F.E. Abbot’s «Scientific Theism» and Critique of Kantian Philosophy

 
PIIS271326680028893-2-1
DOI10.18254/S271326680028893-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Master's degree student of 2nd course
Affiliation: State Academic University for Humanities (GAUGN)
Address: 119049, Russian Federation, Moscow, Maronovskiy per., 26
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 3
Abstract

In this paper author presents a translation of the first section of the introduction and fragments of second part of F.E. Abbott’s book «Scientific Theism» (1885). The author provides significant elements of Abbott's biography and also identifies the key ideas set out in the «Scientific Theism». Also this paper contains the analysis of the Abbott's criticism of some elements of Kantian philosophy and comprehension of his assessment of the position of the Kant’s thought in the history of philosophy.

KeywordsF.E. Abbot, scientific theism, nominalism, realism, relationism, kantianism, theology, science.
Received27.09.2023
Publication date30.11.2023
Number of characters8472
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Вероятнее всего, отечественный читатель сталкивался с именем Фрэнсиса Эллингвуда Эббота (1836 – 1903) только в контексте обсуждения философской биографии Ч.С. Пирса (яркий пример — работа Ю.К. Мельвиля «Чарльз Пирс и прагматизм» [1, c. 17, 160, 334]). Действительно, в статье «Что такое прагматизм?» Пирс отдает должное «доктору Эбботу» за осуществленную им актуализацию положений схоластического реализма [2, p. 171-172]. Но можно ли рассматривать Эббота только как мыслителя «второго порядка», чье значение состояло в привлечении внимания Пирса к роли реализма в философии науки? Мы полагаем, что самобытность и уникальность философской мысли Ф.Э. Эббота, равно как и ее включенность в проблематику, актуальную для обсуждения в философии и теологии кон. XIX в., достойны самостоятельного изучения, небольшим шагом на пути которого может стать данная публикация фрагментов работы Эббота «Научный теизм».
2 Самостоятельные русскоязычные работы, посвященные философской биографии Эббота, на сегодняшний день отсутствуют. Но немногочисленными они являются и в зарубежной литературе: пожалуй, единственным обстоятельным исследованием, посвященным Эбботу, является работа С.Э. Альстрома и Р.Б. Маллина «Научный теист: жизнь Фрэнсиса Эллингвуда Эббота» [3]. Мы адресуем читателя к ней как к примеру серьезного биографического анализа, богатого множеством значимых деталей. Также стоит упомянуть работу У.К. Пидена «Философ свободной религии: Фрэнсис Эллингвуд Эббот, 1836-1903» [4]. Здесь же мы вкратце рассмотрим основные вехи его жизненного пути.
3 Эббот родился 6 ноября 1836 в Бостоне, в семье учителя Джозефа Хейла Эббота, унаследовавшего пуританские нравственные ценности, и его жены Фанни Эллингвуд Эббот, творческой личности, отличавшейся либеральными взглядами, в том числе — на религиозные вопросы. В силу слабого здоровья, до 15 лет Эббот обучается дома, далее, в 1851, он успешно сдает экзамены и поступает в Бостонскую латинскую школу. С отличием окончив ее в 1854, он поступает в Гарвард-колледж. В 1859 получает степень бакалавра искусств. С периодом обучения в Гарвард-колледже связано событие, оказавшее влияние на всю последующую жизнь Эббота: в 1857 он знакомится с Кэтрин Лоринг (трогательная и во многом трагическая история их любви получила выражение в собрании их писем и дневниковых записей, опубликованным под названием «If Ever Two Were One» [5]). Так, поступив в Гарвардскую школу богословия в 1859, он оставляет обучение и отправляется вслед за семьей Лоринг в Миннесоту, где поступает в унитарианскую семинарию в Мидвилле. В семинарские годы Эббот существенно расширяет свой общенаучный и философский кругозор: он знакомится с дарвинизмом (что впоследствии вдохновило его на написание двух статей для North American Review), с проблемами научного метода, значимыми философскими идеями, определявшими интеллектуальный климат эпохи. В частности, он с увлечением критикует агностические взгляды У. Гамильтона. В 1863 Эббот завершает обучение в семинарии, а год спустя принимает сан священника.

views: 134

Readers community rating: votes 0

1. Mel'vil' Yu.K. Charl'z Pirs i pragmatizm. M.: MGU, 1968. 503 s.

2. Peirce C.S. What Pragmatism Is? // The Monist. 1905. Vol.15. No.2. P. 161-181.

3. Ahlstrom S.E., Mullin R.B. The Scientific Theist: A Life of Francis Ellingwood Abbot. Macon: Mercer University Press, 1987.184 p.

4. Peden W.C. The Philosopher of Free Religion: Francis Ellingwood Abbot, 1836-1903. New York: Peter Lang, 1992. 207 p.

5. If Ever Two Were One: A Private Diary of Love Eternal. New York: Regan Books, 2004. 304 p.

6. Abbot F.E. Scientific Theism. Boston: Little, Brown & Co, 1888. xvii + 219 p.

7. Kluge E.-H. W. Roscelin and the Medieval Problem of Universals // Journal of the History of Philosophy. 1976. Vol. 14. No. 4. P. 405-414.

8. Royce J. Abbot’s Scientific Theism // Science. 1886. Vol. 7. No. 166. P. 335-338.

9. Abbot F.E. Professor Royce's Libel: Public Appeal for Redress to the Corporation and Overseers of Harvard University, public letter. Boston: Geo H. Ellis, 141 Franklin Street, 1891. 48 p.

10. Peirce C.S. To The Editor of The Nation (obituary for F.E. Abbot) // The Nation. 1903. Vol. 77. No. 2001. P. 360.

Система Orphus

Loading...
Up