«Научный теизм» Ф. Э. Эббота и критика кантианской философии

 
Код статьиS271326680028893-2-1
DOI10.18254/S271326680028893-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Магистрант 2 курса
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: 119049, Российская Федерация, г. Москва, пер. Мароновский, д. 26
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 3
Аннотация

Представлен перевод первого раздела введения и фрагментов нескольких глав второй части работы американского философа и теолога свободной религии Ф.Э. Эббота «Научный теизм» (Scientific Theism, 1885). Рассматриваются значимые элементы биографии Эббота, а также основные идеи и результаты, реализованные в работе «Научный теизм». Воспроизводится критика некоторых элементов кантианской философии со стороны Эббота и оценка им роли Канта в истории философской мысли. 

Ключевые слова Ф.Э. Эббот, научный теизм, номинализм, реализм, реляционизм, кантианство, теология, наука.
Получено27.09.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов8472
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Вероятнее всего, отечественный читатель сталкивался с именем Фрэнсиса Эллингвуда Эббота (1836 – 1903) только в контексте обсуждения философской биографии Ч.С. Пирса (яркий пример — работа Ю.К. Мельвиля «Чарльз Пирс и прагматизм» [1, c. 17, 160, 334]). Действительно, в статье «Что такое прагматизм?» Пирс отдает должное «доктору Эбботу» за осуществленную им актуализацию положений схоластического реализма [2, p. 171-172]. Но можно ли рассматривать Эббота только как мыслителя «второго порядка», чье значение состояло в привлечении внимания Пирса к роли реализма в философии науки? Мы полагаем, что самобытность и уникальность философской мысли Ф.Э. Эббота, равно как и ее включенность в проблематику, актуальную для обсуждения в философии и теологии кон. XIX в., достойны самостоятельного изучения, небольшим шагом на пути которого может стать данная публикация фрагментов работы Эббота «Научный теизм».
2 Самостоятельные русскоязычные работы, посвященные философской биографии Эббота, на сегодняшний день отсутствуют. Но немногочисленными они являются и в зарубежной литературе: пожалуй, единственным обстоятельным исследованием, посвященным Эбботу, является работа С.Э. Альстрома и Р.Б. Маллина «Научный теист: жизнь Фрэнсиса Эллингвуда Эббота» [3]. Мы адресуем читателя к ней как к примеру серьезного биографического анализа, богатого множеством значимых деталей. Также стоит упомянуть работу У.К. Пидена «Философ свободной религии: Фрэнсис Эллингвуд Эббот, 1836-1903» [4]. Здесь же мы вкратце рассмотрим основные вехи его жизненного пути.
3 Эббот родился 6 ноября 1836 в Бостоне, в семье учителя Джозефа Хейла Эббота, унаследовавшего пуританские нравственные ценности, и его жены Фанни Эллингвуд Эббот, творческой личности, отличавшейся либеральными взглядами, в том числе — на религиозные вопросы. В силу слабого здоровья, до 15 лет Эббот обучается дома, далее, в 1851, он успешно сдает экзамены и поступает в Бостонскую латинскую школу. С отличием окончив ее в 1854, он поступает в Гарвард-колледж. В 1859 получает степень бакалавра искусств. С периодом обучения в Гарвард-колледже связано событие, оказавшее влияние на всю последующую жизнь Эббота: в 1857 он знакомится с Кэтрин Лоринг (трогательная и во многом трагическая история их любви получила выражение в собрании их писем и дневниковых записей, опубликованным под названием «If Ever Two Were One» [5]). Так, поступив в Гарвардскую школу богословия в 1859, он оставляет обучение и отправляется вслед за семьей Лоринг в Миннесоту, где поступает в унитарианскую семинарию в Мидвилле. В семинарские годы Эббот существенно расширяет свой общенаучный и философский кругозор: он знакомится с дарвинизмом (что впоследствии вдохновило его на написание двух статей для North American Review), с проблемами научного метода, значимыми философскими идеями, определявшими интеллектуальный климат эпохи. В частности, он с увлечением критикует агностические взгляды У. Гамильтона. В 1863 Эббот завершает обучение в семинарии, а год спустя принимает сан священника.

всего просмотров: 131

Оценка читателей: голосов 0

1. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М.: МГУ, 1968. 503 с.

2. Peirce C.S. What Pragmatism Is? // The Monist. 1905. Vol.15. No.2. P. 161-181.

3. Ahlstrom S.E., Mullin R.B. The Scientific Theist: A Life of Francis Ellingwood Abbot. Macon: Mercer University Press, 1987.184 p.

4. Peden W.C. The Philosopher of Free Religion: Francis Ellingwood Abbot, 1836-1903. New York: Peter Lang, 1992. 207 p.

5. If Ever Two Were One: A Private Diary of Love Eternal. New York: Regan Books, 2004. 304 p.

6. Abbot F.E. Scientific Theism. Boston: Little, Brown & Co, 1888. xvii + 219 p.

7. Kluge E.-H. W. Roscelin and the Medieval Problem of Universals // Journal of the History of Philosophy. 1976. Vol. 14. No. 4. P. 405-414.

8. Royce J. Abbot’s Scientific Theism // Science. 1886. Vol. 7. No. 166. P. 335-338.

9. Abbot F.E. Professor Royce's Libel: Public Appeal for Redress to the Corporation and Overseers of Harvard University, public letter. Boston: Geo H. Ellis, 141 Franklin Street, 1891. 48 p.

10. Peirce C.S. To The Editor of The Nation (obituary for F.E. Abbot) // The Nation. 1903. Vol. 77. No. 2001. P. 360.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх