Разум и Откровение. Критика И.Г. Гаманом теологических взглядов И.Канта

 
Код статьиS271326680028898-7-1
DOI10.18254/S271326680028898-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ
Аффилиация: РГГУ
Адрес: 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется критика теологических взглядов Канта в области физикотеологии и теологии истории его современником И.Г. Гаманом. Кант рассматривает Бога как фигуру, которую человек способен мыслить. Однако, отрицая возможность восприятия сверхчувственного, он полагает невозможным восприятие человеком божественных действий. Гаман критикует кантовскую модель восприятия как начинающегося с доязыкового сенсорного многообразного и утверждая изначально языковой и потому внутренне коммуникативный характер человеческого восприятия. Он указывает на то, что в самом своём восприятии человек воспринимает чувственное (сенсорное) и сверхчувственное (смысловое) в их динамическом единстве, подобном единству сенсорной (фонетической или графической) и смысловой сторон в слышимом или читаемом человеком слове. Понимая таким образом человеческое восприятие, Гаман разрабатывает христианскую герменевтику природы и истории, нацеленную на познание непосредственного присутствия и участия Бога в человеческой жизни. Парадигму такой герменевтики даёт, по мысли Гамана, Священное Писание, говорящее о Боге не только как о Творце всего сущего, но и как о живом участнике судьбы своего творения — и прежде всего, исторической судьбы созданного Им по Своему образу и подобию человека.

Ключевые словафизикотеология, теология истории, разум, язык, восприятие, сверхчувственное
Получено16.12.2023
Дата публикации19.12.2023
Кол-во символов27064
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 При рассмотрении теологии И. Канта особый интерес представляет критическое осмысление его теологических взглядов другим великим кенигсбержцем И.Г. Гаманом (1730-1788). Этот гениальный мыслитель, которого великий Гёте считал «самой светлой головой своего времени» (Müller 1982, S. 109), и не столь большая известность которого обусловлена крайней сложностью его работ, был собеседником и оппонентом Канта на протяжении всего периода своего творчества. И с самого начала для гамановской оппозиции Канту — оппозиции, развивая которую, Гаман прокладывал пути мысли, крайне важные для последующей истории философии1 — именно теологический элемент играл решающую роль. 1. Оппонируя Канту, Гаман развивает свою философию языка, во многом упреждающую философию языка М. Хайдеггера, а также прокладывает пути экзистенциальной мысли С. Кьеркегора.
2 Личное общение Канта и Гамана началось, по всей видимости, летом 1756 года, но завязка полемического диалога мыслителей имела место тремя годами позже, в 1759 году, и была связана с произошедшим весной 1758 года событием, определившиму дальнейшую судьбу И.Г. Гамана как мыслителя и человека — религиозным обращением, которое пережил Гаман в Лондоне, куда он прибыл с поручением от своего университетского друга К. Беренса. Беренс, рижанин, представитель семейства крупных предпринимателей, подружился с Гаманом в годы учёбы в кенигсбергской Альбертине. Их дружба продолжилась и после завершения ими университетской учёбы. Беренс, увлечённый идеями Просвещения и имевший не только коммерческие, но и политические амбиции, видел в своём талантливом друге человека, который мог бы стать его близким помощником и советником, и искал возможности посвятить Гамана в дела своей фирмы. Первоначально он планировал взять Гамана с собой в поездку в Петербург, но возникло некое дело в Лондоне2, и Беренс предложил Гаману поехать туда с поручением от него. После некоторых колебаний Гаман соглашается. Прибыв в Лондон в апреле 1757 года, Гаман обнаруживает, что порученное ему дело не может быть выполнено в силу объективных обстоятельств. Познакомившись в Лондоне с молодым лютнистом, имевшим богатого покровителя, Гаман некоторое время предаётся весёлой и разгульной жизни в компании своего нового знакомого, но обнаружив, что упомянутый богатый покровитель — гомосексуалист, и имеет на него виды, ретируется из этой компании, снимает в долг небольшую квартиру и пишет Беренсу письмо, прося денег на обратную дорогу, поскольку все имевшиеся в его распоряжении средства были им потрачены. На съёмной квартире, будучи в тяжёлом душевном и физическом самочувствии, Гаман решает попробовать перечитать Библию, кстати оказавшуюся в его распоряжении. Это чтение совершило в нём решительный переворот. Хотя он и до этого читал текст Библии, теперь с его ума и сердца оказывается словно бы снято покрывало, мешавшее ему воспринять слово Божие в его силе и действенности (Hamann 1993, S. 147). Гаман «сходит во ад самопознания» и одновременно находит себя как того мыслителя-христианина, каким мы знаем его сегодня. Читая Библию, Гаман начинает записывать мысли, пробуждаемые в нём этим чтением, результатом чего становится текст, известный сегодня как «Библейские размышления христианина». Завершив чтение, он пишет ещё несколько текстов: «Мысли о ходе моей жизни», «Мысли о церковных песнопениях», «Крохи», «Размышление о ньютоновом Трактате о пророчествах», «Молитва». Эти работы, которые сам Гаман не планировал публиковать, документируют рождение Гамана как уникального мыслителя-христианина, который в философии 18 века займёт, по точной характеристике О. Байера, место «современника-оппонента» («Zeitgenosse im Widerspruch») своей эпохи, прокладывающего в философии новые пути. 2. И Беренс, и Гаман не оставили никаких сведений о том, в чём состояло это дело. Исследователь Гамана Й. Надлер предполагает, что это связано с тем, что дело было секретным и носило политический характер (Nadler 1949, S. 74).

