Чешское «язычество» и «Славянские древности»: чешская средневековая традиция

 
Код статьиS0869544X0008604-7-1
DOI10.31857/S0869544X0008604-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32а
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы11-17
Аннотация

Статья посвящена проблеме достоверности сведений чешских средневековых источников о дохристианских обычаях славян. Западнославянские хронисты (как и западноевропейские анналы) при описании славянских языческих божеств ориентировались на латинский образец. Судя по сравнительному материалу, который содержит этнолингвистический словарь «Славянские древности», отдельные описанные средневековыми хрониками  фольклорные мотивы и обряды могли относиться к эпохе составления средневековых хроник (Козьмы Пражского,  Вацлава Гаека и др.), но не к дохристианским древностям. 

Ключевые словачешское язычество, славянские боги, Козьма Пражский, Вацлав Гаек, «Славянские древности»
Получено23.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов16953
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сохранность мифологических традиций в разных европейских регионах связана со спецификой их фиксации. Собственно славянские дохристианские мифы не сохранились, в отличие от мифов скандинавов: славянские боги были описаны «извне» миссионерами или монахами-летописцами (как пантеон Владимира в Начальной летописи и ее продолжениях вплоть до Густынской летописи XVII в.), мифологические сюжеты воспринимались ими как кощунственные. Регионы с победившей христианской государственностью не сохранили «языческих» традиций, относящихся к «высшему» божественному уровню, уникальным остается список богов Владимирова пантеона в ПВЛ; список богов у более позднего польского хрониста Яна Длугоша явно ориентирован на латинскую ученую традицию. Скудость этих источников в отношении славянской традиции была специально отмечена В.Н. Топоровым [1] в ст. Боги 1, подготовленной для первого тома этнолингвистического словаря «Славянские древности» [3] (далее – СД), ориентированного на исследование общеславянских архаических традиций. 1. Несколько более оптимистичным в отношении реконструкции исторических корней пантеона Длугоша был А. Гейштор [2. С. 176–181], но «очарование концепции Ж. Дюмезиля», на которую опирался польский исследователь славянской мифологии, «успело поблекнуть», по характеристике К. Модзелевского [2. С.8].
2 Скудостью отличается в отношении языческих представлений и чешская традиция. В раннем Средневековье Козьма Пражский (начало XII в.) явно ориентировался на латинский образец при описании языческих богов и обрядов чехов (ср. [4. S. 165]; [5. С. 164 и сл.]; [6. S. 22 ff]): воинственные языческие князья поклонялись у него Марсу и Беллоне, некие «эвмениды» обучали чехов магическим актам перед боем, одна из них – прорицательница повелела перед битвой принести осла в жертву «верховному богу Юпитеру, Марсу и его сестре Беллоне, а также зятю Цереры» (Плутону – см. [7. I. 11])2. Козьма отметил отказ от языческих обрядов, в том числе, брачного и погребального при Бржетиславе I [7. II. 4]. Тот же хронист продолжал рассказ о язычестве в книге III (1): Бржетислав II (1092 г.) «изгнал из своего королевства всех вещунов, волшебников и прорицателей, а также во многих местах выкорчевал и предал огню рощи, почитавшиеся священными простым народом. Он объявил войну против суеверных обрядов, которые соблюдались крестьянами, еще полуязычниками, по вторникам или средам на троицыной неделе, когда они, убивая животных у источников, приносили их в жертву злым духам», запретил игрища, пьянство, ряжение и т.п. (ср. [8. С. 128 и сл.]; о сохранении перечисленных пережитков см. [9. С. 199 и сл.]). Заметим, что эти запреты соответствовали решениям Вселенских соборов, были общим местом христианской книжности (запреты восходили к посланиям апостола Павла), и вряд ли могут свидетельствовать о развитии у славян «полидоксии» (поклонению объектам природы), в противоположность политеизму (как думал Х. Ловмянский [5. С. 166 и сл.]). Латинский термин полуязычники (semipagani) напоминает древнерусский книжный термин двоеверие, календарные обычаи, связанные с почитанием растительности, сохранялись во всем славянском мире, несмотря на церковные запреты (см. [10]), но латинские и библейские образцы оказываются самодовлеющими при описании конкретных обрядов у Козьмы и его последователей. 2. Впрочем, сюжет о гаданиях и функциях прорицательниц у Козьмы требует специального рассмотрения, учитывая распространенность таких сюжетов у европейских народов раннего Средневековья. Прорицательница у Козьмы предрекла избавление от смерти в бою своему пасынку, но ее магия оказалась все же вредоносной [ 7. I, 12].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 525

Оценка читателей: голосов 0

1. Топоров В.Н. Боги // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 1995. Т. 1.

2. Гейштор А. Мифология славян / Пер. А.М. Шпирта. М., 2014.

3. Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общей ред. Н.И. Толстого. М., 1995–2012. Т. 1–5.

4. Niederle L. Slovanske? staroz?itnosti // Oddi?l kulturni?. D. 2, Sv. 1. Praha, 1916.

5. Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок / Пер. с польск. М.В. Ковальковой. СПб., 2003.

6. Trestik D. Myty kmene Cechu (7.–10 stoleti). Praha, 2008.

7. Козьма Пражский. Чешская хроника / Вступ. ст., пер. и комм. Г.Э. Санчука. Отв. ред. Л.В. Разумовская и В.С. Соколов. М., 1962.

8. Флоря Б.Н. Принятие христианства в Великой Моравии, Чехии и Польше // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. М., 1988.

9. Громанн Й.В. Языческие обряды и поверья западных славян (Чехия и Моравия) / Ред. В. Бондаренко. М., 2015.

10. Агапкина Т.А. Троица // Славянские древности. М., 2012. Т. 5.

11. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ, князья, религия // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1.

12. Дюмезиль Ж.Э. Религия Древнего Рима / Пер. с франц. Т.И. Смилянской под ред. Ф.А. Пирвица и Т.Г. Сидаша. СПб., 2018.

13. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима / Пер. с франц. И. Эльфонд. Екатеринбург. М., 2008.

14. Минаева О. Консекрационни ритули в царската идеология на езическите българи // Изкуство & идеология / Ред. К. Рабаджиев и др. София, 2012.

15. Петрухин В.Я. Государевы лапти // Живая старина. 2004. № 3. С. 23-24.

16. Веселовский А.Н. Избранное: эпические и обрядовые традиции / Сост. Т.В. Говенько. М., 2013.

17. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Обувь // Славянские древности. М., 2004. Т. 3.

18. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Гетика / Пер. с лат. и комм. Е.Ч. Скржинской. М., 1960.

19. Мельников Г.П. Первые князья из рода Пршемысловцев в «Чешской хронике» Вацлава Гаека: создание исторической фикции и ее цели // Славянский мир в третьем тысячелетии: этнические, конфессиональные, социокультурные компоненты идентичности народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы / Отв. ред. Е.С. Узенева. М., 2017.

20. Гинзбург К. Ножницы Ари Варбурга // Одиссей: человек в истории. 2015–2016. М., 2017.

21. Bruckner A. Mitologia slowianska i polska / Opracowanie S. Urbanczyk. Warszawa, 1980.

22. Михайлов Н. История славянской мифологии в ХХ веке / Отв. ред. С.М. Толстая, В.Я. Петрухин. М., 2017.

23. Топоров В.Н. Предистория литературы у славян: опыт реконструкции. М., 1998.

24. Соколова Л.В. Жля // Энциклопедия «Слова о Полку Игореве» / Отв. ред. О.Н. Творогов. СПб., 1995. Т. 2.

25. Полное собрание русских летописей. М., 1998. Т. II.

26. Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. III.

27. Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // Славянские древности. М., 1995. Т. 1.

28. Левкиевская Е.Е. Ногти// Славянские древности. М., 2004. Т. 3.

29. Потин В.М. Монеты в погребениях древней Руси и их значение для археологии и этнографии // Труды гос. Эрмитажа. Л., 1971. Т. XII.

30. Агапкина Т.А., Плотникова А.А. Деньги// Славянские древности. М., 1999. Т. 2.

31. Vaclav Hajek z Libocan. Kronika ceska. Praha, 2016.

32. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Ворота// Славянские древности. М., 1995. Т. 1.

33. Blahova M. Kroniky doby Karla IV. Praha, 1987.

34. Турек Р. Либице: Княжеское городище Х-го века. Прага, 1966–1969.

35. Предания языческой старины западных славян // Авт.-сост. Й.В. Громанн / Пер. Волхв Богумил. М., 2014.

36. Петрухин В.Я. Вещий Олег и «могила в Ладоге» // «Земля наша велика и обильна»: сб. статей посвященный 90-летию А.Н. Кирпичникова / Отв. ред. С.В. Белецкий. СПб., 2019.

37. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века / Пер. Е. Лебедевой. М., 2008.

38. Бибиков М.В. Илья Муромец в Афонской традиции // Древнейшие государства Восточной Европы 2016. М., 2018.

39. Путевые записки Эриха Лассоты, отправленного римским императором Рудольфом II к запорожцам в 1584 г. / Пер. и примеч. Ф. Бруна. СПб., 1873.

40. Лопухина Е. В., Флоря Б. Н. Илия Муромец // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. XXII.

41. Груневег М. (отец Венцеслав): духовник Марины Мнишек. Записки о торговой поездке в Москву в 1585–1585 гг. / Сост. А.Л. Хорошкевич. М., 2013.

42. Миллер Вс. Очерки русской народной словесности: Былевой эпос. М., 2013.

43. Белова О.В. Толстая С.М. Кости // Славянские древности. М., 1999. Т. 2.

44. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества / Отв. ред. С.М. Толстая. М., 2003.

45. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / Сокр. пер. с франц. А.З. Алмазовой. М., 1990.

46. Гримм Я. Германская мифология / Пер. Д.С. Колчигина. М., 2019. Т. I.

47. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды: Легенда о возвращающемся императоре // Журнал министерства народного просвещения. № 4–5. 1875.

48. Харват П. Проявления дохристианской идеологии в археологическом материале раннесредневековой Чехии // Раннефеодальные славянские государства и народности (проблемы идеологи и культуры) / Studia Balcanica 20 / Отв. ред. В. Тыпков-Заимова. София. 1991.

49. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх