A Priori and A Posteriori: Two Ways of Philosophy to God in the Late Schelling

 
PIIS271326680027856-1-1
DOI10.18254/S271326680027856-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation:
Saint Petersburg State University
Russian State Pedagogical University in the name of A. I. Herzen
Address: Russian Federation,
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 3
Abstract

In my article, I reconstruct the understanding of a priori and a posteriori in connection with the difference between negative and positive philosophy in the thinking of late Schelling. I place special emphasis on the connection of these concepts in the context of each of these philosophical sciences with the problem of cognition of God and proving His existence. As result, I established that in negative philosophy knowledge is carried out a priori, and the prius here is the infinite potentiality of being as the first thing conceived by pure reason. The concept of God is achieved here by excluding of accidental definitions from the first conceivable by reason. In a certain sense, it appears as posterius, i.e. as  the result of such a science. But the infinite potentiality of being is only a relative prius, the absolute one is the undoubted only existing. It is in relation to it, that positive philosophy a posteriori proves that it is God, who here appears in his existence as prius, but in his divinity as posterius. Based on this, Schelling calls negative philosophy the apriorism of the empirical, and positive philosophy is the empiricism of the apriori for him. In the conclusion of the article, I draw some reflections about the relevance of these views of Schelling for the current philosophical situation.

 

Keywordsnegative philosophy, positive philosophy, a priori, a posteriori, proof of the existence of God, that-which-is, being, existence, essence, F.W.J. Schelling.
Received17.11.2023
Publication date30.11.2023
Number of characters43306
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Поздняя философия Ф.В.Й. Шеллинга — явление нетривиальное в истории философии, оно с трудом вписывается в устоявшиеся историко-философские клише, нередко вообще ставя под сомнение их универсальную значимость, и сопротивляется объективной и окончательной историко-философской оценке. Действительно, уже в период первичной рецепции мысли позднего Шеллинга сложилась ее квалификация в качестве ретроградной, иррационалистической, клерикальной и пр., которая переходит затем и в ХХ столетие. Так, М. Хайдеггер, еще в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» (1809) Шеллинга видевший «вершину метафизики немецкого идеализма» (Heidegger 1996, S.1), в своих «Черных тетрадях» решающее для всей поздней шеллинговской мысли различие между негативной и позитивной философией называет «беспомощным» (Хайдеггер 2016, с. 114). В свою очередь Ж. Бофре интерпретирует эту мысль как только «идеалистическую апологию иудео-христианских представлений» (Бофре 2007, с. 186). И все же уже в веке XIX можно найти иное понимание масштаба философии позднего Шеллинга и ее роли в историко-философском процессе. Так, Э. ф. Гартман видел в т.н. позитивной философии Шеллинга «единство Гегеля и Шопенгауэра» (Hartmann 1869), а в XX веке В. Шульц усматривает в поздней философии Шеллинга «завершение (Vollendung) немецкого идеализма» (Schulz 1975). Еще радикальнее оценивает новаторство и перспективность позитивной философии у позднего Шеллинга Л. Тенгели, который считает, что позднее шеллинговское «воззрение, взятое для себя, уже означает новую эпоху философского мышления: эпоху, которую мы можем обозначить как нашу — в самом широком смысле слова» (Tengelyi 2015, S. 169).
2 В настоящей статье нет возможности ни проводить хотя бы предварительную реконструкцию основных моментов в понятии философии у позднего Шеллинга, ни давать оценку и занимать ту или иную позицию по поводу их исторической и актуальной философской значимости. Вместо этого здесь предпринимается рассмотрение шеллинговской трактовки одной хорошо известной пары понятий — априорное и апостериорное. Цель настоящей статьи в данной связи состоит в том, чтобы прояснить, как именно Шеллинг трактовал каждое из названных понятий, а также конкретный способ их корреляции, но кроме того — понять, насколько он модифицирует их употребление по сравнению с традиционным и привычным, прежде всего кантовским их употреблением. Это в свою очередь внесет свой вклад в приближение к пониманию того, во-первых, как и насколько Шеллинг трансформирует предшествовавшую ему философскую традицию, а также какое место в ней он занимает, но, во-вторых, и то, может ли поздний Шеллинг предложить что-либо для актуальной философской работы.
3 Для реализации указанной цели потребуется решение следующих исследовательских задач. (1) Дать самый общий очерк понимания специфики негативной и позитивной философии, сделав особый акцент на способ отношения той и другой к божественному. (2) Посмотреть, как именно этот философ трактует понятия априорного и апостериорного в контексте различия двух названных типов философии и соответствующих им способов постижения Бога. (3) Сделать предварительные выводы об актуальности шеллинговского понимания априорного и апостериорного для сегодняшних философских исследований.

views: 122

Readers community rating: votes 0

1. Bofre Zh. (2007). Dialog s Khaideggerom. (Conversation with Heidegger). Kn.1. Grecheskaya filosofiya. SPb: Vladimir Dal', 2007. (In Rus.)

2. Buchheim, Th. (1992). Eins von Allem: die Selbstbescheidung des Idealismus in Schellings Spätphilosophie. Hamburg: Felix Meiner Verlag

3. Courtine, J.-F. (1990). Extase de la raison. Essais sur Schelling. Paris : Éditions Galilée.

4. Gusserl' E. (2009). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaya. Obshchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu. (Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. First Book). Per. s nem. A. V. Mikhailova. M.: Akademicheskii proekt. (In Rus.)

5. Hartmann E.v. (1869). Schellings positive Philosophie als Einheit von Hegel und Schopenhauer. Berlin: Otto Loewenstein.

6. Heidegger M. (1991). Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd. 49: Zur erneuten Auslegung von Schelling: Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände (1809) (I. Trimester 1941/Summer semester 1941), Hrsg. Günther Seubold. Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann Verlag.

7. Kant I. (1964). Kritika chistogo razuma. (Critique of Pure Reason). Sochineniya v 6 t. T. 3. M.: Mysl'. (In Rus.)

8. Krichevskii A. V. (2009). Obraz absolyuta v filosofii Gegelya i pozdnego Shellinga. (The Shape of the Absolute in Philosophy of Hegel and Late Schelling). M.: IF RAN. (In Rus.)

9. Patkul A. B. (2016). Shellingovskoe ponyatie opyta. (Schelling’s Concept of Experience). Tyagotenie. K 50-letiyu Askol'da Vladimirovicha Timofeenko. SPb.: Izd-vo RKhGA. S. 45–66. (In Rus.)

10. Sartr Zh.-P. (1990). Ekzistentsializm — eto gumanizm. (Existentialism is a Humanism). Sumerki bogov, red. A. A. Yakovleva. M.: Izdatel'stvo politicheskoi literatury.

11. Shelling F. V. I. (2000). Filosofiya otkroveniya. (Philosophy of Revelation). V 2 t. T. 1. Per. s nem. A. L. Pestova. SPb.: Nauka. (In Rus.)

12. Shelling F.V.I. (2013). Filosofiya mifologii. (Philosophy of Mythology). V 2 t. T. 1. Per. s nem. V. M. Lineikina. SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. (In Rus.)

13. Schulz W. (1975) Die Vollendung des Deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings. 2., erw. Aufl. Pfullingen: Günter Neske.

14. Tengelyi L. (2015) Welt und Endlichkeit: Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg i. B.; München: Karl Alber.

Система Orphus

Loading...
Up