всего просмотров: 190

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаман И.Г. (2003) Достопримечательные мысли Сократа // Гильманов Β.Х. Философия «образа» И.Г. Гамана и Просвещение. Калининград: Изд-во КГУ. С. 423-476.

2. Гильманов В.Х. (2013). Гаман и Кант: битва за чистый разум. Калининград: Изд-во БФУ. 232 с.

3. Кант И. (1994а). Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога // А.В. Гулыга (ред.) Сочинения: в 8-ми т. Т. 1. М.: ЧОРО. С. 383-498.

4. Кант И. (1993). К вечному миру // Н.В. Мотрошилова, Б. Тушлинг (ред.) Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784-1796). М.: Изд. Фирма АО «Ками». C. 352-477.

5. Кант И. (1964). Письмо к Марку Герцу // А.В. Гулыга (ред.), И. Кант Сочинения в шести томах. Т. 2. М.: Мысль. С. 427-436.

6. Кант И. (1994b) Религия в пределах только разума // А.В. Гулыга (ред.) Сочинения: в 8-ми т. Т. 6. М.: ЧОРО. С. 5-223.

7. Пико делла Мирандола Дж. (1981). Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т 1. М.: Искусство. С. 249-262.

8. Hamann J.G. (1993). Londoner Schriften. München: Verlag C.H. Beck. 604 s.

9. Hamann J.G. (2023). Brief an I. Kant, April 1774 // Johann Georg Hamann: Kommentierte Briefausgabe ( H K B ). [Электронный источник. URL: https://hamann-ausgabe.de/HKB/Briefe/406 Дата обращения: 23.10.2023]

10. Hamann J.G. (1825). Metakritik über den Purismus der Vernunft // Hamanns Schriften. Herausgegeben von Friedrich Roth. Bd. 7. Leipzig. [Электронный ресурс. URL: https://www.gleichsatz.de/b-u-t/trad/hama2.html Дата обращения: 23.10.2023].

11. Müller F. (1982). Unterhaltungen mit Goethe. Weimar: Beck. 401 s.

12. Nadler J. (1949). Johann Georg Hamann (1730-1788). Der Zeuge des Corpus mysterium. Salzburg: Otto Müller Verlag. 522 s.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх