Reason and Revelation. J.G. Hamann's Criticism of I. Kant's theological views

 
PIIS271326680028898-7-1
DOI10.18254/S271326680028898-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Contemporary Problems of Philosophy, Faculty of Philosophy, Russian State University for the Humanities
Affiliation: RSUH
Address: 125047, Moscow, Miusskaya Square, 6
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
Edition
Abstract

The article analyzes J.G. Hamann's (1730-1788) criticism of Kant's theological views in the field of physicotheology and theology of history. According Kant, it is possible to think about God, but it is not possible to perceive Him. Totally denying the possibility of perceiving of the supersensible, Kant considers impossible to perceive divine actions. Hamann criticizes the Kantian model of perception as starting from a pre-linguistic sensory manifoldand assertы the initially linguistic and therefore internally communicative nature of human perception. He points out that а human being perceives the sensual (sensory) and supersensible (semantic) in their dynamic unity, similar to the unity of the sensory (phonetic or graphic) and semantic sides in a word, that is heard or read by a person. Understanding human perception in this way, Hamann develops a Christian hermeneutics of nature and history, aimed at understanding of the direct presence and participation of God in human life. The paradigm for such a hermeneutics, according to Hamann, is given by the Holy Scripture, which speaks of God not only as the Creator of all things, but also as a living participant in the life of His creation - and, above all, the historical life of human beings created by Him in His image and likeness.

 

Keywordsphysicotheology, theology of history, reason, language, perception, supersensible
Received16.12.2023
Publication date19.12.2023
Number of characters27064
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 При рассмотрении теологии И. Канта особый интерес представляет критическое осмысление его теологических взглядов другим великим кенигсбержцем И.Г. Гаманом (1730-1788). Этот гениальный мыслитель, которого великий Гёте считал «самой светлой головой своего времени» (Müller 1982, S. 109), и не столь большая известность которого обусловлена крайней сложностью его работ, был собеседником и оппонентом Канта на протяжении всего периода своего творчества. И с самого начала для гамановской оппозиции Канту — оппозиции, развивая которую, Гаман прокладывал пути мысли, крайне важные для последующей истории философии1 — именно теологический элемент играл решающую роль. 1. Оппонируя Канту, Гаман развивает свою философию языка, во многом упреждающую философию языка М. Хайдеггера, а также прокладывает пути экзистенциальной мысли С. Кьеркегора.
2 Личное общение Канта и Гамана началось, по всей видимости, летом 1756 года, но завязка полемического диалога мыслителей имела место тремя годами позже, в 1759 году, и была связана с произошедшим весной 1758 года событием, определившиму дальнейшую судьбу И.Г. Гамана как мыслителя и человека — религиозным обращением, которое пережил Гаман в Лондоне, куда он прибыл с поручением от своего университетского друга К. Беренса. Беренс, рижанин, представитель семейства крупных предпринимателей, подружился с Гаманом в годы учёбы в кенигсбергской Альбертине. Их дружба продолжилась и после завершения ими университетской учёбы. Беренс, увлечённый идеями Просвещения и имевший не только коммерческие, но и политические амбиции, видел в своём талантливом друге человека, который мог бы стать его близким помощником и советником, и искал возможности посвятить Гамана в дела своей фирмы. Первоначально он планировал взять Гамана с собой в поездку в Петербург, но возникло некое дело в Лондоне2, и Беренс предложил Гаману поехать туда с поручением от него. После некоторых колебаний Гаман соглашается. Прибыв в Лондон в апреле 1757 года, Гаман обнаруживает, что порученное ему дело не может быть выполнено в силу объективных обстоятельств. Познакомившись в Лондоне с молодым лютнистом, имевшим богатого покровителя, Гаман некоторое время предаётся весёлой и разгульной жизни в компании своего нового знакомого, но обнаружив, что упомянутый богатый покровитель — гомосексуалист, и имеет на него виды, ретируется из этой компании, снимает в долг небольшую квартиру и пишет Беренсу письмо, прося денег на обратную дорогу, поскольку все имевшиеся в его распоряжении средства были им потрачены. На съёмной квартире, будучи в тяжёлом душевном и физическом самочувствии, Гаман решает попробовать перечитать Библию, кстати оказавшуюся в его распоряжении. Это чтение совершило в нём решительный переворот. Хотя он и до этого читал текст Библии, теперь с его ума и сердца оказывается словно бы снято покрывало, мешавшее ему воспринять слово Божие в его силе и действенности (Hamann 1993, S. 147). Гаман «сходит во ад самопознания» и одновременно находит себя как того мыслителя-христианина, каким мы знаем его сегодня. Читая Библию, Гаман начинает записывать мысли, пробуждаемые в нём этим чтением, результатом чего становится текст, известный сегодня как «Библейские размышления христианина». Завершив чтение, он пишет ещё несколько текстов: «Мысли о ходе моей жизни», «Мысли о церковных песнопениях», «Крохи», «Размышление о ньютоновом Трактате о пророчествах», «Молитва». Эти работы, которые сам Гаман не планировал публиковать, документируют рождение Гамана как уникального мыслителя-христианина, который в философии 18 века займёт, по точной характеристике О. Байера, место «современника-оппонента» («Zeitgenosse im Widerspruch») своей эпохи, прокладывающего в философии новые пути. 2. И Беренс, и Гаман не оставили никаких сведений о том, в чём состояло это дело. Исследователь Гамана Й. Надлер предполагает, что это связано с тем, что дело было секретным и носило политический характер (Nadler 1949, S. 74).

views: 199

Readers community rating: votes 0

1. Hamann J.G. (2003) Socratic Memories // Gilmanov B.Kh. Philosophy of “image” by J.G. Hamann and the Enlightenment. Kaliningrad: KSU. Pp. 423-476. (In Rus.)

2. Gilmanov V. Kh. (2013). Hamann and Kant: the battle for pure reason. Kaliningrad: BFU. 232 pp. (In Rus.)

3. Kant I. (1994а). The only possible basis for proving the existence of God // A.V. Gulyga (ed.) Works: in 8 volumes. T. 1. M.: CHORO. Pp. 383-498. (In Rus.)

4. Kant I. (1993). Towards eternal peace // N.V. Motroshilova, B. Tuschling (ed.) Works in 4 volumes in German and Russian. T. 1. Treatises and articles (1784-1796). M.: Kami. Pp. 352-477. (In Rus.)

5. Kant I. (1964). Letter to Mark Hertz // A.V. Gulyga (ed.), I. Kant Works in six volumes. T. 2. M.: Mysl'. Pp. 427-436. (In Rus.)

6. Kant I. (1994b). Religion within the limits of reason alone // A.V. Gulyga (ed.) Works: in 8 volumes. T. 6. M.: CHORO. Pp. 5-223. (In Rus.)

7. Pico della Mirandola G. (1981). Speech on the dignity of man // Renaissance Aesthetics. T 1. M.: Iskusstvo. Pp. 249-262. (In Rus.)

8. Hamann J.G. (1993). Londoner Schriften. München: Verlag C.H. Beck. 604 s.

9. Hamann J.G. (2023). Brief an I. Kant, April 1774 // Johann Georg Hamann: Kommentierte Briefausgabe ( H K B ). [Electronic source. URL: https://hamann-ausgabe.de/HKB/Briefe/406 Access date: 10/23/2023]

10. Hamann J.G. (1825). Metakritik über den Purismus der Vernunft // Hamanns Schriften. Herausgegeben von Friedrich Roth. Bd. 7. Leipzig. [Electronic source. URL: https://www.gleichsatz.de/b-u-t/trad/hama2.html Access date: 23.10.2023]

11. Müller F. (1982). Unterhaltungen mit Goethe. Weimar: Beck, 1982. 401 s.

12. Nadler J. (1949). Johann Georg Hamann (1730-1788). Der Zeuge des Corpus mysterium. Salzburg: Otto Müller Verlag. 522 s.

Система Orphus

Loading...
Up