.2018).

6. Munson L., Jaffer J. Setting the Record Straight on CongressTs Review of the Obama-Iran Nuclear Deal // National Review, 17.11.2016. Available at: https://www.nationalreview.com/2016/11/iran-nuclear-deal-congress-review-obama-deal-was-important-inara/ (accessed 20.10.2018).

7. Rohac D., Ansari R. An EconomistTs Fix to the Iran Deal // The National Interest, 11.06.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/economists-fix-the-iran-deal-26166 (accessed 22.10.2018).

8. Rubin M. Iran Nuclear Deal was Doomed from the Start // The National Interest, 9.05.2018. Available at: https://nationalinterest.org/feature/irans-nuclear-deal-was-doomed-the-start-25757 (accessed 13.10.2018).

Система Orphus

Loading...
Up